Грешник и праведник

Александр Засухин
      Скоро Рождество. В этот великий праздник даже закоренелые грешники начинают делать добрые дела. Вспомните хотя – бы знаменитый цикл рассказов «Рождественские повести» Чарльза Диккенса, много раз экранизированные. Сам писатель говорил, что Рождество — любимый праздник англичан, традиционно связанный с определёнными нравственными представлениями, в частности с обычаем примирения врагов, забвения обид, установления мира и доброжелательных отношений между людьми, к каким бы классам они ни принадлежали. Действительно в этот праздник хочется быть лучше, нравственные мысли начинают овладевать и очищать человека.

      Вспомним еще одного великого писателя – Льва Толстого, все творчество которого буквально пронизано нравственными проблемами добра и зла. Действительно, сюжет знаменитой повести «Отец Сергий» основан на  том, что одноименный священник за греховную мысль о прелюбодействе отрубает себе палец на руке. Только за греховную мысль! Только из боязни согрешить! И вообще, может ли рассматриваться грешная мысль – реальным грехом? Еще больший комплекс нравственных вопросов поднимает его известный роман «Анна Каренина». Женщина, изменившая своему мужу, претерпевает такие нравственные мучения и страдания, что кончает жизнь самоубийством. При этом редкий человек будет испытывать симпатии к ее мужу – праведнику. А мотив слабоволия и предательства графа Вронского?

       Недооцененным для многих шедевром творчества Льва Толстого являются его автобиографические дневники. Они поражают своей откровенностью и показывают, какие мучения и страдания приносили писателю его греховные поступки и как титанически он с ними боролся. Вы не читали дневников Льва Толстого? Тогда вы просто не понимаете, что такое жизнь и что в ней значит настоящее страдание – благо для человека или наоборот большое зло.

       Однако закончим это вступление и перейдем к нашей истории – притче, в которой также затрагиваются эти вопросы. И так, в одном городе жили праведник и грешник. Были соседями по квартире и хорошо друг – друга знали. Праведник, был не то что какой - то великой святости человек, но старался жить по заповедям христовым, посещал церковь, держал посты, делал добрые дела, старался не грешить. Да и грешник был тоже,  какой – то недоделанный и на большое зло явно неспособный.

      И вот, жили они, хорошо ли плохо, но так случилось, что в один день и даже час, они неожиданно  закончили свой земной путь и попали сразу к престолу Господа Бога в резиденцию  Апостола Петра, хранителя ключей от рая и ада. Комната была на удивление небольшая, сам Петр сидел на возвышении, а внизу перед ним стояли два стола со специалистами ангелами – менеджерами. Умершие вызывались по двое, встречал их старший ангел. Он подводил их к канцелярскому столу и просил ангела – менеджера дать информацию по своду их грехов и добрых дел. На каждого человека  уже была сформирована небольшая папка, в которой  был приведен анализ всей его жизни. Старший ангел, кратко просмотрев обе папки, оценивающе бросил взгляд на новопреставленных и сказал.
          -  Ну что,  с тобой, говорит он грешнику, - все ясно, ступай прямо в рай. А вот, ты, говорит он праведнику, – подожди,  с тобой еще будем разбираться. Праведник, который всю земную жизнь готовил себя к раю, был потрясен от этих слов.
        - Вы знаете, сказал праведник старшему ангелу - менеджеру, - так получилось, что я хорошо знаю этого человека и у вас с ним произошла какая – то ошибка. Он всегда  был никудышном христианином, вся его жизнь прошла на моих глазах, у него множество грехов. Может вы нас ним просто перепутали?
           - Система оценки здесь очень сложная, - ответил старший ангел.   - Там много что учитывается. Маркетинг и статистика проникли и в наши сферы. За ошибки нас тоже наказывают, ведь цена такой ошибки может быть вечность. Ну что, давайте еще раз посмотрим. Вот, например общий индекс греховности у него действительно в 5 раз превосходит Ваш. Правда, грехи в большинстве случаев мелкие. Ну, немножко предавал друзей, писал доносы, сильно баловался гордыней, был излишне гневлив и ругал всех и вся. Индекс блудливости у него также на среднем уровне. В общем, ничего интересного. Однако для справедливости нужно  отметить, что действительно его рейтинг средней величины греха значительно превосходит ваш, что больше характеризует как раз вас с хорошей стороны, чем его с плохой. Да и коэффициент дисперсии греха у вас значительно лучше. Но вот один показатель у него в 120 раз превышает ваш, а ему сейчас согласно указаниям из центра предается очень важное значение.
     – Какой еще показатель? Я Вам еще раз говорю, я хорошо знаю этого человека. Вся его жизнь прошла на моих глазах.
       – Что за показатель?  Раскаивание. Да, именно раскаивание.  По нашим оценкам согрешив, он страшно переживал, ругал себя, плакал, просил прощение у людей, которым причинял зло, давал клятвы стать лучше, девять раз мучительно раскаиваясь, он буквально сходил с ума и был на грани смерти и жизни. Вот, например, записано, что он пытался с понедельника начать новую жизнь 1122 раза – давно я не видел такого высокого коэффициента. Правда, хватало его обычно на 3-5 дней, от силы на две недели, а там все начиналось сначала. Лишь после женитьбы период положительной ремиссии длился у него с не большими перерывами около года. Индекс раскаивания у него очень высок. Он все время искренне старался стать лучше. Не получалось. Можете ли Вы оценить океан этих  мучений?  По большому счету вся его жизнь на земле это сплошное мучение. Да, как говорится – не согрешив, не покаешься. И еще одна цитата из Библии: «Покаявшийся грешник – любого праведника лучше...».

         По лицу праведника пробежала тень. Старший ангел заметил это и решил немного его приободрить.   - Впрочем, вы не отчаивайтесь, у вас ведь тоже все не так плохо. Формула расчета очень сложная – надо ведь учесть и добрые дела, а у Вас здесь достаточно  высокий индекс. Может и Вам удастся попасть в рай.

      Что же мы можем сказать в конце этой поучительной истории? Пожалуй, можно просто процитировать священное писание: «В христианстве, через страдание Господь наказывает верующего и очищает  душу и тело его от грехов, для того чтобы сделать всего человека праведным» - послание к евреям святого апостола Павла (Евр. 12: 4 – 13).