Нехристь и поп о главном

Валерий Казанцев
Как и положено (и ясно Кем!) для огромной по территории и немалой, с точки зрения численности населения, страны путешествия составляют весомую часть жизни многих россиян, независимо, как говорится, от их причастности к божественному источнику мироздания. Вот и в нашем случае на бескрайних просторах Родины встретились в одном купе пассажирского поезда (маршрут, как и время года не будем уточнять в виду их незначительной актуальности в общем контексте рассказа) два очень даже "калорийных" (перефраз от автора "колоритный" - шутка юмора) персонажа: атеист от, мать его, приверженности к естествознанию и испорченности предыдущей эпохи, которую ныне называют не иначе как «совком», и самый, что ни на есть, церковнослужитель в духовном протоиерейском сане и соответствующем облачении.

На радость попутчикам и к глубокому удовлетворению автора в этой видавшей виды «железнодорожной опочивальне» были свободные места, а потому и атмосфера временного пристанища для двух уже изможденных командировочными тяготами среднего возраста мужчин сейчас более полно отвечала понятию благодушной и располагающей к дружеской беседе. После незамысловатых приготовлений к ночному сну, к коим относится легкий ужин и понятные действия естественного порядка в общем туалете вагона (личного-то нет, а потому и немалые очереди в часы пик), наши герои решились-таки на «разоблачительную» беседу перед негой под мерный стук колес (опять же, не на магнитной подушке, как на «зловредном» Западе или хотя бы в Шанхае, этот паровоз мчит во мраке отечественных пейзажей).

Итак, представитель ныне вымирающей субкультуры, называемой традиционно атеизмом, был мужчиной на шестом десятке лет с возрастными приметами интеллигента: плешивость, очки и манерность ведения диалога. Батюшка же олицетворял собой всю Православную Церковь горячо любимой страны, а потому и его описание не подлежит особому рассмотрению. Короче говоря, путники очень гармонично вписались не только в тандем «дебатов о главном», но и в свои собственные профессиональные или цеховые ниши, если можно так выразиться.
 
И вот отец Илларион и Степан Трофимович после характерных покашливаний и ерзанья на постелях понятного уровня комфортабельности и даже просто удобства принялись отстаивать свои незыблемые религиозные и соответственно идеологические ценности.
- Батюшка, вы ведь не уснули с первой попытки? – атеистическая душа (ведь даже у нехристей она есть) решилась-таки прервать паровозный «тук-тук» на более интеллектуальное акустическое наполнение, – Есть предложение, подкупающее своей новизной ощущений….
- Не вижу причин для отказа или чтобы не отозваться на ваш призыв, Степан Трофимович, - отец Илларион как будто ждал этого предложения, что чувствовалось, как по бодрости голоса, так и по моментальной реакции на вопрос оппонента.
- Возможно ли вести беседу об источнике мироздания – по-вашему о Боге или Создателе всего сущего – без оглядки на церковные каноны, а исключительно основываясь на логике и ваших индивидуальных способностях как собеседника?
- Сие нераздельно как Святая Троица, мой друг!
- Значит, вы не имеете собственного мнения, отец Илларион? – по интонации атеиста прямо-таки на физическом уровне (темнота только усиливала эффект!) чувствовалась компрометирующая агрессия.
- Не трудитесь, уважаемый, спровоцировать меня, так как это не возможно по целому перечню причин, кои пока не относятся напрямую к теме разговора, - батюшка перевернулся на тот бок, который позволял обратиться лицом, хоть и видимым только временами по отблескам из окна, к своему визави, - озвучьте свои притязания на Веру, Бога или Церковь, и мы попробуем развенчать ваши заблуждения или смиренно признать правоту доводов.
- Я тут намедни пытался соответствовать моменту и тому импульсу, что присущ сегодня сердцам многих обращенных в православную веру из, так называемой, трясины безверия или атеизма. И что же я обнаружил, пораскинув, как говорится, мозгами, свободными от канона и прочих шор?..
- Не томите… вам же не нужны театральные эффекты?.. или вы все-таки падки на пафосные, что от лукавого, вещи?!
- Ладно, подчинюсь исключительной логике и трезвому расчету, без, так сказать, проникновенных способов с преувеличением и гиперболизацией (есть такой литературный приемчик). Хочется коснуться теологических понятий смирения и любви в сравнении данных качеств человека соотносительно нуля и бесконечности в математике.
- То есть, вы хотите применить математический анализ для обоснования базовых христианских ценностей?
Мимо дверей купе, где только что началась самая великая история противостояния науки и религии (сам воздух этого тесного помещения наэлектролизовался до той максимальной степени, что принято называть «хоть топор вешай»), прошла шумная разнополая компания молодых людей, по-видимому, из вагона-ресторана. Посторонние звуки позволили собеседникам слегка отвлечься, что сыграло в пользу обеих сторон, так как излишняя горячность не может быть, как всем хорошо известно, эффективным помощником для здравого рассуждения.

