Личное и Общее самопознание

Юрий Анников 2
                (Кто мы? Как понимать себя?)

1. Чтобы читателя не пугать заумью предлагаемой темы, начнём с шутки-анекдота.
- Как бы разуму взглянуть на себя «изнутри»? – задумался молодой философ.
- А ты роди ребёнка, и научи его уму-разуму! – ответил ему живой человек.

Человечество повзрослело. И Жизнь требует:  думать надо! Но даже самые серьёзные вопросы можно облегчить и упростить, если не забывать требований Матери-Жизни.

2. Понимание Личности сегодня и в прошлом
Я несколько раз начинал эту тему, которая притягивала и, одновременно,  ускользала. Очевидно, она многоликая, многозначная. А если одним словом, то ЖИВАЯ!
Словарное понятие «личность» толкуется как совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
А существует ли понятие «ОБЩАЯ индивидуальность»? Может быть, это – взаимоисключающее сочетание двух слов – оксиморон?
Но разве НАРОД – не общность индивидуальностей, которую объединяет не только внешняя особенность (типаж лица), но и ЯЗЫК?

Мало того. Индивидуальность личности для неё самой не важна, пока она не становится ЧАСТЬЮ НАРОДА. Зачем вам общий язык с кем-то, если вы не нуждаетесь в общении?
Но без общего языка нельзя совместно ЖИТЬ, петь СВОИ народные песни…
Получается, что личность – производное от общности. А если проще, то личное – вырастает из общего, является его частью и зависит от него.

Значит, самопознание необходимо! Познавая себя, познаёшь и свой народ.
С другой стороны, только общая мудрость твоего народа может подсказать тебе, какие качества в себе и в других ты должен рассматривать в первую очередь и особенно пристально! Ведь когда мы пытаемся понять что-то новое или в чём-то привычном выделить суть, нам нужна подсказка: на ЧТО надо обратить внимание?! Иначе бесполезно ждать, когда павлин запоёт или когда соловей распушит свой хвост!

Так вот. Мудрость нашего народа заставляет каждого из нас, вглядываясь в СЕБЯ, в первую очередь выявлять свои светлые и тёмные качества. Пытаться распознавать в себе внутреннее зло (грехи) и бороться с ним. А светлые начала развивать, но не восхваляться ими. Разве каждый из нас БЕЗ ПОДСКАЗКИ сам мог познать такой способ  совершенствования себя?  Нет! Это общенародное постижение.

3. Кто же научил наш народ развить в себе это видение? Религиозное христианское  учение народов Ближнего Востока: Греции, Византии!
Тогда… можно говорить, что высшая человеческая Мудрость – это самопознание нескольких народов, выбравших единую шкалу ценностей в понимании добра и зла!
И здесь следует сделать очень важное пояснение для человека образованного, и нравственного, но обошедшего своим вниманием любые вероучения. В чём их ценность? Они опираются на ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ общечеловеческой Мудрости! Возраст которой – многие тысячелетия! Они собраны в Книгу Книг – Библию.
В первой книге Бытие (глава 2, стихи 7-9) говориться о среде обитания  первого человека. Это был рай в Едеме, где произрастали из земли всякие деревья, приятные на вид и хорошие для пищи. А посреди рая росли дерево жизни и дерево познания добра и зла.
Значит, человек, желающий жить на земле, как в раю, то есть ра-достно(!), обязан после насыщения пищей  в центре своего внимания видеть общую ценность ЖИЗНИ всего земного окружения и… познавать добро и зло. 

Современный человек может усомнится: а как же нравственные и общекультурные ценности? Разве о них можно забывать?
Тогда предложим ему картину, иллюстрирующую народную пословицу: аккуратно одетый человек, с приличными манерами, смотрит на вас, «держа камень за пазухой»!
Так что, прежде чем оспорить опыт тысячелетнего познания, надо хорошенько вникнуть в него!

И вот что ещё очень важно, говоря о НЕУВЯДАЕМОЙ Мудрости Книги Книг. Филолог Ужанков Александр Николаевич (см. *1) сумел раскрыть суть многих повествований древнерусских летописей, обнаружив их идейные назидания и сходство с библейскими источниками. Так что крылатое выражение о том, что «история повторяется» - это всего лишь эхо более фундаментального положения, что «Мудрость вечна!»
А события столетней давности заставляют делать вывод, что когда Мудрость  затуманивается, то проливается кровь народов! (см. *2)

Что приходится вспоминать нам после 70-летнего отвержения веры. 
Возвращаясь к религиозному сознанию наших предков, мы чувствуем неподготовленность даже перед своими детьми.
 «Кто такой Бог?», - спрашивает нас ребёнок. Но и сами мы, воспитанные в советское время, затрудняемся с ответом. Нам напоминают, что есть книга с названием «Закон Божий». Там на стр. 27 читаем:
«Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух. (Ин. 4, 24).»

