Я

Владимир Викто
«Я».

I. «Я даже не знаю, что там за дверью…» *

Первый раз я проскочил мимо этой двери, не обратив внимания. Ну, дверь и дверь, ничего особенного. Через несколько дней, когда мчался по улице мимо бесконечной череды зданий и вновь увидел её – остановился. Удивился. Никогда раньше сюда не заходил. А что там? Вывески не было. Из любопытства зашёл. Сделал несколько шагов по инерции и очутился в полумраке. Повернулся туда-сюда. «Не нравится мне это».

Нащупав рукой стену, зашагал вдоль неё, в надежде выйти. Но дверь не попадалась. Постепенно глаза привыкли к сумраку. Огляделся. Такое впечатление, будто сверху крыша с балками перекрытий. Иду и спотыкаюсь. Впереди забрезжило белое пятно. «Пойду туда. Хоть бы встретить кого. Спросить, где выход».

То, что светлело, оказалось дверью. Выход? Наконец-то. Открыл, зашёл. Дверь закрылась со звуком колокольчика. Прозвучало в тишине так неожиданно, что я вздрогнул от этого первого звука в полумраке.

Вся большая освещенная комната оказалась заставленной красивыми вещами. Они висели, лежали в беспорядке. Я повернул голову. Шагнул. Протянул руку к увиденной красоте. Каждое движение отдавалось своим одиночным мелодичным звуком. «А если дотронуться до предмета?» Звук становился резким и громким. Тревога росла. Если схвачу – случится что-то страшное. Ужас заполнял. Я бросился назад. Мчался, как будто за мной гнались, целясь в спину…

Прошла неделя, другая. Но всякий раз меня охватывало чувство животного ужаса при воспоминании происшедшего. Кстати, как я потом очутился на свободе? Ведь очнулся тогда, когда осознал, что несусь, расталкивая прохожих, и вечерний сумрак опустился на город. А «музыкальная» комната? Она тоже не выходила из головы и напоминала о себе всякий раз при посещении магазинчиков с колокольчиками при входе. «Чего испугался? Надо было решится и взять».

Несколько раз я пытался отыскать ту странную дверь без вывески. Напрасно. Даже не мог вспомнить, на какой улице это было. Со временем успокоился, происшедшее стало отдаляться как нелепый сон. И вдруг во время прогулки дверь опять попалась на глаза. Не раздумывая, зашёл. Поискал взглядом белое пятно и уверенно зашагал вперёд, не обращая внимания на сумрак.

Вот я снова в той самой комнате. Знакомые вещи, всё осталось без изменения. Накатывал восторг от прекрасного зрелища. Но восторг с чувством губительности от происходящего. Дотронься – и дальше пропасть. Осознание бездны сковало тело. Двигались только зрачки глаз. Желание шевельнуться пропало из-за боязни услышать вновь резкие звуки в этой красоте.


II. «Я устал считать, сколько суток идёт погоня…»

«Спокойно! Всё хорошо! Надо взять себя в руки. Выхожу. Вернуться сюда с кем-нибудь. Не одному». Не оборачиваясь, нащупал дверь, шагнул назад, закрыл. И опять оказался в темноте.  Осторожно зашагал к выходу. Постепенно глаза привыкли к сумраку. По сторонам стали видны перегородки, трубы.

«Где-то я всё это видел? Ну, да! Когда мальчишкой ещё лазили с другими пацанами по подвалам своих, новых в то далёкое время, четырёхэтажек. Тогда тоже блуждали в темноте, лампочки постоянно кто-то выкручивал». Продолжая шагать, иногда поднимал голову вверх. Там знакомые балки с перекрытиями. Точно! Это чердаки тех же домов, где мы играли в прятки. Всё это уже было.

