Преподаватель истории

Александр Герзон
            
Уроков истории в пятом классе «Б» уже не было целый месяц, потому что пожилой преподаватель уволился.
Вот и сегодня все думали, что историю заменят математикой. Правда, в  расписании стояло слово «история». Но это могла быть ошибка завуча.
Едва прозвенел звонок на урок, в класс уверенной походкой вошел мужчина. Высокий, не меньше, чем метр восемьдесят, русоволосый и голубоглазый.
Он прошел за учительский столик и произнес приятным голосом, глубоким барионом:
- Все, кто встал, приветствуя преподавателя, могут сесть. Все, кто не встал, сидят вдвоем со своей совестью.
Кто-то ахнул:
- Во дает стране угля!
- Итак, начнем с переклички, - продолжал историк, - я буду называть фамилию, а вы, не вставая, только говорите «Я» - и все. Понятно?
***
- Понятно, - загалдели пятиклассники.
- Аверин, Бабушкин, Веденеев … - говорил преподаватель, глядя на класс и не заглядывая в журнал, куда он заглянул лишь раз, открыв его.
- Я! Я! – едва успевали отвечать ученики.
Им стало ясно, что у нового историка феноменальная память: один  раз взглянул на страницу классного журнала и тут же запомнил весь список! С таким будет трудновато шутить.
- Шипилов! – произнес учитель последнюю фамилию и тут же получил в ответ последнее «Я!».
***
- Сегодня я вас спрашивать не буду, - сказал историк.
- Ура! – не выдержали некоторые ученики.
- Меня зовут Прокопий Прохорович Протасов, - представился детям взрослый. - Сокращенно - «Пропропро».
Класс ответил веселым смехом. Историк тоже слегка приулыбнулся.
- Сегодня я расскажу вам о Древней Греции кое-что из того, что нам стало известно благодаря гениальной поэме Гомера «Илиада» . Что вы уже успели узнать об «Илиаде»? Поднимите руки, отвечать будете по  одному. Итак?
Поднялось несколько рук.
***
Оказалось, что многие из учащихся видели кинофильмы о  Троянской войне и о странствиях Одиссея.
- Я рад, - сказал преподаватель, - вам будет проще и легче усвоить то, что я расскажу. Я сейчас прочитаю вам начало «Илиады» в переводе с древнегреческого языка.
- А где же книга? – выкрикнул Моисеенко, самый шаловливый ученик пятого «Б».
- Зачем? Я помню всю «Илиаду» в переводе Гнедича наизусть, - улыбнулся преподаватель. И начал:
- Илиада. Песнь первая. Язва. Гнев.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),
Прежде, чем двигаться дальше, скажите, кто такой Ахиллес и кто такой его отец Пелей? Кто желает ответить?
***
Подняла руку девочка с белыми косичками, одетая довольно скромно.
- Лидочка Монахова нам расскажет? Прекрасно, - объявил Пропропро.
- Помнит всех, - прошептал кто-то.
- Ахилл, - четко говорила Монахова, – или Ахиллес по-гречески, - это сын Пелея, одного из  царей древнегреческих, и морской богини Фетиды. От таких браков рождались герои.
- Верно, Лида, продолжай, - поощрил педагог.
- Фетида хотела сделать Ахилла таким же бессмертным, как боги. Но когда она его окунала, то держала за пятку. И эта пятка,  если ее поранить, была бы для него причиной смерти.
***
- Молодец, Монахова, - ласково молвил преподаватель. – Ты хочешь стать историком?
- Нет, я хочу попасть на конкурс «Умницы и умники». Когда подрасту, конечно.
- А потом ты хочешь попасть в МГИМО?
- Если получится. А если нет – пойду в науку.
- Как твоя мама? – спросил Пропропро.
- Вы ее знаете?
- Лично не знаком, но кое-какие ее работы читал. Она очень интересные гипотезы выдвигает. И знает историю прекрасно. Я желаю тебе удачи, умница. Но вернемся к нашей теме, к древней истории Греции. Дежурный не принес нам карту, поэтому я ее нарисую на доске.
Он взял мел и начал рисовать.
***
- До чего точно! – ахнул кто-то.
