Легкой джазовой походкой

Онисе Баркалая
               
          Легкая, плавная походка придает ее движениям что-то цельное, гармоничное, и ее формы играют под одеждой с пленительной и опасной грацией.
                Из рассказа О.Бальзака «Второй силуэт женщины»
 
       Вы неожиданно оборачиваетесь и видите человека, который, как кажется, следит за вами: у него мягкая, крадущаяся походка леопарда перед прыжком… Вот ваш коллега семенит рядом с начальником на полусогнутых, почти так же, как и наши далекие предки с  известной картинки, показывающей эволюцию человека. Наоборот, у тучного начальника походка вперевалку — крутого человека, уверенного в своей правоте… «Летящей походкой ты вышла из мая!». Как радостно летит к Афоне Катя Снегирева («Афоня», режиссер Г.Данелия, 1975г.)!  Она еще не знает, что он навсегда уехал из города. А какой счастливой чувствует себя Филумена, когда она, пританцовывая, спешит к любимому Доменико! Боже, какая у нее походка! Она еще не догадывается, что скачек в этот день не бывает, а она-то направляется с ним на ипподром в полной уверенности, что дон Доме хочет показать ее обществу («Брак по-итальянски», режиссер В.Де Сика, 1964г.). 
       «Ее зовут Эдвардой. Она подросток, только что начавший формироваться в женщину; она еще держится с той особенной неуклюжестью, которая свойственна этому девическому возрасту, ступая ногами внутрь…» (А.Куприн «О Кнуте Гамсуне»). Упоминая о походке героини, писатель очень деликатно подобрал выражение для ее описания.
        Честно говоря, но от гоголевского Собакевича, помещика, человека дворянского происхождения, мы были вправе ожидать более или менее приятной наружности и хороших манер. В его походке не должен отражаться вековой тяжелый физический труд предков! Но этот тип все равно почему-то похож на медведя: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!».  Какая может быть походка у медведя? Разумеется, косолапая. «Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?».
         Если даже незначительная деталь внешности может многое поведать о человеке, то его походка подчас является невероятно информативной. Развязная, вальяжная, тяжелая, легкая,  шаркающая, импульсивная, летящая, сексуальная... «Она шла свободной, развратной, слегка развинченной походкой женщины, привыкшей принадлежать сотням мужчин» (из рассказа А.Куприна «Наталья Давыдовна»).
         В походке Вивиан (Дж. Робертс) в фильме «Красотка» (режиссер, Г.Маршалл, 1990г.), когда она в начале мелодрамы направляется к машине Эдварда (Р.Гир),  присутствуют и развязность, и сексуальность, совершенно ясно показывающие род занятий девушки. Но даже при этом очаровательная  героиня не лишена достоинства… ведь она идет навстречу своей судьбе и своему счастью.
         Даже и малейшего намека на что-либо подобное нет во внешности дамы с собачкой из чеховского рассказа, где герои тоже ищут любви и счастья.  «Ее  выражение,  походка,  платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем,  в  Ялте  в первый раз и одна, что ей скучно здесь...» (из рассказа А.Чехова «Дама с собачкой»). «Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она тогда в Ялте, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски-скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок, точно лакейский номер» — все выдает в этом персонаже лакея: походка, внешность, манеры. «Алексей Баталов был приглашен на главную роль в фильме «Дама с собачкой»...  Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, как ходит Баталов, старушка сразу же заявила: «Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили». Замечание расстроило артиста, и он взялся исправлять походку, тем более, что режиссер (И.Хейфиц)  все время делал ему замечания. В конце концов Баталову все это надоело, а походка никак не хотела исправляться. Приехали в Крым, в Ялту, стали обходить места будущей съемки. И вдруг какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, радостно закричал: — Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И, между прочим, молодой человек, — обратился он к Баталову, — у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова.  Он тоже чуть косолапил» (http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post398475511). Между временем съемок фильма и датой, когда в Чехов в Ялте был последний раз,  прошло 56 лет. Так что старичку-лодочнику должно было быть, как минимум, за семьдесят. Если даже принять во внимание, что вся эта история вымышлена, она в духе смешных и ироничных рассказов Чехова.   
