На тему отцовства Часть 4

Ольга Не
(Продолжение, начало:http://www.proza.ru/2016/05/11/2137)   
   
   Радужная перспектива использования экологически чистой энергии Сашку не обрадовала, но куда деваться? Повздыхав и улыбнувшись жене, радовавшейся, как ребёнок, новому дому, он начал преобразовывать убитую «вторичку» в нормальное жильё.
   В начале разгульных 90-х по городу много насчитывалось ремонтных бригад, чаще всего, наскоро сколоченных из едва знакомых между собой желающих подработать, кто – на хлеб для детей, а кто – и на «злодейку с наклейкой». Качество их работ радовало разнообразием: попадались и хорошие мастера, и откровенные халтурщики, и дилетанты, взявшиеся за незнакомое дело от безысходности. Так что, нанимая мастеров, хозяин квартиры играл в рулетку, с большой вероятностью лишаясь своих кровных, отданных за непроделанную работу. Процесс поиска и найма ремонтников был весьма мучительным.
Сашка был избавлен от этих терзаний: платить рабочим было просто нечем.    Нынче народ уже почти забыл о хронических невыплатах зарплат в те грабительские годы, когда даже традиционно тощего довольствия людям могли не выдавать месяцами. Тогда же большинство родителей, и Сашка в том числе, засыпали и просыпались с мыслью: «Чем кормить детей?». Выручало то, что он был настоящим инженером: мог починить любую домашнюю технику: от утюга до телевизора, «золотые руки» позволяли. Поэтому ремонт он делал сам, благо, белоручкой никогда не был: родители научили и потолок белить (тогда так было принято), и обои клеить, и обед готовить. Всё это ему нравилось, и он, излучая энтузиазм, легко вовлёк в работу всю семью, к чему все его «девчонки» отнеслись с восторгом, особенно младшая, которой разрешили покрасить плинтус.
   Кое-что из мебели отжалели знакомые, полки Сашка сделал сам, Лиза сшила занавески (куда ж без них на первом этаже?), и зажила семья в новой квартире в тесноте, да не в обиде.
   Впрочем, обид в Сашкиной жизни хватало, и это было не только ворчание и придирки тёщи во время редких визитов к ней.
   Рядом с их домишкой, как оказалось, расположилась одна из лучших школ города, железнодорожная. Странно, но ещё существовавшие в начале 90-х железнодорожные школы, возникшие на Руси вместе с сетью дорого, пережили несколько войн и революций и даже реставрацию капитализма. «Всеобщее равное среднее» их мало коснулось: традиционно в этих школах работали лучшие учителя, программа была богаче обычной, а внеклассная работа заставляла вспомнить известное стихотворение: «Драмкружок, кружок по фото…».
Сашка очень обрадовался такому соседству.
   Собрал документы, нарядил дочек и пошёл записывать их в школу.
   Встретили их, мягко говоря, прохладно. Узнав, что он не железнодорожник, принимавшая документы дама поджала губы и, не переставая откровенно скептически разглядывать Сашку и девочек, стала долго рассказывать о трудных временах, о необходимости поддерживать материальную базу, о наполняемости классов, которая уже превышена, о французском языке, который сложно учить...В переводе с дипломатического это означало: «Мужик, нам нужны спонсоры, не лезь со своей инженерской зарплатой и пролетарским происхождением в наш калашный ряд», но Сашка усиленно делал вид, что он не из понятливых: близость этой школы и удалённость других, расположенных за оживлёнными магистралями, была для него весомее сложных отношений с администрацией. Кое-как документы приняли, но девочки в школе скорее выживали, чем учились. Способностями старшая и младшая не блистали: сказалась, видно, дедова «слабость». Средняя всё схватывала на лету, но с пороком сердца в отличники не выбьешься: день ходила, два лежала. До учёбы ли тут! Что касается школьных поборов, семья была бесперспективной: самим еле хватало. То,что Сашка чинил в школе радиоаппаратуру, принималось как должное и даже не замечалось, зато к детям цеплялись по поводу и без: и неспособные, и на уроках вертятся, и одеты не так, как надо. «Переводите в другую школу, с программой не справляются». Сначала речь шла о старшей, потом начались претензии и к младшей. Немало потрепали нервы Сашке на родительских собраниях. Обиднее всего было то, что учеников с такими же успехами, но из семей побогаче, не так третировали. Сашка ходил в школу чаще Лизы, которая только подавленно молчала в ответ на претензии учителей, он всегда защищал дочерей, как мог, приводя, на его взгляд, убедительные аргументы, но силы были неравны.
     ***
   Окончание:http://www.proza.ru/2017/09/24/501