- У него фотографическая память, -  шепнул сосед по парте.
Хулиганистый Садчиков вынул рогатку и собрался выстрелить в затылок Монаховой.
- Садчиков, Коля, не дури, - сказал преподаватель. – Спрячь рогатку. Если не хочешь больших неприятностей.
Садчиков убрал рогатку, прошипев соседу по парте:
- У него на спине еще  один глаз.
- Не один, а несколько, - громко сказал Пропропро. – И еще на спине у меня четыре уха. Поэтому я и спиной вижу, слышу и говорю с тобой. Итак, открыли все атласы по истории, нашли Древнюю Грецию. Давайте проследим события, глядя иногда в атласы.
***
Затем он продолжил читать «Илиаду», поясняя то, что считал нужным.
- Вы обратили внимание на торжественную красоту гекзаметра? – спросил историк.
- Что это такое? – спросил кто-то с места.
- Гекзаметр – это особый размер стиха, который применялся в древнегреческой литературе, В  русском переводе этот размер сохранен. Торжественно звучит, правда? Красиво звучит, а?
- Это потому что вы так хорошо декламируете, - сказал Шипилов, голубоглазый серьезный мальчик.
- Ты и сам – хороший декламатор, Шипилов, школа гордится твоими успехами. Твой комплимент для меня весьма ценный. Это комплимент мастера. Спасибо.
***
Все засмеялись, учитель улыбнулся.
В этот момент в окно влетел голубь. Дети закричали, замахали портфелями. Кто-то снял куртку и махал ею.
Вдруг преподаватель протянул руку по направлению к птице,  метавшейся у потолка, при этом рука вытянулась метра на три, ею голубь был схвачен и выброшено в  окно. Дети онемели. Одной девочке стало так страшно, что  она заплакали.
Пропропро произнес:
- Не надо плакать, Валюша. Все в порядке. Тебе ничто не угрожает. Ты, видно, насмотрелась ужастиков, вот и боишься теперь всего на свете. Надо быть смелее, как твой папа, мужественный офицер. И самой себя пугать не надо.
***
- Вы знаете моего папу? – удивилась  девочка.
- Кто же не знает этого героя? – удивился преподаватель в свою очередь. – На дом, дети, параграф двадцать шестой. Почитайте. Не запоминайте, просто не торопитесь при чтении. Попытайтесь также выучить наизусть сцену прощания Гектора, вождя троянцев, с его  женой Андромахой.
Наш урок окончен. Сейчас прозвенит звонок, надеюсь.
***
Зазвенел звонок, дверь класса открылась, и вошел завуч. Дети молча встали.
- Уважаемый преподаватель, дорогие дети. Я перед всеми вами виноват, так как не успел представить преподавателя классу, а класс – преподавателю. Причина простая: меня вызвали в пятый «А» унять разбушевавшихся мальчиков. А потом я не вошел, чтобы не мешать уроку. Еще раз прошу извинить меня.
Сегодня у вас, дети,  был не обычный преподаватель, а совершенно удивительный человек. Вернее, не совсем так …
- Мы заметили, что он необычный, - закричали дети.
***
- Дорогие дети, - грустно вымолвил Пропропро, - видно, я сам сразу должен был вам сказать, что я не человек, а биоробот.
- Фантастика! – закричал Шипилов.
- Да нет, реальность. Я решил себя опробовать в разных ситуациях и в разных профессиях. Я был инженером на заводе, потом врачом в поликлинике. Правда, там меня все же контролировали врачи. И вот пришел к вам. Спасибо вам за то, что мужественно терпели меня целых сорок пять минут. Скоро к вам придет учитель-человек.
***
- Оставайтесь, Пропропро! – крикнула Монахова.
- Оставайтесь! – поддержали ее  остальные ученики.
- Валюша, ты тоже хочешь, чтобы я остался? -  обратился педагог к все еще не унявшей слезы девочке.
-  Раз все хотят, то и я со всеми, - ответила она.
- Дети, педсовет учтет ваше желание, - сказал пораженный завуч. – Обязательно. А сейчас идите на перемену. Дежурный, проветрить класс!

14 ноября 2016 года.