         Трудно изобразить грациозную походку, если природа дала вам маленький рост. Каким образом можно тогда царственно прошествовать перед коллективом, чтобы это не воспринималось комично? По крайней мере, нужно быть Наполеоном. Невозможно иметь изящную походку при избыточном весе. Походка может произвести неизгладимое впечатление на окружающих своей грациозностью. Каравелла! Но она способна обнаружить и ваш истинный возраст, когда все остальное во внешности можно  принять за чистую монету. Именно ваша походка первой «берет на себя удар», если вы выпили и пока еще не проронили ни слова. Весьма трудно продемонстрировать легкую походку, когда вы обуты в «луноходы». Обувь должна быть достаточно элегантной, чтобы соответствовать изяществу «легкой поступи цариц». Походка сразу же показывает ваш настрой и переполняющие вас эмоции. Специалисты утверждают, что она сильно меняется, когда у человека депрессия (угнетенная походка), а опытный врач, лишь взглянув на вашу походку, сразу может определить ваши болезни. Ведь походка – это «язык тела», который так же информативен, как и подробная незаретушированная биография человека. Как раздражены подельники «завязавшего» вора-рецидивиста Егора Прокудина, обращая внимание на его изменившуюся походку – походку человека труда («Калина красная», режиссер В.Шукшин, 1974 г.)! Ясно, что у Обломова не должно быть энергичной походки, а у Штольца — нерешительной, шаркающей. Походка Паниковского (в изумительном исполнении З.Гердта) в фильме «Золотой теленок» (режиссер М. Швейцер, 1968г.) сразу же обнаруживает человека, который не любит «большого скопления честных людей». Походка отражает характер человека в жизни и образ персонажа на сцене.
        Герои «Служебного романа» (режиссер Э.Рязанов, 1977г.) – немолодые люди, но тем не менее на «уроке женственности», который преподает секретарша своей начальнице, главным в женской притягательности считается именно мягкая походка «пантеры перед прыжком».       
        «Такую походку я видел только в «Парке Юрского периода», – говорит спецагенту ФБР Грейси Харт (Сандра Буллок) имиджмейкер Виктор Меллинг (Майкл Кейн) в фильме «Мисс Конгениальность» (режиссер Д.Петри, 2000 г.). «Скользите!» – учит он молодую женщину, не особенно знакомую с этикетом и хорошими манерами, но в совершенстве владеющую оружием и приемами рукопашного боя.  Ее, привыкшую ходить на службу в форменных ботинках, за два дня Виктор должен подготовить к участию в конкурсе «Мисс Америка», так как именно там планирует совершить убийство серийный маньяк. Как женственно и изящно после бессонной ночи тренировок ступает на каблуках очаровательная Грейси, ошарашивая мужчин!
        Как сразу в жуткое время большевистского террора выдавала «бывших», классовых врагов, неблагонадежных элементов — одним словом, всю эту «недобитую сволочь» походка и осанка благородного человека! Если то, что в нормальных условиях придавало людям шарм, привлекательность, в условиях остервенелой классовой борьбы было смертельно опасным...   Даже работая официантом на чужбине, герой В.Тихонова в фильме «Две жизни» (режиссер Л.Луков, 1961г.) сохраняет красивую осанку и походку белогвардейского офицера, князя. Ему в фильме противопоставлен революционер (Н. Рыбников), человек неблагородного происхождения,  лишенный  «аристократической косточки», но ставший «новым хозяином жизни».
       Аристократы носят поношенную одежду и всяческими способами скрывают свое благополучие. Дело происходит в драматическое время Великой французской революции. Меняется ли их походка? Может, вместо благородной стати появляется сутулость? Походка становится нерешительной, робкой... А взгляд устремлен в землю, куда, быть может, все они отправятся вслед за гильотинированным королем Франции.  Ведь настал момент, когда во Франции правит Робеспьер, демонстративно показывающий свою добродетель и нищету, но способный ради «спасения революции» любого отправить на эшафот.
         Персонаж Чарли Чаплина, этот бродяга, – изумительный по темпераменту и трагикомизму. Он сочетает в себе одновременно и смешное, и грустное, и тонкий лиризм, и романтизм. «Он очень разносторонен – он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях»  – так пишет Чаплин о своем персонаже. Как ни парадоксально, но у него много общего с другим известным персонажем – Дон Кихотом. Невезучий и отчасти неловкий в жизни, романтичный, комичный, с печальным умным взглядом. Что подчеркивает комизм Маленького Бродяги, помимо мешковатых штанов, слишком узкой визитки, котелка, который ему маловат, и огромных башмаков? Ни с чем не сравнимая походка! Можно ли придумать более смешную? А как она сильно отличается  от строевого шага  – «походки»  Первой мировой войны, когда и был рожден этот смешной персонаж, словно предназначенный для психологического реванша в труднейшие времена.
