За здоровьем к Поддубному

Виктор Некрасов
               
               
                С  Александром Петровичем Поддубным я познакомился лет двадцать  тому назад  на рыбалке. А дело было так. В то раннее летнее утро отправился я  на полюбившийся  мне  пруд, что недалеко от нашего села, но, видимо, припозднился немного: все излюбленные места были уже заняты  более  предусмотрительными « коллегами».  Не одному мне  нравились эти места.  Рыбаки расположились так близко друг от друга, что  пристроиться даже с одной удочкой было проблематично. Лишь в одном  месте, возле корявого дуба с толстым стволом и густой развесистой кроной, вплотную подступавшими снизу кустами ивняка, окружившими могучее дерево, как цыплята наседку,  я   обнаружил  свободное    пространство, но    вода здесь  была покрыта плотным слоем ряски. Однако одного любителя ловли это не испугало. Он сидел  на  складном стульчике,  пара  удочек  лежала на подставках,  а мужчина  напряжённо следил за  поведением поплавков,  метко заброшенных  в  приличный круг чистой воды.  На вид я бы дал ему лет тридцать-тридцать пять, а  определить по одежде, какой слой общества он представляет, было  трудновато.  Но, глядя на руки,  на чистое и добродушное лицо, нетрудно предположить, что это человек далеко не колхозник, а интеллигент, работник кабинетный, а не пахарь и не сеятель. Поздоровались.  «Как  рыбалка?» – поинтересовался я. «Да  вот только что забросил,  жду  поклёвки,» - с улыбкой и каким-то озорным блеском в глазах ответил   незнакомец. « Если не  возражаете, то я немного расчищу  площадку для ловли, у меня на сей счёт  и орудие  труда есть,»- с извинениями обратился к соседу.  Незнакомых людей, даже более молодых, привык  величать на «Вы». Возражений не последовало, и я достал из машины  грабли, к  концу  черенка которых   был привязан вязальный шпагат метров десяти длиной. Забрасывая  метров на пять - семь  в воду это нехитрое орудие, я таким образом вытаскивал на берег ряску и  за каких-то пять минут  очищал приличную   поверхность воды на заброс нескольких удочек. Так произошло и в этот раз. «Теперь можно и приманку бросить карасям, уж заодно  потревожим  их  немного, а они  вскоре вернутся. Вот тут они и  насадку  нашу найдут,  а мы постараемся подсечь вовремя,»- оправдывался я.  Бросив несколько приличных  комков распаренного комбикорма, политого подсолнечным маслом,   закинул  пару удочек и присел   на скамеечку.    Закурили.  Не помню, у кого первого  возникло желание познакомиться, но  оно состоялось  сразу после того, как  мы закурили.   «Александр Петрович,» - представился  незнакомец. « Виктор Иванович,»- ответил  я.    Представление с отчеством  подтвердило мои догадки о  том, что мой  новый знакомый принадлежит,  скорее   всего, к интеллигенции, в чём  я  позднее  и убедился. А тогда одновременно и у него, и у меня  резко   утонули, а затем  двинулись по  воде поплавки.  Серебристые караси размером  с ладонь  положили начало  хорошему улову в то утро, а нам стало не до разговоров. Часа за три  мы поймали штук по сорок  карасей,  почти одинаковых по размеру, словно прошедших фильтрацию через  сортировку.  О чём-либо поговорить  в первое знакомство нам не удалось: каждый был  предельно занят  выуживанием   рыбы. Хотя  из  коротких взаимных  вопросов я узнал, что Александр Петрович живёт в Добринке, а рыбачит в разных местах района, причём на этом пруду - впервые. Рыбалка для него, как и для меня,  любимое занятие с детства. Где и кем он  работает, я как-то и не спросил у него в тот раз, а узнал это уже много  лет  спустя. 
               