Я брёл и брёл, узнавая эти места. С опаской наклонял голову, пролезая под трубами. (Вдруг сверху упадёт гильотина, да по шее. Как мечом – рубанёт). Крадучись подбирался к повороту. (А вдруг там кто-то затаился и схватит?) Если запинался – боялся посмотреть, обо что же это. (А если мертвец, и я наступил на его руку?) Когда встречались разрушенные стены – я пытался забраться повыше и рассмотреть, где же выход из этого бесконечного лабиринта. Ощущение времени потерялось. Сколько прошло часов? Дней? Месяцев?

Иногда я успевал ощутить, что мрак сгущается, и я начинал цепенеть, остывать в неподвижности. Потом серело, и я двигался вперёд. Идти и идти. Должен же быть выход!

Перед тем, как проползти в какой-то лаз, я впервые оглянулся. И обомлел. Сзади за мной шли ребятишки…

Да. Сомнений не было. Пять-шесть. Детсадиковского возраста.

- Вы откуда? Тоже заблудились? Ну, давайте за мной.

Так мы и двинулись теперь. Я впереди, осознавая ответственность. «Надо не только самому выйти. Вывести их из этого проклятого лабиринта». За мной гуськом дети. Но ничего не кончалось. Всё та же череда блужданий и непонятного сна.

Как-то меня разбудили непонятные звуки. Глянул на детей. Их взгляды были устремлены на камень. Шум шёл оттуда. Я подошёл, откатил. Заглянул в отверстие. Внизу виден обширный зал. Похож на спортивный. Много детей. Все подчиняются командам взрослого. Тренировка? Только какая-то необычная. Их движения напоминали работу страшного механизма. Вот произошёл сбой. Человек даёт кнут мальчишке. «Наказать!» Тот ударил. Но, видимо, не так сильно. «Тренер» протягивает нож следующему. «Проучить ослушавшегося!» Мальчик неуклюже пырнул. Тот, что был с кнутом, схватился за бок, прикрывая рану. «Опять не так!» Разъяренный старший достал автомат, подал одному из сгрудившихся вокруг ребят. Очередь скашивает троих провинившихся, попутно задев других. «Вот так!» Тренировка продолжилась.

«Куда я попал?» Задвигаю камень. «Не надо такое видеть моим детям». Поднимаю их. Опять побрели. Вниз нельзя. Только вперёд и вверх. И опять изматывающий поход в бесконечность.

Вспоминая увиденное в освещенном зале, я осознал, что слышал звуки, а здесь всё происходит безмолвно. Ведь и дети мне ничего еще не говорили. Их и сейчас не слышно. Только об этом подумал, как услышал сзади быстрые шаги. Не детские. В испуге обернулся. Нас догонял какой-то мужик в чёрном. «Погоня за нами?» Я сгрудил к себе ребятишек, готовясь защищать. Но тот, не обращая на нас внимания, протопал мимо. Я проводил его взглядом. «Куда он?» Тот вдалеке завернул, поднялся вверх и скрылся. Не отводя взора от того места, двинулся за ним.

Точно. Вот каменная лестница. Поднимаемся. Там, наверху, открылась дверь. Я вздрогнул от нелепости увиденного.

Им навстречу стали спускаться странные старички. Он с палочкой, она держалась за него. Сухонькие, почти прозрачные, как будто хрустальные. Движения странны тем, что замедленные и неестественные. Боятся упасть и разбиться? Живые люди так не двигаются. Но я обрадовался.

- Помогите нам! Как выбраться отсюда?

- Идите вон туда, - старичок показал палкой, - а мы скоро придём.

Не раздумывая, двинулся к указанной двери. Открыл и остановился. Громадное шумное помещение. Ярко освещенное, заполненное детьми. Все они в броских одеждах. Кругом летают яркие шарики. Да и дети, как шарики, хаотически двигаются в этом водовороте.  Я оглянулся на «своих». Но те уже проскочили внутрь и смешались с общей кучей.

«Как же я их найду теперь? А, впрочем, зачем? Эти-то живы и здоровы. Значит и о «моих» позаботятся. Не дадут умереть с голоду. Кстати… А мы-то чем питались всё это время? Странно. Непонятно».