4. Кто есть Дух?
В нашем языке есть слова «воздух», «дыхание», «душа». Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Правда, здесь слово дух – с маленькой буквы. Значит, эти слова сопряжены с нашей повседневностью. Но предки наши, входя в молитвенное состояние, употребляли выражение «снизошёл Святой Дух». А один из праздников они назвали «день Святого Духа».

Так у земного разума зародилось представление о Духовном мире. Это – мир, ИНОЙ в сравнении с земным реальным миром. Это – неощутимый мир Знания, которое создаёт гармонию всего Мироздания, (приоткрывающемуся нашему взору в ночном Небе)! Знание первично: оно порождает наше по-знание, питает его и взращивает. Современная наука иногда использует термин "параллельность" миров. Так вот: Духовный мир и наш земной мир - можно понимать, как миры параллельные, не касающиеся друг друга.   

Самое трудное для нас понять (читая Быт. 2-7), как этот «бестелесный и невидимый Дух»… проникает через наше лицо «дыханием жизни» и  живёт внутри души нашей. Даже не так! В этом стихе говорится, что не душа живёт где-то внутри нас, а человек становится душою живою!! Так что давайте процитируем этот стих книги Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
 
Кстати! Не потому ли наше «лицо» ОТКРЫТО встречному взгляду, что именно лицом мы всегда обращены к Небу в молитве?!  И именно наша ЛИЧ-ность должна возрастать, усваивая опыт в отпущенной нам «век» жизни. А потом отчитываться за прожитые годы на суде перед переходом в ИНУЮ жизнь: достойна ли наша душа «жизни вечной»?

Невольно задаёшься вопросом, а что происходит с нами, когда мы демонстрируем в себе не ЛИЦО, а другие части тела? Значит, они – более ценные в ЭТОЙ жизни?! Да, пожалуй, если эти  части – пользуются спросом на РЫНКЕ земной жизни!   
Но… при переходе личности в жизнь иную, перед строгим судом предстаёт лишь душа человека. Тело вернётся в землю. Значит, и грехи тела тоже истлеют?
Снова перечитаем Быт. 2-7 и вспомним, что созданный Богом человек не остался разделённым на тело и душу, но ВЕСЬ человек стал душою живою! Значит, и ответственность за всего человека – возлагается НА ОДНУ ДУШУ.
Душа – слово женского рода. И слово Личность – тоже. Но, по-женски прощая нас за наши грехи в ПЕРВОМ ПОРЫВЕ, Душа-Личность сразу же обнаруживает мужской характер: требует собраться и РАБОТАТЬ над собой по-мужски, отдаваясь Делу!
Значит, душа – женщина любящая, но влекущая, властная! Впрочем, по-другому с нашим телом и нельзя!
Со словом «душа» есть ещё одна очень «зримая» неувязка в нашем языке. (см. 3).

5. Вос-питание. Что оно «питает»?
Да, напрашивается и такой поворот в теме нашего размышления…
Благословение Бога «плодитесь и размножайтесь» «сводит с ума» молодых людей, бросая их в объятия друг к другу! И, вроде бы, оправдывает, хотя бы, безумство юноши?
Но не оправдывает родителей девушки за её воспитание! Впрочем, и родителей юноши. А воспитанный юноша разве может допустить, чтобы ЕГО ребёнок по ЕГО вине рос сиротой? Так что: одно дело найти оправдание своему греху, и совсем другое – чистотой разума и духа своего ОТВЕРГНУТЬ ИСКУШЕНИЕ греха, если ты – достойный сын своего народа и его традиций!! Светлый Дух должен одолевать тёмные страсти!

Очевидно, в такой момент формируется духовный ВЫБОР Личности между добром и злом?! Причём, не только в данном поступке, но и в общей склонности к  ПОРЯДОЧНОСТИ во всех проявлениях жизни!! Наконец, у юноши должно быть понимание, что ЗА ЧТО-ТО в общей жизни со своей супругой он ответственен больше её. Так же как она более ответственна за вынашивание, выкармливание и воспитание ребёнка во младенчестве. Значит, Он, наверняка, более ответственен за достаток в семье, за «крышу над головой», за деловитость в отношениях с жизнью, за строгость при воспитании. И… за рациональное познание жизни. А Она – за чувственное восприятие?
Но оба одинаково ответственны за воспитание ребёнка ПРИМЕРОМ СОБСТВЕННОГО ЕЖЕДНЕВНОГО отношения к жизни! И отношением друг к другу!
Именно ежедневное отношение к жизни является ЕСТЕСТВЕННЫМ воспитателем ребёнка. И значимость естественного воспитания несоизмерима с набором правил общения с другими людьми и правилами поведения в обществе.
Да и САМ ребёнок – существо более естественное, в сравнении со взрослыми.