                Похвастаться здоровьем, мой  уважаемый  читатель, я не могу, много  различных операций перенёс за  свою жизнь, немало  лет был постоянным «клиентом» лор отделения, довелось лечиться у невролога, уролога,  а последние лет двадцать  являюсь постоянным пациентом кардиологического отделения Липецкой областной больницы.  Так уж получается, что, находясь в стационаре,  знакомишься с различными людьми, в том числе и врачами. И вот однажды, находясь на лечении, я услышал от уважаемой Валентины Ивановны  Каширских, заведующей этим отделением, заслуженного врача РФ, следующее: «У вас в районной больнице есть достойный уважения, очень грамотный врач- терапевт Поддубный Александр Петрович. В экстренных случаях он может оказать вам  помощь не хуже, чем у нас». Получить подобную характеристику от врача такой величины  мог только  по-настоящему хороший доктор.  Я взял это на заметку и лет пять тому назад с очередным сердечным приступом попал на приём  именно к Александру Петровичу.

                В 2012 году, кроме стенокардии, ишемической  болезни сердца, в букет  добавилась  ещё одна  проблема:  произошёл   срыв сердечного ритма. В июльскую жару этого года  я окашивал газонокосилкой траву в саду.   Мне стало плохо.  Вызвали скорую помощь.  В  поликлинике вердикт врача не обрадовал: аритмия сердца. Меня срочно госпитализировали в Петровскую участковую больницу, что в пятнадцати километрах от райцентра. Надо  отметить, что после оптимизации и каких-то других структурных изменений в здравоохранении терапевтическое отделение в райцентре  закрыли,  а  оставили  в двух участковых больницах – в Петровской и  Плавицкой. По этой же программе не стало ещё  трёх стационаров в нашем районе, в том числе и в моём селе  Верхняя  Матрёнка.   Не могу судить о правильности подобных преобразований, но, как и  любой  другой  пациент, ощущаю большие неудобства, чтобы добраться до этих медицинских учреждений.  Хорошо хотя бы то, что  в Петровском, и Плавицком стационарах очень сильные врачи -терапевты. В Петровской больнице, куда доставили на скорой помощи, меня встретила заслуженный врач Российской Федерации Надежда Алексеевна Дарьина. Именно она и восстановила мне  нормальный ритм, за что я ей безмерно благодарен. Мой следующий очерк  будет о семейном дуэте врачей Дарьиных.

                Пролечившись положенный срок, я не избавился, конечно, от нового недуга и стал постоянным пациентом Плавицкой участковой больницы. Второй срыв   уже восстанавливал Александр Петрович. А произошло это так.    В тот день ваш покорный слуга  по невнимательности нарушил    правила уличного движения. Слава Богу, что   машин в зоне видимости не было, но нарушение есть нарушение. В ином случае могло быть и ДТП. Сотрудник липецкой ГАИ остановил меня и выписал солидный штраф. Через некоторое время  у меня подскочило давление,   и я вновь почувствовал себя очень плохо.  С трудом доехал до дома.    Тонометр - автомат   «Омрон» показал   срыв  ритма. Пришлось вызывать скорую помощь.  Сопровождающая медсестра по сотовому   телефону связалась с  кем-то из   персонала  районной больницы,  и нас направили в Плавицу, к Поддубному.  Впоследствии я узнал, что Надежда Алексеевна Дарьина на то время была в отпуске.  С той поры и началось, а точнее, продолжилось более тесное знакомство  с  Александром Петровичем.