Не заходя в зал, я закрыл дверь. Повернулся. Куда теперь. Вниз или вверх? Внизу я был. Глянул вверх. Там заметил ещё одного старца, сидящего в позе «лотоса».

- Подойди ко мне…


III. «И в поисках смысла нету…»

Я подошёл и замер, обескураженный увиденным. Старец как будто повис над площадкой. Мне даже захотелось провести рукой под ним, чтобы убедиться в этом.

- Ты ищешь выход?

Я кивнул.

- Зачем?

- Ну, как же. Я домой хочу.

- Ты думаешь, что у тебя он есть?

«Что он пытается сбить с толку?»

- Конечно. Он всё время стоит у меня перед глазами. Там меня ждут.

- Это просто мысли у тебя в голове такие. На самом деле этого ничего нет и не было. Так что, в поисках твоих смысла нет никакого. Вот меня ты в данный момент видишь. Я разговариваю с тобой. А другого ничего не было. Только представления твои о том.

- Ну, да! Сказанули. Надо же! Ничего не было. Даже то, что я сейчас привёл ребятишек? Вон в тот зал? – Я обернулся, поискал глазами дверь, где они остались. И понял, что не смогу её найти снова.

- Пойми, весь твой окружающий мир – просто твои представления о нём, - продолжал старец.

- Не может быть! Я же хорошо помню своих друзей, начиная с самого детства, как играл с ними. Потом пошёл в школу, первый класс, второй и так далее.

- Скажи, - не дослушал меня старец, - а бывает такое? Тебе казалось: то, что происходит, уже было раньше?

- Конечно. И не раз.

- Вот видишь. Но не может же быть этого на самом деле дважды. То есть, хотя бы один раз этого по правде этого не было. Так?

Я согласился.

- Тогда почему этого не могло быть и оба раза? Просто тебе казалось, что было.

- А, как же остальные люди? Весь этот мир? Тоже нет?

- Понятно, о чём ты. «Я» и окружающий мир. Что первично? Мир, который был раньше; всегда; есть; сам по себе; и будет после нас. Мы рождаемся, приходим в него. Умирая, уходим из него навсегда.

- Или «Я». Каждый рождается сам по себе, неся в себе своё сознание мира, которого, быть может, нет.  «Я» живёт в этом, собой же созданном мире, подправляя его при столкновении с миром другого «Я». Эти «Я» как-то взаимодействуют. Потому и сохранились предания об «аде» и «рае». Существовало время, когда сознание всех «Я» было идеально хорошим и правильным. Они жили в мире, названном «раем». Потом в силу каких-то причин сознание людей стало меняться в худшую сторону. Своими мыслями они создали мир, названный «адом». Сейчас люди хотят изменить опять мир, вернуться обратно к «раю».

- Ага! Так всё-таки окружающий мир существует? – воскликнул я.

- Существует. И у каждого он свой. Например, мир в сознании алкоголиков. Согласен, что они всё видят по-своему? Мир музыкантов – другой. Мир писателей, мир артистов. Они то в одном мире живут, то в другом. А вот ещё – мир «солдафонов»…

Тут он замолчал. Я «переваривал» услышанное, не зная, что возразить. Старец продолжил.

- Сознание «Я» изменить легко. Когда оно сталкивается с сознанием других «Я», оно пытается корректироваться, приспосабливаясь к ним. Только те, кто способен не приспосабливаться, а подстраивать сознание других, вот те и способны менять всё. Менять мир. Пойми, твои мысли, твои представления формируют окружающий тебя мир.

- Я хочу одного. Вернуться домой. Я устал здесь.

- Опять! Ты хочешь вернуться в тот мир, который ты создал до этого. Кто-то изменил твои представления. Теперь ты живёшь в этом, другом, мире.

- Значит, бесполезно искать выход отсюда? – начал озираться я.

И тут, впервые за долгое время, я увидел, где начинает светлеть. Там взойдёт солнце…


  * - здесь и далее в названии глав использованы слова из песни группы «Чиж&Co»