Морфологический метод научного поиска

Лариса Болотова
   Основной метод, существовавший в научном поиске – это метод проб и ошибок. Если бы был известен метод, с помощь которого происходят открытия, то это дало возможность избежать многих ошибок и ложных ходов мысли.   
 
   Один из таких методов был метод Цвикки. Он создал морфологический метод, названный им методом направленной интуиции. Метод, заставляющий исследователя видеть не только путь, что привычен, что перед глазами, но и все боковые ответвления, все возможные варианты. Цвикки предложил строить на бумаге так называемый морфологические ящики – таблицы, где на одной оси записаны основные параметры будущей теории (механизма, конструкции, явления), а на другой оси – все возможные значения этих параметров.

     В книге П.Р. Амнуэля « Загадки для знатоков» дан пример морфологического ящика «вспышки в космосе». По одной оси  в нём располагаются  объекты, по другой возможные варианты.

Объект до вспышки. Газ, пыль, метеорит, планета, звезда, звездная система, тело неизвестной природы.

Объект, вызвавший вспышку. Газ, пыль, метеорит, планета, та же звезда, другая звезда, система звёзд, тело неизвестной природы.

Объект после вспышки. Газ, пыль, метеорит, планета, та же звезда, изменившаяся звезда, система звёзд, тело неизвестной природы.

Какая энергия переходит в энергию вспышки. Гравитационная, механическая, электрическая, магнитная, тепловая, энергия вырождения, ядерная, химическая.

Какая энергия выделяется во время вспышки. Гравитационная, механическая, электрическая, магнитная, тепловая, энергия вырождения, ядерная, химическая.

Тип взаимодействия между объектами. Нет взаимодействия, гравитационное, электрическое, магнитное, сильное, слабое, механическое.

Временной характер взаимодействия. Нет взаимодействия, временная связь, связь лишь при вспышке, постоянная связь, переменная связь.

Повторяемость вспышек. Нет, регулярные вспышки, нерегулярные вспышки, серия вспышек.

Длительность вспышек. 10 в -3 степени, 1 сек, 1 мин, 1 час, 1 день, 1 месяц, 1 год, 10 лет.

Амплитуда вспышки. Бесконечно большая, 2 раза, 2-10 раз, 10-100 раз, 100 – 1000 раз, 10 в 3 степени – 10 в 4 степени, 10 в 4 степени – 10 в 5 степени, 10 в 5 степени.

    Используя этот метод, можно уменьшить количество проб и ошибок, определив направление в котором нужно вести свой научный поиск.