                Не буду описывать сам процесс восстановления, потому как  это не в моей компетенции, да и ни к чему утомлять читателя этими проблемами.  Суть  в том, что  доктор, или как его любовно, по-домашнему называют пациенты, Петрович,  не отходил от меня, пока  ритм не  пришёл в норму.  И потом, когда   моё состояние  уже шло на поправку, он, кроме утреннего обхода,  несколько раз в день подходил и осведомлялся о состоянии  моего здоровья.    И не ко мне одному у него было такое внимательное, чуткое отношение.   В лице Александра Петровича  я  встретил  настоящего Доктора, такого, которого подсознательно хотел видеть рядом, когда заболевал.  Да и не только я, все уповают в трудную минуту на чудо доктора, который спасёт, поможет, вылечит. Общаясь с Александром Петровичем в течение нескольких лет, я пришёл к выводу, что  он настоящий Профи, подлинный интеллигент. А под интеллигентностью я подразумеваю не столько образованность, сколько ясность ума, а главными    критериями этого врача   являются  такие  человеческие качества, как сочувствие,  сопереживание, искреннее желание помочь больному, высокая нравственность и совесть.  Выписавшись из больницы,  я периодически обращаюсь к нему, чувствуя какие- либо проблемы со здоровьем. В неблагоприятные по геомагнитным  факторам  дни,  во время вспышек  инфекционных заболеваний связываюсь с моим спасителем по телефону, а порой   Александр Петрович  сам  звонит мне и справляется о здоровье, даёт  нужные рекомендации, и это внимание   воодушевляет, помогает  полноценно жить. Зная, что  есть доктор, который тебе всегда поможет, я уверен, что  список  подобных подопечных пациентов у него далеко  не маленький.   За четверть века работы заведующим терапевтическим отделением «накопилось» немало  благодарных ему людей. Когда болезнь обезоруживает человека, делает бессильным против недуга, он невольно уповает на Бога. И очень часто таким Богом становится доктор, который не только профессионально грамотен, но и по-человечески добр, способен своим участием, верой, даже каким-то магнетизмом победить болезнь, облегчить страдания больного.  Александр Петрович  - врач высшей категории, но от природы, а может, по причине воспитанности обладает  особой скромностью: никогда не стремится к званиям, наградам   и особым почестям.   Доброе имя, репутация хорошего врача и благодарная улыбка вылеченных пациентов для него куда важнее.

                Зная, что  мой герой  не любит давать интервью,  а также слушать похвалу в свой адрес,  материал  для очерка я собирал по крупицам несколько лет, ненавязчиво спрашивая о тех или иных периодах его жизни.  Вот  так  из различных эпизодов и складывалось   более или менее  полное представление о человеке, образе жизни и, самое главное, его  профессиональной деятельности.  Следуя  традиции написания  очерка или интервью  с конкретным персонажем, я должен бы был беседовать с Александром Петровичем, задавать вопросы и записывать  ответы.  Так оно и будет несколько позже, но вначале  я решил собрать   разрозненные рассказы Александра Петровича из его жизни в единый монолог. Вот он, перед вами:

                -Детство моё прошло в небольшом селе Поддубное, что в Россошанском районе Воронежской области. Там и  в школу пошёл. Учился легко, с интересом, по всем предметам имел только пятёрки. После окончания восьми классов встал вопрос о моём будущем. Куда пойти учиться? То ли в девятый класс, то ли  в какое-то училище в городе.  Средняя школа  была  в соседнем селе Жилино,  но  пять километров  в дождь и в грязь? Нет, это не по мне.  Отец  в то время   работал  бригадиром- животноводом  и моё будущее представлял  в качестве механизатора или, в лучшем случае, механика в  местном  колхозе. Я люблю работать на земле с детства, особенно  что-то выращивать из овощей, но  представить себя трактористом и даже механиком я не мог даже в страшном сне.  Не моё это, ну,  не лежала у меня душа  вообще к колхозной  жизни, без выходных, нормальных отпусков и, прямо скажем, бытовой неустроенности. Как ни покажется кому-то  странным, но для меня,  парня из деревни,  была ближе профессия медика. Поэтому я решил сразу поступать в    Россошанское   медицинское училище.  Как отличника, меня  зачислили   без вступительных экзаменов. Училище окончил  с отличием, и мой красный диплом давал  право на  поступление в медицинский институт  при условии сдачи одного  экзамена  на оценку «5», но для этого мне надо  было иметь направление. А с ним - то и возникли проблемы.  По характеру я довольно   прямолинейный и строптивый  человек, и на этой почве взаимоотношения с моей классной дамой у меня, мягко говоря,  не сложились.   Направление я не получил, а вот повестку  на призыв в доблестную Советскую армию мне выдали без всяких проблем.

