Ильин день

Флорентин Тригодин
Нынче  о  вере  говорить  открыто  не  принято  -  в  крайнем  случае  в  сочетании  с  ложным  стыдом.  Совсем  не  так  говорили  о  ней,  например,  в  «Братьях Карамазовых».  И  еще,  часто  боятся  сказать,  по  незнанию,  в  этом  вопросе  какую-нибудь  неправду.  Это  уже  богобоязненность,  это  хорошо.  Есть  люди,  готовые  только  поязвить  о  любом  разговоре  о  Боге;  мое  повествование  -  не  к  ним.  Мне  и  самому  непросто  было  решиться  рассказать  о  том,  о  чем  я  расскажу  ниже.  Но  мой  возраст,  опыт,  доставшиеся  мне  знания  и  само  наше  время  побудили  меня  на  этот  рассказ,  абсолютно  без  вымысла.

Это  было 2 августа 1999 года,  в  Ильин  день.  Вечером  мой  брат,  я  и  мой  приятель  решили  «посидеть  за  столом»,  а  у  меня  имелось  домашнее  ягодное  сухое  вино.  Вино  сделала   жена,  ночью  ей  должны  в  областном  центре  провести  хирургическую  операцию.  Я  переживал,  ждал  исхода.  Мы  устроились  в  «красном  углу»  моей  избы,  под  божницей,  за  старым  дедовским  столом  с  перемычками  между  ножками  у  самого  пола.

«Собутыльники»  мне  достались  «аховые»:  брат  уже  безвыходно  зависел  от  зеленого  змия,  а  приятель  мог  даже  по  нескольку  дней  терпеть,  но,  попав  за  стол,  выпивал  мало,  тут  же  пьянел,  ему  нужен  был  небольшой  отдых  перед  следующим  стаканом.  Я  же  никогда  не  похмелялся,  никогда  не  употреблял  по  нескольку  дней  подряд,  за  столом  любил  «бесконечные»  разговоры  и  песни,  с  утра  брался  за  работу,  но,  получается,  тоже  «употреблял»,  возноситься  не  буду.

Осилив  по  стакану,  мои  визави  «на  готовенькое»  тут  же  расписались:  брат  залез   «ненадолго»  на  печку,  приятель  почти  лег  на  диван.  А  говорить  мы  начали  о  «жизненном»,  о  судьбе,  о  прочих  не  зависящих  от  нас  вещах,  а  так  же  о  различных  бытовых обстоятельствах каждого.  Но  разговор  не  состоялся,  не  развился.  Говорили  они уже  лениво,  скорее  едва  отвечали  на  мои  посылки,  а  я  настроился  на  диспут  и  дискуссию.  Почувствовав  это  торможение  в  беседе,  я  решил  оставить  гостей  и  покурить  на  крыльце,  в  уединении,  не  то  успокаивая,  не  то  довершая  свои  мысли.  Уже  покурив,  я  остался  сидеть  на  крыльце  и  почему-то  не  спешил  возвращаться  в  избу.  Тогда  и  произошло  Это.

Чуть  передо  мной  висела  лампочка,  умеренно  высвечивая  двор  из-под  крылечного  козырька-навеса.  А  еще  чуть  дальше,  метрах  в  двух  от  меня,  на  дворовой  тропинке  лежал  старый  дедовский  жернов  от  ручной  мельницы,  собранный  мной  из  трех  расколотых  частей  и  уложенный  между  других  камней.  На  этот  расколотый  жернов  многие  обращали  внимание,  останавливались.  Примерно  над  ним  и  было  Это.

Упаси  Бог  списать  всё  Это  на  лампочку  или  «пьяные  грёзы»,  как  много  позднее  заявил  приятель  при  очередной  нашей  ссоре,  «заспал»  и  т. д.  Лампочка  находилась  между  нами  на  одинаковом  расстоянии,  только  и  всего,  а  содержание  произошедшего  я  подробно  записал  следующим  же  вечером.  И  будет  видно,  что  придумать  такое  я  не  мог.

На  том  месте,  где  явилось  Это,  я  вдруг  увидел  множество  маленьких  вертикальных  иголочек  в  общей  форме  столбца,  какой  образуют  летние  мошки  или  комары,  на  высоте  человеческой  груди  от  земли.  Эти  иголочки-искорки  переливались  сияюще  и  начали  распространяться  за  периферию  этого  «столбца»,  но  как  бы  затухая  постепенно,  чем  дальше  от  «эпицентра».  И  было  ощущение,  что  весь  двор  если  уж  не  залит,  то  занят  ими.