        А как часто походка становится отражением нашего настроения! Какая походка может быть у слабовольного человека, если он что есть силы ударил ногой на первый взгляд пустую коробку, под которой находился подло положенный кем-то кирпич? Неуверенная, медлительная, опасливая? Ничего подобного! И спустя всего пару часов после этого с героем «Осеннего марафона» (режиссер Г.Данелия, 1979 г.) происходит удивительная метаморфоза: из нерешительного и чрезмерно деликатного человека, он превращается в сильного и мужественного.  Вот он, прихрамывая, высоко подняв голову, идет по длинному коридору главного здания университета: это походка совсем другого человека. Не видать студентам легкого зачета, однокашнице – халявы в помощи при переводе, а заведующему кафедрой все будет высказано прямо в лицо.   
        Как хочется легкости во всем! Легкая походка, легкое дыхание, легкость бытия! Нужно ли женщине особое умение «вертеть задом»? Кажется, что все эти природно-выпирающие прелести женского тела не могут двигаться иным способом. Но, как ни странно, ценится иная походка. Сексуальная, но не вызывающая. Женственная, но не вульгарная. Возбуждающая, но, пардон,  в рамках приличий.  Легкая, свободная, изящная, грациозная, летящая! Походка, из-за которой хочется забыть все на свете и, развернувшись на сто восемьдесят градусов, пуститься за ее обладательницей! Фильм «Блеф» (режиссер С. Корбуччи, 1976г.) начинается с кадров, где зритель видит очаровательные ножки идущей (кстати, четко по одной линии) героини... В кадрах, судя по обуви и брюкам, мелькает мужчина. И хотя видны только его ноги, действие мужчины очевидно – он остановится и обернется на милую девушку.
          «Красивая походка на высоких каблуках – это визитная карточка любой ухоженной женщины. Во-первых, умение держать себя прямо и грациозно помогает скрыть многие недостатки фигуры. Во-вторых, в самом выгодном свете представляет ваши достоинства» (http://www.zelenaya-svadba.com). Сколько, оказывается, есть хитростей, специальных упражнений, чтобы добиться требуемых осанки и походки. «Образ Одри Хепберн не в последнюю очередь сложился благодаря удивительной грации и легкой, изящной походке. Но ее королевская осанка – результат долгих тренировок. В юности «моя прекрасная леди» посещала балетную школу. Для обучения походке и формирования осанки там применялись классические методы. Такие, как ходьба с предметом на голове. Воспитанницам надо было положить на голову книгу и ходить по нескольку часов, а также приседать и поворачивать голову так, чтобы предмет не упал. Повторите «подвиг» терпеливых балерин и вам, быть может, удастся удержать не только томик любимого детектива на голове, но и внимание любимого мужчины» (http://www.zelenaya-svadba.com). Как следует из того же сайта,  обворожительная Софи Лорен во время съемок фильма «Брак по-итальянски»  часами ходила между двумя рядами тумбочек и закрывала их открытые дверцы своими бедрами для того, чтобы поймать то почти неуловимое эффектное движение ими, которое так сводит с ума всех мужчин.