Тогда что отражает «взрослое отношение к Жизни» и взрослое воспитание самих себя? Тем более, если оно всё более противоречит естественным требования Матери-Жизни?
И приходится, помня поднятую нами тему говорить: наша взрослая жизнь отражает большие пробелы в нашем САМОПОЗНАНИИ !
   
6. Тогда что надо исправлять, познавая себя?!
Наверно, самые главные ошибки заключены в международном самопознании.
А кто может помочь ВСЕМ нам? Тот, Кто выше нас, Тот, Кто нас создал!

Но здесь выявляется громадная проблема: вероучений много! Да их меньше, чем живущих на земле народов. Например, христианство объединяет несколько народов. Но даже в христианстве есть разногласия.
Но экуменизм, пытающий устранить разногласия в христианстве, не состоялся. Даже встреча нашего патриарха и папы римского вызвала резкую критику.
С другой стороны, даже в одной стране живут народы с разными вероучениями.
 
Хорошо. Поднимемся на ступень выше и зададимся более ОБЩИМ вопросом: а есть ли какой-то другой ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ все народы ИНТЕРЕС? Оказывается, ЕСТЬ ! Мало того, этот общий интерес меняет мировоззрение всего человечества!
Имя этого общечеловеческого интереса – НАУКА !
А вот теперь вновь спустимся на одну ступень, и спросим всех служителей науки: скажите, уважаемые учёные, есть ли некая ОБЩАЯ наука, которая может подсказать любой другой науке ВЕКТОР направления?
- Хм… Да, есть! Её название философия! Правда…, она переживает сейчас глубокий кризис.
- А не связан ли этот кризис Общей науки, с всеобщей растерянностью человечества, куда ему надо двигаться дальше?! 
- Пожалуй, в вашем вопросе есть резон, но он недостаточно чётко сформулирован,  чтобы признать его научным… Тогда наука могла бы заняться им. И даже с интересом!
- Как относятся учёные к своим верующим коллегам?
- Вполне уважительно. Ведь они вместе со всеми продвигают научное познание.

- Понятно! И – спасибо! То есть «СПАСИ нас, Боже! И укажи всем нам праведный ПУТЬ в общем самопознании»!   

7. Путь самопознания человечества наукой «Духоведения».

В основе этой науки (название её пока условное) должна быть заложена идея постоянного согласования человеческого познания с миром Духовного Знания.
«Небо» над нами – одно для всех! Значит, и Духовная наука, должна ставить своей задачей изучение общих устоев религиозного сознания всех народов. И выяснения общих по сути заповедей у всех вероучений. Далее попытаться обрести «одухотворённому» земному разуму постоянный вектор своего совершенствования без метаний в духовной полутьме из стороны в сторону.

Первоначальная цель – поставить преграду межрелигиозным конфликтам и  войнам. Неразумно отвергать веру в Создателя нашего мира, также как недопустим насильственный фанатизм веры. Казнить за «неправильную веру» - это принуждение к религиозному рабству!

Церковь должна не только помогать науке Духовного познания, но и разрабатывать для молодых специальные проповеди-назидания, заканчивающиеся  недолгой соборной молитвой.
В нашем государстве телеканалы «СПАС» и «Культура» должны быть в числе основных информационных каналов.

Предельная цель – научится жить так, чтобы Создатель земного мира был нами доволен и доверил нам ту частицу Знания, которая позволила бы людям стать помощниками Бога на земле.

Методология науки Духоведения. Небесно-земная наука может продвигаться только в условиях совершенной искренности, чистоты помыслов и способности идти навстречу объединяющим усилиям чувства и разума всех народов.
 
Фундамент науки. Уважительное изучение предыдущей мудрости человечества.
И прощающее отношение к предыдущей нашей человеческой глупости. Мы ведь все виноваты, что наша глупость соседствовала с разумностью. Но после признания глупости её повторные проявления должны отвергаться строго.
Дальнейшие задачи и способы их решения будет высвечиваться по ходу дела.

Перспективы. Эта небесно-земная наука высветит такие последующие задачи, которые даже в первом приближении выявят их оживляющую необходимость, новые захватывающие горизонты человеческого совершенствования и новые радости жизни.   

------------------
Примечания.

*1) Ужанков Александр Николаевич – доктор филологических наук, кандидат культурологии. Теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.
*2) Последний раз череда БЕД и КРОВИ началась сто лет назад. До сих пор эти события не осмыслены полно. Но это отдельная тема. Очень серьёзная и не только для нашего народа.
*3) Вспомним правило русского языка, разделяющего все существительные на одушевлённые и неодушевлённые понятия. Корнем слова «одушевлённый» является душа. Но! Сама душа слово неодушевлённое! Загадка? Или подсказка: язык наш живёт вместе с нами. И ждёт нашего созревания в понимании нашей души!