Созидание Глава 15 1974 г. Часть 5-7 храм в Николь

Дудко 3
ВНОВЬ  ОТСТРОЕННЫЙ   ХРАМ  РОЖДЕСТВА  ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  В  СЕЛЕ  НИКОЛЬСКОЕ  ЕНАТАЕВСКОГО РАЙОНА  АСТРАХАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

  images еsosedi.ru



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 15  1974 год

ЧАСТЬ – 5-7 ХРАМ  РОЖДЕСТВА  ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  В  СЕЛЕ  НИКОЛЬСКОЕ

Сегодня в селе Никольском  основное  занятие сельчан - рыбный лов, выращивание овощных и бахчевых культур, продажа их в Астрахань и туристам с проезжающих теплоходов.

Подработком может считаться сезонная работа на участках, арендуемых гражданами Кореи, на которых выращивают лук, болгарский перец, картофель.

В селе расположен самый большой в Поволжье - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Действительно, этот храм  - Жемчужина старинного зодчества. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого - начала двадцатого века, освящен был в 1899 году.

Архитектором храма был Сергей Карягин, строивший храмы и в Москве и в Петербурге…

Настоятель - отец Александр (Максимов), - рассказывает...

Нынешний храм - третий по счету в селе. До него было еще два. Самый первый, деревянный, был освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

С его иконой обошли и село, освятив его в честь Николая Чудотворца, отсюда и название села - Никольское. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмом, построенным на берегу, обвалилась, и он ушел в реку.

Второй храм был изначально заложен как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, однако и его взяла река.

Именно поэтому третий храм в селе было решено строить далеко от берега, чему он и обязан своим теперешним местоположением.

Храм на сельском сходе было решено строить вновь двухпрестольным - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Однако на сходе рыбаки рыболовецкой артели просили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые и сами были рыбаками, согласно евангельского предания, и считались покровителями рыбаков.

Как и многие православные храмы, он в годы гонений на церковь неоднократно подвергался опасности. Так, во время войны храм закрыли, разрешив отправление богослужений в подвалах. Там же сельчане прятались во время налетов фашистской авиации. От тех времен остались и памятные «шрамы» - во время бомбежек от разрывов бомб появилась трещина на колокольне, которая, к счастью, не увеличивается.

Местная советская власть по совету богоборцев решила взорвать храм, однако тогдашний председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, пошел на хитрость - предложил использовать помещения пустующей церкви под склады пшеницы. Будучи человеком умным, он понимал, что ему грозит, - ведь в те времена совсем не безопасно было радеть о сохранении церквей, но храм он отстоял, - и колокола сбросить, как не настаивали, не позволил. Однако вскоре он был расстрелян - как многие в те страшные годы - по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, а колокола после его смерти все же сбросили с колокольни.

Действительно, церковь сохранилась лишь чудом.

После войны службы разрешили уже в помещении храма - не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо И. Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания.

Восстановление храма в селе Никольское после войны связано с именем протоиерея Николая Ситкина, который отправлял службы в подвале храма и во время войны.
Вторым известным пастырем храма в селе Никольское был митрофорный протоиерей Павел Рябых (постриженный незадолго до смерти в схиму с именем Паисий.