           Если ознакомиться с упражнениями для красивой «походки манекенщицы», то в них, кажется, нет ничего сложного. «При ходьбе ваше тело должно держаться прямо, бедра и плечи неподвижны, не покачивайте ими. Следите за тем, чтобы плечи не опускались, а голова не качалась из стороны в сторону. Руки слегка согните в локтях» (http://ok-health.ru/krasota/kak-nauchitsya...). Но подобный результат, видимо, достичь не так просто. «В школе манекенщиц ноги ученицы слегка связывают на выcоте 15 см от коленей. Двойной результат: ученица вынуждена идти маленькими шагами, а ее туловище слегка отклоняется назад, чтобы сохранить равновесие. Чтобы при ходьбе бедра оставались неподвижными, надо встать прямо, взяться обеими руками за палку, находящуюся за спиной на уровне бедер. Походите с палкой в течение нескольких минут. Палка препятствует движению бедер при ходьбе. Кроме этого, упражнение способствует втягиванию живота и выпрямлению плеч. Дома проведите по полу прямую линию... Пройдите вдоль этой линии несколько раз, наблюдая за своей походкой в зеркале...  обопритесь спиной о стену, которая находится напротив зеркала. Голова, плечи и пятки должны касаться стены. Ноги в коленях не сгибайте, живот втяните. Пятки вместе, носки слегка врозь.  Вы делаете движение правой ногой. Само движение идет от бедра, которое в свою очередь остается неподвижным. Вес тела остается на левой ноге. А теперь легко поставьте пятку правой ноги на проведенную на полу линию. Помните, что носок должен быть направлен чуть-чуть в сторону. Длина вашего шага, то есть от пятки правой ноги до носка левой, должна быть равна длине вашей стопы. Более длинный шаг делает вашу походку развинченной, а более короткий плохо влияет на осанку. Как только правая пятка коснется пола, перенесите вес вашего тела с левой ноги на правую... (http://ok-health.ru/krasota/kak-nauchitsya-krasivo-khodit).
      Я не смог найти в интернете столь же подробные упражнения для мужчин, кроме общих рекомендаций: ходить широким шагом, свободно, энергично, пружинисто, уверенно, расправив плечи... Быть может, это закономерно. Во-первых, для мужчин важнее не собственная походка, а как раз умение оценивать по достоинству  ее красоту у женщины, и, во-вторых, едва ли здесь можно достичь большого результата. Ведь им, как подросткам, приходится постоянно делать замечания: не сутулится, вынуть руки из карманов, перестать курить на ходу, не размахивать руками, как при спортивной ходьбе. И, потом, разве променяет мужчина свою приблатненную походку, если она хотя бы немного напоминает походку Челентано в сцене у причала из фильма «Блеф»? Ни за что! Персонаж Челентано курит на ходу, держит руки в карманах и вынимает их только для того, чтобы немного потанцевать с девушкой. Но как чертовски стильно и эффектно все это выглядит!
       Канцлер решительно ступает по ковровой дорожке. Так шагает политик, который не только демонстрирует хорошую физическую форму, моложавую походку, но и твердо уверен в прогрессивности своей политики. Без сомнения, страна будет процветать! Премьер-министр стремительно входит в зал заседаний: он озвучит грандиозный план Счастья на среднесрочную перспективу. Грянул оркестр... Президент энергичной походкой идет мимо Почетного караула... он ступает уверенным шагом человека с чистой совестью...  Но так как вместо стабильности к нам приходит неопределенность, взамен процветания – прозябание, а радужные ожидания сменяются мрачными перспективами, не освоить ли сильным мира сего походку, которая в максимальной степени будет соответствовать  тому, что происходит? «Лунная походка» – полная иллюзия движения вперед при действительном «скольжении назад». «Лунная походка» – эта танцевальная техника, когда танцор движется назад, при этом имитируя движения ног как при ходьбе вперед. Глядя на танцующего таким образом М.Джексона, кажется, что на него действует не земное, а лунное притяжение, которое значительно меньше...  Так и многие политики «парят в невесомости», далекие от земных проблем.
       Римские императоры, изображенные на статуях, всегда великолепны и величественны. Юлий Цезарь, Тиберий, Август... Но, странное дело, никто из них не изображен идущим. На коне, на троне, стоящим с копьем или мечом... повелительный жест, указующий перст... Сколько благородства, достоинства, величия! Победитель, триумфатор, миротворец, несущий процветание народам! Почему император крайне редко изображен в движении, идущим или шествующим, например, во главе своей свиты? Идущий человек скорее символизирует пилигрима, в нем маловато величия. Двигаться по велению императора должны как раз его подданные. А его дело – лишь указывать направление этого движения. «Быть великим — значит дать направление» (С.Цвейг). Императору некуда спешить. Он не воплощает движение, хотя в то время прекрасно умели его отражать в статуях («Дискобол»), он – тот, кто приводит в движение целые народы, определяя их судьбы, подобно тому как солнце, лениво висящее в небе, дает жизнь и энергию всему земному.  Дело в том, что в идущем человеке уже заметны усилия, в нем есть какое-то напряжение, если даже это не переход через пустыню, описанный в Ветхом Завете, а всего лишь променад по набережной. А император, как всем ясно, все делает без усилий, легко, грациозно – ведь он имеет божественное происхождение!
