Ч. 4 Нашли покой на дне океана. В Мурманске

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/05/1456

6 сентября 1939 года посол Германии в Москве граф Фридрих Вернер фон дер Шулленберг обратился к советскому правительству с просьбой  помочь Германии прорвать блокаду англичан и французов, при доставке грузов морским путём по северному маршруту в Мурманск.

Советское правительство пошло навстречу фашистам и согласилось разгружать германские корабли и отправлять прибывшие грузы по Мурманской железной дороге в Ленинград, где их ждали транспорты из Германии. С помощью Советского Союза гитлеровская Германия надеялись свести на нет усилия Англии и Франции по морской блокаде.

Капитан лайнера получил приказ Берлина следовать в Мурманск, при следовании в Датском проливе. Маршрут лайнера был рискованным из-за ледовой обстановки. Но всё прошло благополучно. Когда немцы вошли в советские воды, то встревожились, заметив торпедный катер, появившийся со стороны берега, но, увидев советский флаг, успокоились, что это союзник, а не враг.

Катер доставил на борт лайнера группу советских офицеров-посредников. Немецкие и советские офицеры без особого успеха пытались объясняться друг с другом на ломаном английском языке. Положение спас стюард, уроженец Кронштадта, который предложил свои услуги переводчика.

6-го сентября лайнер бросил якорь в порту Мурманска. Он прошёл 4045 миль за шесть суток и 13 часов. 18-го сентября 850 человек из состава немецкого экипажа отправили на двух специальных поездах в Ленинград.

На борту лайнера остался минимум людей, 70 человек, для поддержания в рабочем состоянии корабельных систем и механизмов. Зима в том году наступила рано, шёл снег, когда поезда отправились в Ленинград.

В конце сентября в Мурманск пришёл германский танкер с топливом для «Bremen». Почему лайнер простоял в Мурманске до начала финской войны, знали только германские и советские власти, в печати об этом сведений обнаружить не удалось. После налёта финских самолётов на Ваенгу командование Северного флота потребовало затемнения всех иностранных судов.

Из них к тому времени в Мурманске находились лишь немецкие суда и американское грузовое судно «City of Flint» с германской призовой командой на борту. В октябре 1939  американское судно следовало в Англию с грузом тракторов, пшеницы и фруктов. Его захватил упоминавшийся выше линкор «Deutschland», объявив груз контрабандой, а судно – военным призом.

Призовая команда привела американца в Тромсё, чтобы не рисковать встречей с английским флотом. Но в Норвегии, которая ещё не была оккупирована гитлеровцами, не хотели портить отношения с США, и под конвоем норвежского эсминца выставили «City of Flint» в нейтральные воды.

Тогда немцы направились в Мурманск. Но советским властям, как и норвежским, несмотря на дружественные отношения с фашистской Германией, такая головная боль была не нужна, тем более, как выяснилось, немцы держали, взаперти на борту судна его американский экипаж в качестве пленных.

«City of Flint» было предложено немедленно покинуть советские воды, а капитана Гейнарда, как военно-морского офицера резерва, переправили в Норвегию, где он связался со своим посольством. После этого американцы перерегистрировали свои суда под чужими флагами, чтобы продолжать помогать Англии, не нарушая своего номинального нейтралитета.

Немцы попытались снова войти в норвежский порт, но получили отказ. Зная о приближении английских военных кораблей, они без разрешения вошли в порт и стали на якорь.

Тогда норвежское правительство послало к ним тральщик и десант. Призовую команду разоружили и интернировали. Груз оставили в Норвегии, заменив балластом, а «City of Flint» вернули капитану Гейнарду, который отвёл его в Англию.

Гейнарда призвали на военную службу, когда США вступили в войну. Он тяжело заболел и умер в 1943 году. «City of Flint» продолжал плавать в Атлантике, пока его 23 января 1943 года не потопила немецкая подводная лодка U-575 под командой обер-лейтенанта цур зее Вольфганга Бёмера.

Экипажу подводной лодки везло, он топил корабли англичан и американцев, пока 13 марта 1944 года ни повстречал эсминцы союзников, которые и потопили до этого удачливых немецких подводников.

Капитан «Bremen» Аренс дождался плохой погоды и перед рассветом 7 декабря 1939 года в условиях отвратительной видимости снежного шторма покинул Кольский залив. Этот нацист был прекрасным моряком.

Чтобы скрыть от британской разведки подготовку его ухода, советские власти обеспечили пополнение экипажа  «Bremen» 57-ю немецкими моряками, доставленными из Ленинграда под покровом секретности.

12 декабря его заметила английская подводная лодка «Salmon». Командир подводной лодки капитан-лейтенант Бикфорд незадолго до того, 4 декабря, потопил германскую подводную лодку U-36.

Бикфорд сомневался, можно ли топить пассажирский лайнер, и поэтому от атаки отказался. Капитан-лейтенант Бикфорд погиб вместе со своим экипажем 9 июля 1940 года, когда подводная лодка подорвалась на мине вблизи норвежских вод.

Капитана Аренса встретили в Германии как героя. Без сомнения, переход лайнера из США в Советский Союз и затем в Германию, был незаурядным. 16 марта 1941 года на «Bremen», который стоял в гавани, вспыхнул пожар, с которым не смогли справиться. Он полностью уничтожил судно.

Гестапо сначала подозревало, что это дело рук английской разведки, но быстро вышло на виновника пожара. Им оказался 15-летний юнга Вальтер Шмидт, который признался, что сделал это из мести матросу, приставленному его обучать, за то, что тот отодрал его за ухо.

Расправа была быстрой и жестокой. Мальчишку казнили. Несколько отходя от темы повествования, замечу, что прочитал множество книг на русском, польском и английском языках о подпольщиках, разведчиках, партизанах, действовавших в годы войны, и обратил внимание на то, что гестаповцы (тайная полиция) раскрыли, практически, все подпольные организации на оккупированных территориях.

Но ни разу, ни в книгах, ни в печати, не встретил упоминания о том, чтобы они пытками вынуждали людей сознаваться в том, чего те не совершали. При сравнении с тем, что творили аналогичные организации в нашей стране при Сталине, трудно найти подходящие слова.

Гитлеровцы, без сомнения, совершали страшные преступления, не поддающиеся рассудку, я читал все тома Нюрнбергского процесса. Но в данном случае, говорю не об этом. Они не заставляли признаваться людей в том, чего те не делали.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/07/1355

На фотографии: «Bremen» на реке Гудзон. Поднимают фашистский флаг