                Служить  довелось  по специальности.  Операционным медбратом  в   госпитале  на  восточном участке БАМа.После службы решил поступать  в Воронежский  медицинский институт. За два года,естественно, уже  многое забыл, но фортуна от меня не отвернулась. Заветная пятёрка   по биологии  дала мне зелёный свет на право осуществить свою  мечту  - стать врачом. Шесть лет студенческой жизни, как сейчас кажется, пролетели незаметно, и в 1989 году закончился основной курс обучения.

                Структура профессионального медицинского образования предполагает обязательное последипломное обучение – интернатуру. Это годичный курс подготовки компетентного профессионала для самостоятельной работы по одному из направлений, согласно номенклатуре врачебных специальностей. Во время прохождения интернатуры довелось мне несколько месяцев приобретать опыт, а фактически определяться,  кем мне быть в качестве врача, в Липецкой областной клинической  больнице.   Пришлось  пройти практику в  различных отделениях, но больше всего – в кардиологическом.  Именно там,  обучаясь под непосредственным руководством заведующей Каширских Валентины Ивановны, я определил своё место в профессии – это терапия.Врач, как говорится от Бога,  она обучила меня тому, чему ни в каком вузе не научат и за годы,  - практике  определения диагноза, расшифровке кардиограмм и многому  другому, так необходимому  во врачебной  деятельности.Валентина Ивановна предлагала мне место врача в своём отделении, но получить в скором времени жильё  в Липецке было нереально, поэтому мой путь лежал в районную больницу посёлка Добринка. Ещё на последнем курсе института я женился на  своей сокурснице Татьяне.  Время выбора места работы совпало с рождением нашей дочери Елены. В Добринке же, откуда родом моя жена, нам предоставили благоустроенную квартиру рядом с центральной районной больницей, где Татьяне предложили место невролога, а мне - терапевта.

                Входить в профессию  было не просто страшно, а жутковато. Выручали книги и различные справочники – всё, что помогало определить точный диагноз, выбрать единственно верное лечение. Кроме традиционных обращений случались и совсем непредсказуемые, даже не по моему профилю, и здесь на помощь приходили знания, полученные в вузе. Выход  из сложных ситуаций всегда есть, главное – не потерять время и сосредоточиться. Через два года я возглавил терапевтическое отделение в стационаре, и вот уже двадцать пять лет  служу на одном месте. Последние четыре года работаю далеко от родного дома – в Плавице, куда было переведено терапевтическое отделение МРБ (Тут надо добавить: Александр Петрович ежедневно делает обход больных ровно в 7 часов утра, и 20 километров до места работы не являются препятствием для встречи с пациентами). Техническим обеспечением больницы я доволен: оборудование, инструменты, медикаменты – всё в достатке, для села лучше и быть не может. Для оказания неотложной помощи также есть всё необходимое.    Жена много лет работала  неврологом, а последние годы  является заместителем главного врача МРБ по медицинскому обслуживанию населения.

  Я доволен своей жизнью, немного, правда, огорчает то, что дочь не пошла по стопам родителей. Она окончила университет и работает переводчиком в  Воронеже, но свою малую родину любит и часто нас навещает.

     Далее я традиционно беру интервью у моего героя:

                - Александр Петрович,  вы не считаете, что у многих людей сложилось мнение о терапевте как о враче, способном диагностировать простудные заболевания, грипп, «острый» живот?

– Это не совсем так, хотя мы  лечим острые респираторные заболевания, выписываем больничные листы, но этим не ограничивается  перечень  болезней,  с которыми приходится  сталкиваться  в реальных условиях.    А ведь надо ещё обращать внимание на личностные особенности пациентов:  один человек нуждается в простом человеческом сочувствии, другому требуется ласковое слово и поддержка, третьему необходимы четкие и строгие указания по дальнейшему обследованию и лечению.  Мною всегда двигало желание помогать людям, дарить им здоровье. Все люди – разные. И  к каждому я стремлюсь подобрать индивидуальный подход. Самое главное, чтобы  поступивший к нам больной  поверил  врачу и доверился ему. И мы должны это доверие оправдать. Сколько у каждого врача случаев, когда пациент жалуется на одно, а после обследования выявляется совсем другое! Например, пациент обращается с жалобами на боли в животе, а при обследовании у него выявляется инфаркт миокарда. Многие заболевания сейчас имеют атипичный или «стёртый» характер течения. Их может обнаружить только грамотный и внимательный специалист, наметивший правильный план обследования, поставивший точный диагноз и назначивший необходимое лечение.