          Этот же эффект виден и в кино. Если при ускоренной съемке идущий человек выглядит весьма забавно, если не комично, то при замедленной совершенно наоборот. Плавно, грациозно, не спеша. Он будто плывет или летит! Как величественны снятые в замедленном темпе шестеро типов из фильма Тарантино «Бешеные псы» (1992г.), несмотря на то, что они – настоящие ублюдки. Несколько секунд замедленной съемки делает их, одетых в костюмы, преисполненными величия и достоинства... А ведь они идут не спасать мир – на ограбление.      
          Помимо всего прочего, статичная поза статуи позволяет скрыть недостатки фигуры.  Клавдий, почти случайно ставший римским императором, имел внешность очень далекую от харизматичной. «До того, как Клавдий стал императором, он был предметом презрения и осмеяния всех своих родных. Его мать, Антония, называла его уродом...  Робкий и неловкий, не умевший держать себя с тактом и приличием... с ним поступали как со слабоумным.  Фигура его была жалкая: на тонких слабых ногах качалось тело, расположенное к тучности; голова тряслась» (http://rushist.com/index.php/greece-rome). Таким образом, представить его скульптуру, где он изображен шагающим уверенной походкой, довольно трудно. Скорее всего, что в этом случае он напоминал бы комичного Швейка. Но подобно тому как за тучной внешностью и смешной походкой Пуаро (Д.Суше), любителя вкусно поесть в первоклассном ресторане,  скрывается острый ум и невероятная наблюдательность детектива, так и не особенно героическая внешность Клавдия обманчива: историки считают его правление весьма прогрессивным для своего времени.  Вообще-то, походка Пуаро, мелкими и быстрыми шажками, любопытна. О чем она говорит, если не знать, что перед нами великий сыщик? Педант, зануда, он аккуратен, точен, пунктуален... А разве не эти качества необходимы детективу-аналитику? 
       В равной мере походка человека может сказать как о его здоровье, настроении, характере, намерениях, реакции на окружение, возрасте, классовой принадлежности, так и быть притворством, чтобы скрыть истинные цели.  Ведь уроки хороших манер (что предполагает, естественно, и умение красиво ходить), которые дает аферист  Лоуренс Джеймисон (Майкл Кейн) грубоватому американцу Фредди Бенсону (Стив Мартин) в фильме  «Отпетые мошенники» (1988г., режиссер Ф.Оз), служат единственной цели – охмурять богатеньких дамочек на дорогом французском курорте с тем, чтобы они охотно открывали свои сердца и кошельки. Походка и манеры уличного ловеласа, которые изобразит герой рассказа О.Генри «Фараон и хорал» Сопи, необходимы тому лишь для того, чтобы полицейский арестовал его за неприличное поведение...
        «Я расправил плечи, широко улыбнулся и попытался вести себя так, словно у меня все в порядке. Признаюсь, что вначале мне потребовалось значительное усилие, но я заставил себя выглядеть веселым и довольным жизнью; и это помогло не только моей семье, но и мне... Позвольте мне задать вам вопрос. Если веселый, довольный вид и положительный, оздоровляющий образ мыслей смогли спасти жизнь этого человека, то почему вы и я позволяем себе хотя бы одну минуту быть грустными и подавленными? Для чего мы делаем несчастными и подавленными себя и окружающих, когда у нас есть возможность постепенно стать счастливыми, стоит нам только начать играть роль довольных и веселых людей?» – так пишет в своей книге Дейл Карнеги. И хотя здесь ничего не сказано конкретно про походку, она, вне всякого сомнения, имеет большое значение в той «роли счастливого человека», которую должен сыграть индивидуум, чтобы выйти из депрессии. Какая походка человека может сочетаться с его улыбкой во весь рот? Жизнерадостная, энергичная... 
          Итак, не сложилось («между нами много фальши»). Вы решились покинуть мужчину, с которым вас связывали романтические отношения.  Как это сделать лучше всего, без всякой канители? Без неловких пауз, мучительного ожидания и вечной неопределенности. Разумеется, только так: «легкой джазовой походкой»! Как великолепно двигается на сцене элегантная Л.Вайкуле, демонстрируя легкую джазовую походку!  В ее движениях – независимость современной женщины! Ну  и что же! Пусть не сложилось! Любовь еще впереди!