Одновременно  со  всем  этим,  я  стал  в  мыслях  и  чувствах  отрешаться  от  дворовых  «окрестностей»,  от  вида  двора,  от  всего  мне  тут  принедлежащего  и  мной  сделанного  и  «обласканного».  Я  стал  переходить  в  доселе  неведомое  состояние  «души»:  вечное  блаженство,  странный  зов  к  какому-то  великому  счастью,  полное  отсутствие  земных  забот  и  всеохватная  м о я  любовь  к  Этому.  Этот  свершающийся  переход  я  смог  сознательно  отметить  и  даже  подвергнуть  факт  моего  сознания  рефлексии.  И  мое  состояние  оставалось  прежним.  Для  «проверки»  я  даже  взглянул  на  хлев,  перед  которым  лежали  некогда  злободневно  знакомые  предметы,  но  теперь  они  были  абсолютно  безразличны  мне.

Я  весь,  всецело  был  поглощен  Этим,  и  сознавал  и  ощущал,  что  бесконечно  рад.  А  передо  мной  на  том  месте  была  уже  светящаяся  фигура,  но  тоже  без  четких  границ:  их  размывало  свечение.  В  рост  человека  и  в  форме  человека.  Угадывались  голова,  руки.  Я  смотрел  в  «лицо»  Этому,  успевая  углядывать  малейшее  движение  «рук».  Признаться,  в  какой-то  момент  мелькнула  пугливая  мысль:  смогу  ли,  успею  ли  вернуться  к  прежнему  состоянию. Потому  что  за  "спиной"  светящейся  фигуры  на  несколько  мгновений  открылась  уходящая  вдаль  и  ввысь  темная  пустынная  перспектива,  в  которую  меня  как  бы  начало  вовлекать,  и  я  был  бесконечно  рад  этому,  но  в  то  же  время  сознавал,  что  это  может  быть  "навсегда".  Странная  это  была  "тёмность",  в  которой  всё  видно,  и  себя,  и  ощущаешь  всеместное  присутствие  Любви,  которую  наличием  прописной  буквы  совсем  не  выразишь.

Итак,  я  был  прикован  своим  вниманием  и  всем  своим  существом  к  Этому.  Между  нами  начался  диалог,  который  не  был  выражен  словами.  Я  каким-то  образом  сказал,  что  я   с о г л а с е н ,   п р и з н а ю    и   с ч а с т л и в   быть  в  таком  «плену»  и  жду  любой  «команды».  Он  явственно,  но  непереводимо  похвалил  и  согласно  покачал  головой.  Вы  заметили,  что  я  стал  говорить  «Он»?  Так  продиктовали  мне  события. 

Потом  Он  что-то  говорил  мне,  и  я  согласно  кивал,  всё  понимая,  но  вербально  не  запоминая.  Потом  я  спросил,  что  мне  делать,  как  жить,  правильно  ли  я  в  жизни  в  настоящий  момент  поступаю?  В  ответ  Он  протянул  в  мою  сторону  свою  «левую  руку»  и  утвердительно,  одобряюще,  согласительно-мягко  поводил  ею  вверх-вниз  /с  небольшой  амплитудой/.  Что-то  успокаивающее  «прозвучало»  в  этом  ответе.  Я  уже  как  бы  освоился  со  своим  новым  положением  и  хотел  перевести  «разговор»  на  что-то  конкретное  /может,  на  болезнь  жены;  может,  на  текущие  какие-то  намерения/,  но  тут  явившийся  образ  стал  постепенно  таять,  затухать  и  растворился.

Я  оглянулся  и  понял,  что  окрестности  вернулись  ко  мне,  а  я  -  к  ним.  И  только  в  сознании  явственно  оставалось  происшедшее  со  всеми  деталями,  бессловесно,  но  всецело  убедительно.  Придя  в  себя,  окончательно  «опомнившись»,  я  быстро  встал  и  пошел  в  избу  -  огорошить  преступно-беззаботно  спящих.

