Мой путь в Донбасс, продолжение III

Ольга Прилуцкая
Мой путь в Донбасс
(III, продолжение)

Материал подготовлен для журнала «Крым»

III
За два дня до моей поездки в Донецк мы посетили Новочеркасск. Город своеобразный, интересный, там есть на что посмотреть. Один Вознесенский Войсковой Кафедральный собор чего стоит! Говорят, это второй Патриарший собор в России (первый — Успенский собор Московского Кремля) и третий по величине, после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.

Вот в него-то мы и зашли вечером после прогулки по городу. И попали на Всенощную… Служба началась уже несколько минут назад. Я оказалась на таком богослужении в первый раз.

Открылись царские врата. Алтарь, как представление Божественной благодати, наполняющей Рай. Здесь пребывают прародители.

А мои похоронены в Горловке. Дед по маминой линии, прошедший Великую Отечественную, отвоевавший в Японии. Одна бабушка, пережившая с тремя детьми фашистскую оккупацию в Горловке, и другая, никогда не видевшая бомбёжек в войну, потому что жила в Сибири, и всегда жалевшая тех, кому досталось в огне 1941–1945 годов. Теперь они вместе оказались под «градами» на горловских погостах. Сейчас туда, кажется, не пускают людей, опасно…

Я встала в центре соборного зала, под куполом. Надо мной простирался лик Христа. «К тебе возвёл я очи мои, Живущему на небесах»…
Я присутствовала на службе и в то же время мысленно вела свой разговор с Иисусом. Он был панибратским, каюсь, грешница…

«Красивый ты… — говорила я ему. — Интересно, почему я раньше таким тебя не видела? Взгляд твой до пяток пронзает…» — «Ты поставил землю на твёрдых основах, не поколеблется она вовеки» — улавливает мой слух.

«Земля-то, может, и не поколеблется, но жизнь на ней… Видишь, какие дела творятся на земле…» — «Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники — в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет…»

«Сколько предательства за последнее время пережито, сколько обид и разочарований…» — «Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою… Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня... Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!»

«Вот, еду в Донецк… Одна… Не люблю ездить в одиночку, но тут деваться некуда… Боюсь ли я? Нет, не боюсь. Хотя жаль будет случайно попасть под бомбёжку и погибнуть ни за понюшку табаку. Но ведь автобусы ходят в Донбасс каждый день, и давно, кажется, уже не было случаев…» — «Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему — благословение твоё. Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!».

«Я не считаю свою поездку каким-то поступком, подвигом… Его совершают те, кто живёт в Донбассе постоянно. Моя одноклассница, теперь жительница Красноярского края, два раза в год ездит в Горловку к своей старенькой маме, находится там по месяцу. И я еду туда, потому что это мой долг перед земляками, оказавшимися в блокаде. За что?.. За что с ними творят такое, Господи? В чём их вина? Высказали своё мнение? И на них пошли войной? И стали вдруг врагами братья и сёстры…» — «Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, благочестивом народе и властях её, о мощи, победе, благополучии, мире, здравии и спасении их, и дабы Господь Бог наш ещё более содействовал им и давал им успех во всём, и покорил под ноги их всякого врага и неприятеля».

«Я немного слукавила, сказав, что не боюсь этой поездки… Не страшусь за свою жизнь, да. Мир не сильно ощутит потерю, если что… Плакать по мне особо некому. Но вот что мучает меня: как вести себя там, в Донбассе? Как смотреть в глаза тем, кто не спал ночами из-за бомбёжек, чьи стены рушились у них на глазах, чьи отцы погибли? Что я могу им сказать? Да и мне хочется слушать их и слушать, чтобы пропитаться ощущениями пережитого ими.
Похожее чувство я испытывала, когда летела к своему отцу. Врачи ему оставляли всего месяц жизни, а он был на шесть лет моложе меня нынешней. Нужно было улыбаться, делать вид, что всё хорошо, и будет ещё лучше… Боль, вина, беспомощность… А я не люблю, когда не в состоянии помочь тому, кто в этом нуждается… Ну, что посоветуешь, мой дорогой? — вопрошала я Христа. — Ехать?.. Конечно, поеду, чего бы мне это ни стоило…» — «Господи, благослови!»

(Фото В. Басырова. Продолжение следует...)