После того, как визглявые возгласы подвыпивших девиц и грубый хохот сопровождавших их раздухаренных парней удалились в смежный вагон, где все это должно было ударить нешуточной звуковой волной по ушам уже других пассажиров, наши герои вспомнили о недвусмысленной причине своей бессонницы и продолжили приобщаться к великому таинству раскрытия основных законов мироздания.
- Не просто применить, а указать на всю глубину заблуждений и несоответствий здравого смысла (научный подход) и религиозного фанатизма, основанного на величайшем парадоксе всех времен и народов, - Степан Трофимович выпалил эту фразу на таком уровне децибел, что отцу Иллариону пришлось аж крякнуть от неожиданности.
После незначительной паузы, возникшей по причине нехватки воздуха из-за малого объема легких атеиста (не олимпиец же он по подводному плаванию!) и переходом на новую стадию отношений двух, еще недавно гармонично сосуществовавших соседей по маршруту следования пассажирского поезда, «разоблачающий» разговор продолжился.
- Внимательно вас слушаю, дорогой друг, - батюшка был спокоен, а голос его мягок и очень добродушен.
Если бы в купе неожиданно зажегся свет, то атеист смог бы увидеть широкую улыбку на лице собеседника. Но этот пикантный момент остался в неведении Степана Трофимовича, а беседа продолжилась в уже намеченном формате.
- Итак, ноль и бесконечность являются базовыми понятиями во всей математике, включая и математический анализ высшего ее раздела ОТО – общей теории относительности. Смирение же с любовью имеют наиглавнейшее значение в вопросах вероисповедания христиан. Вот и возникает вопрос в несоответствии и даже противоречии этих пар относительно друг друга.
- Продолжайте….
- Ноль является математическим воплощением религиозного смирения. Он как бы вбирает в себя все числовые измерения (эдакая «черная дыра»), что делает в свою очередь и смирение в соотношении с любыми проявлениями характера человека и, в первую очередь, с гордыней. Ведь умножение любой величины на ноль дает только ноль, а любая агрессия или силовое воздействие на смиренную душу в нарушение третьего закона Ньютона (этот раздел физики называется механикой) вызывает не противодействие, а именно любовь. Речь о щеках и ударах по ним. Но любовь в свою очередь – сила великая – ассоциирует исключительно с математической бесконечностью. Вот мы и пришли к парадоксу. В математике-то произведение нуля и бесконечности всегда даст нуль, а тут, нарушая все научные аксиомы, результатом является полная его противоположность. Конечно же, можно пересмотреть правила игры и принять в качестве данности равенство нуля и бесконечности, но в текущем моменте это выглядит абсолютно нелогично. Ваши комментарии, отец Илларион?!
- До чего может дойти пытливый ум! Мой друг, знаете ли вы о том, что любая истина носит сакраментальный характер, то есть, божественный. Это в отличие от правды, что является только в субъективном человеческом аспекте. И постигается она не столько умственными способностями, кои у человека очень даже ограничены, а исключительно своей сердечной взаимосвязью с Ним. Но, сейчас мои слова для вас не несут никакой информации, ведь вы не приобщены к Православию, и Предания наших святых отцов для вас являются некими легендами и мифами из эпической истории. А Священное Писание вы расцениваете наряду с народными сказками. Это очевидно. В противном случае вы бы знали о том, что сверхъестественный мир имеет иррациональную природу своего существа и математический, а потому и логический характер установления взаимосвязей между реальной материей, ему чужд, как корове седло, если хотите.
- Батюшка, наука самым явным образом внедряется в область доселе неизведанного, а потому, по-вашему, божественного. И делает она это эмпирическим путем (исключительно!) и только на основании логических умопостроений. Так что ваш известный способ обоснования, отталкивающийся от ипостасей Творца: Вездесущий, Непостижимый, Бесконечный, Всемогущий и т. п., - в нашем современном и высокотехнологичном мире не имеет твердой позиции. Даже оккультисты пытаются найти точку опоры, соединяющую наши миры: реальный и сверхъестественный, - через призму естественнонаучных знаний….
- Извините, Степан Трофимович, что перебиваю ваш увлекательный рассказ, но Закон Божий есть самая древняя область знаний человечества. А потому скорее математика изменит свое отношение к нулю и бесконечности, чем теология (обобщаю и вывожу за рамки отдельного вероисповедания намеренно) примет ваши парадоксальные оценки к смирению и любви. Ведь только через смирение постигается любовь к Богу и близким, между прочим. Другого пути не было, нет и не будет. Для верующего человека это так же естественно как дышать или просто жить.

Как говорится, покой двум нашим путникам этой ночью только снился, так как извечный спор атеистов и верующих по базовой тематической проблеме всегда носил в себе характер незаконченности. Это придавало двум означенным группировкам, если можно так выразиться, характер бесконечного противостояния. Ведь для того, чтобы прийти к согласию нужно как минимум слушать (да услышит слушающий!) и анализировать (да увидит видящий!), а не просто притягивать за уши те факты, что еще не изучены должным образом. Автор, естественным образом, соотносит себя к стану православных христиан со всеми вытекающими последствиями, а потому и сторона приверженцев в данном рассказе для него просто очевидна.

Возможно, читатель посчитает вымысел данной «походной» истории несколько нереальным, а потому и несерьезным. Но, да будет вам известно, что атеизм всегда строил свою антирелигиозную платформу на «псевдо» научных обоснованиях. Это очень похоже на шуточное заявление нашего соотечественника – первого в мире космонавта – о том, что в своем эпическом полете на орбиту Земли он не видел Бога.
Что же касается агрессивной подачи тематического материала в своих текстах, то это относится не к методологии, а исключительно к характеру.