Ч. 5 Нашли покой на дне океана. Orzel

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/06/679

Потопление U-39 после неудачной атаки авианосца «Ark Royal» было первой победой англичан в войне с подводным противником. В тот же день самолёты этого авианосца атаковали глубинными бомбами другую немецкую подводную лодку, U-30.

Но чего только не случалось на войне! Охотники стали добычей. Пилоты сбросили бомбы на такой малой высоте, что сбили сами себя поднявшимися столбами воды. Подводники выловили из воды лётчиков и доставили пленных в Германию. Геббельсовская пресса захлёбывалась от радости.

19 сентября командующий английским флотом адмирал Форбс получил донесение о том, что  немецкая подводная лодка потопила рыболовные суда в районе мыса Бат-ов-Льюис.

 Рыболовство во время войны имело для Англии стратегическое значение. Рыбаки в любую погоду, рискуя погибнуть от стихии или быть потопленными подводными лодками или фашистскими рейдерами, выходили в море для ловли рыбы – нужно было кормить население.

Форбс немедленно направил в этот район десять эсминцев и военно-морскую авиацию. Они потопили подводную лодку U-29, а её экипаж взяли в плен.

После оккупации гитлеровцами Голландии англичанам пришлось усиливать флот метрополии. Неожиданное пополнение поступило от поляков. Ещё во время оккупации Польши подводная лодка  «Wilk»  и эсминцы  «Blyskawica», «Grom» and «Burza» сумели прорваться сквозь немецкий заслон и присоединиться к английскому флоту.

Исключительную смелость и инициативу проявили моряки польской подводной лодки «Orzel», заслуживающие отдельного рассказа. Подлодка в начале войны вышла в море на охоту за немецким линкором «Schleswig-Holstein». Но события развивались так быстро, что она была вынуждена покинуть район поиска.

Командир подлодки капитан-лейтенант Хенрик Клочковски получил приказ следовать в Швецию, но по неизвестной причине выбрал Таллин. В пути подлодку атаковали глубинными бомбами два немецких тральщика, она получила повреждение, которое личный состав своими силами не мог исправить.

В столице Эстонии 15 сентября Клочковски госпитализировали для лечения какой-то болезни, которой он страдал с 8 сентября. Командование принял на себя старпом капитан-лейтенант Ян Грудзински. По Гаагской конвенции 1907 года  лодка могла войти в нейтральный порт на 24 часа.
Но, под нажимом немецкого посольства, эстонские власти прислали на лодку вооружённые отряд, командир которого объявил, что экипаж интернирован и потребовал сдать всё оружие.

Стали выгружать торпеды, выгрузили пятнадцать торпед из двадцати, потому что Ян Грудзински незаметно вывел из строя лебёдку. Офицер, командовавший отрядом солдат, отложил выгрузку торпед на следующий день. Выгрузили артиллерийский боезапас.

 Эстонцы также конфисковали все навигационные средства и карты. Было уже поздно, поэтому работу по разоружению лодки прекратили. Оставив двух человек часовыми, отряд покинул лодку. Между тем, поляки сговорились бежать. В полночь они обезоружили и связали часовых, отдали швартовы и направились к выходу из бухты.

Выйти незамеченными не удалось. Боевую рубку изрешетили пулемётным огнём. При выходе из бухты сели на мель, но, продув цистерны, сумели быстро с неё сняться. Снарядом сбило радиоантенну, но в саму лодку эстонские артиллеристы не попали.

Полякам повезло, артиллеристы опасались поразить другие суда, поэтому обстреляли подлодку только из малокалиберного орудия.

Ранее команда подлодки слышала по радио, что в Англии польских моряков приняли с радостью, поэтому, чтобы продолжить борьбу с фашистами, решили следовать к англичанам, высадив по пути своих пленников. Эстонская и германская пресса писали, что поляки убили часовых, но они высадили их в Швеции, снабдив одеждой, деньгами и продовольствием.

Побег польской подводной лодки послужил германским и советским властям поводом для обвинения Эстонии в нарушении нейтралитета. ТАСС заявило, что эстонское правительство укрывало подводную лодку и умышленно позволило полякам сбежать.

При этом в заявлении содержался весьма прозрачный намёк на то, что  польская подводная лодка потопила в Нарвском заливе советский танкер «Металлист».

По вопросу таинственного потопления «Металлиста» я отсылаю читателя к интересной статье авторитетного военно-морского историка капитана 1 ранга в запасе Игоря Козыря, помещённую в Центральном Военно-Морском портале http://flot.com/history/events/lossofmetallist/ .

Подводная лодка «Orze;» не топила советский танкер. Командир лодки Ян Грудзински рассчитывал остановить в пути немецкое торговое судно и забрать его карты, но они встречали только военные суда, от которых приходилось скрываться.

Шли по карте, нарисованной по памяти штурманом Мокрски, который использовал лист со списком шведских маяков. Командир и штурман сумели провести подводную лодку через проливы, где сторожили немецкие корабли, несколько раз садились на мели, но благополучно с них снимались. Когда вышли в Северное море, попали в жестокий шторм.

14 октября подводная лодка вышла к восточному берегу Шотландии. Опасаясь попасть на минное поле, подали открытым текстом сигнал бедствия англичанам. К тому времени радист сумел наладить радиопередатчик.

Англичане выслали эсминец, который провёл подводников в военно-морскую базу Росайт. Три другие польские подводные лодки ушли в Швецию, где были интернированы. Сорок четыре дня следовала «Orze;» в Англию. Все давно считали, моряков погибшими. Переход польских подводников был настоящим подвигом.

Подводная лодка вошла в состав 2-флотилии подводных лодок, действовавших в районе Северного моря и Скагеррака. 6 апреля 1940 года подводная лодка «Orze;» торпедировала войсковой транспорт «Rio de Janeiro», перевозивший подразделение немецких  войск и вооружение в Берген.

«Orze;» участвовала в восьми боевых походах, провела сто суток в море. Из восьмого похода, в который она вышла 23 мая 1940 года, подводная лодка не вернулась. Обстоятельства её гибели и поныне остаются неизвестными.

Ян Грудзински родился в 1907 году в Киеве. Окончил 1-й кадетский корпус в Львове в 1925 году. Первое офицерское звание присвоено в 1928 году. Служил на надводных и подводных кораблях.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/08/1409

На фотографии: Ян Грудзински