-Если выбирать между бесплатными клиниками и платными, где бы вы предпочли работать?

 -  Работать в государственном учреждении никогда не было и не будет выгодно для врача, тем более, мужчины. Система частной медицины  у нас развита  недостаточно, а на селе она бесперспективна.  Поясню почему.   Для частной   клиники на селе недостаточно пациентов,  очень  низок  их материальный уровень, отсюда мизерное  поступление финансов, что  напрочь   отвергает   платную  медицину.  Да  я  как-то и не мыслил  о перемене  места работы.   Сощурив смеющиеся, с лукавинкой, глаза, продолжил: 
 
- Я вижу только один путь для  финансового благополучия врача:  работа в столицах или за рубежом. Хотя нет! Есть еще один. Выдвижение меня в претенденты на пост министра здравоохранения. Я выберу последний, пожалуй. ( Смеётся).

-  Почему, по вашему мнению, население нашей страны достаточно беспечно относится к собственному здоровью и больной часто терпит «до последнего», прежде чем обратиться к врачу?

- В поликлиниках нужно сидеть в очередях, часто нет участкового терапевта, а к узкому специалисту попасть очень сложно, в день обращения вообще невозможно: больного поставят на очередь, неделями приходится ждать встречу с нужным врачом, а это тревожит пациента, его родных.

- Не могу не поинтересоваться  вашими увлечениями, есть ли у вас хобби?

- Про рыбалку не буду говорить - это святое, и вам, как рыбаку, понятно. Поскольку детство я провёл в селе, люблю поработать на огороде, в саду, чтобы покушать выращенные своими руками овощи, фрукты, ягоды.  А ещё, как всякий русский, люблю баньку, с парилкой, веничками, а после неё -  чай на травах.

- Как бы вы хотели, чтобы пациенты относились к врачам?

-ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы пациенты проявляли больше уважения к своему лечащему врачу, да и к отечественной медицине оказывали бы больше доверия. Часто назначает врач курс лечения и видит, что больной, кивая головой, скорее всего не будет его выполнять. Результата от такого «лечения», разумеется, никакого.

 - Что бы вы пожелали своим коллегам?

-  Хочется пожелать терпения,здорового долголетия и личного ччастья!
-А пациентам?

- Уважать труд своего врача и относиться к нему с пониманием!

На этом наша беседа завершилась, хотя говорить хотелось бесконечно, потому что  Александр Петрович оказался замечательным собеседником, очень интересным, остроумным, тонким, его юмор, шутки были всегда уместны и по делу,  но для читателя, я думаю, образ Доктора Поддубного показан  довольно полно.
    Он  и в выходные дни приезжает на час-два в отделение, проводит  традиционный осмотр больных, корректирует  назначения, причём на его лице всегда присутствует добродушная улыбка, которая как нельзя кстати для любого человека, особенно для больного. И моё повествование об этом замечательном человеке, народном докторе Поддубном не было бы законченным без  слов: « Побольше бы таких докторов в наших больницах».
                В заключение я хочу сказать: « Низкий поклон,  Александр Петрович, и Вам, и всем настоящим докторам, которые в наш век рыночных отношений,  в том числе  и в медицине, остаются верны клятве Гиппократа, для них главное - здоровье их пациентов.»

 И ещё. Нарушая сложившееся клише представлять  доктора обязательно в белом халате и на рабочем месте, я дарю читателям  его фотографию, где мой герой на природе, которую он очень любит и ценит.