Приятель  уже  лежал  на  диване  /а  он  при  случае  любил  щегольнуть  «знанием  о  церкви»/.  Я  растолкал  его  и  с  жаром  сообщил,  что  было  «видение».  «Как?!  Что?!»  -  «Понимаешь?!..  Веришь?!..»  -  Я  пересказал  происшедшее.  Он  встрепенулся,  ощутив  неординарность  случая,  и  стал  подчеркивать  великость  того,  что  со  мной  произошло.  Мы  пали  пред  образами  и  стали  громко  хвалить  Господа  и  креститься.  Потом  разбудили,  подняли  и  брата  и  рассказали  ему.  Вот  что  было  в  тот  вечер.

А  что  же  это  было?  Мне  представлялось,  что  Это  было  каким-то  высшим  существом  мужского  пола.  Поэтому  я  стал  называть  его  «Он».  Но  кто  -  «Он»?  Ангел?  Архангел?  А  может  быть,  демон?  Из  царства  Света  или  Тьмы  явился  Он  мне?  Я  думал  и  думаю:  из  царства  Света.  Почему  Он  явился  мне?  Зачем?  Какие  обязанности  возложены  сим  на  меня?  И  когда  я  расшифрую  эту  обязанность  в  конкретное  указание?  И  нужно  ли  расшифровывать?  Может  быть,  всё  в  подсознании  влито  в  меня  и  соответствующим  образом  неминуемо  проявится?  Во  всяком  случае,  я  не  имею  права  забыть  наш  «диалог»,  а  должен  делать  всё  возможное  для  богопочитания.  Не  Святой  Илья  ли  это  был?  Или  пусть  это  будет  просто  "образ"  -  слово  мужского  рода.

Моя  бабушка  по  отцу  родилась  в  1881  году  2  августа,  в  такой  же  Ильин  день.  До  пятнадцати  лет  я  жил  под  ее  духовной  опекой  и  любовью.  Не  ее  ли  это  забота  в  трудную  для  меня  минуту?  Но  ведь  это  был  «Он»!  Если  же  это  был  злой  демон  /о  возможности  этого  мне  сказала  одноклассница,  дочь  известной  у  нас  знахарки  и  костоправа/,  то  с  Божьей  помощью  я  буду  жить  и  поступать  так,  чтобы  скверные  замысла  мои  разрушились,  а  остались  бы  добрые.  Не  по  Божьему  ли  расписанию  приходит  и  искуситель?  Бог  испытывает  нас,  зовя  и  готовя  к  спасению.

И  все-таки  нет:  явился  ко  мне  Свет!  Ибо  ничего  плотского  во  мне  не  оставалось,  но  я  весь  отрекался  в  пользу  чего-то  вечного  и  высшего.  Блаженного!  Мне  как  бы  дали  попробовать  йоту  высшей  Любви,  открыли  глаза  и  зазвали  сердце.  Чтобы  я  не  забывал  прекрасность  этого  высшего  и  служил  только  ему!  И  чтоб  я  укрепился  в  вере,  презрев  всё  земное.
А  жена  моя  через  две  недели  вернулась  домой,  выздоровела.

Если  в  «памяти  глаз»  может  отразиться  пленяще-темное  и  пленяще-светлое,  то  в  «памяти  сердца»  может  отразиться  только  Свет.  Я  верю  в  это.  Потому  что  единственная  наша  забота   з д е с ь   -  вера.  Как  бы  ни  истолковать  этот  случай,  он  подчеркивает  значение  Веры.  Вера  -  это  самое  трудное,  и  самое  неотложное:  на  том  и  поставим  точку.

P.S.   Родился  я  9  июля  -  в  день  явления  /чествования/  Тихвинской  иконы Божьей  Матери,  укрепительницы  от  врагов.  Тихвин  -  близ  Новгорода,  а  мы  в  этой  деревне  все  -  из  под  Новгорода  /в  начале  XVII века/.  Не  бывает  случайных  совпадений,  бывает  безверие,  и  тогда  ты  брошен  на  произвол  судьбы  /в  порядке  «испытания»/.  Моя  упасительница  -  Тихвинская  икона  Божьей  матери.  Не  покинет  Святая  Дева  людей  и  все  их  ответвления,  которым  она  в  свое  время  явилась  в  упасение  их.  И  Богомладенец  на  руках  Святой  Девы-Матери   -   со  свитком  в  левой  руке.  Вот  и  я  всю  жизнь  не  выпускаю  из  рук  бумагу  и  карандаш.  И  жду,  что  роль  моя  и  дело  мое  прояснятся!..

\