Балканский релакс

Юрий Банько
 
          Юрий Банько

              Горы в окрестностях села Горни Лом являются частью Белоградчишкого края в Северозападной Болгарии. Пейзаж здесь невероятный, горы в основном покрыты буковыми лесами, в которых на многих местах можно встретить родники с кристальной и вкусной водой. Встречаются и другие деревья, как дуб, ясень и ель. В результате проводящихся залесений встречаются и массивы из боровых деревьев, удобных при обработке и использовании, но которые „высушивают” горы.
 
              Если обозревать это с высоты, то всё похоже на бушующий океан, с горными гребнями спускающимися с вершины Миджур до красивого села Горни Лом. Эти гребни заросли густыми лесами, которые „распрыскивают” невероятную зелень и свет. Каждого, стоящего на вершине одного из этих гребней, одолевает чувство летения вольной птицы в этом удивительном пространстве.
 
              Впечатляет факт величия высочайшей в Северозападной Болгарии горной вершины Миджур, выражающийся в „распорядке” горной растительности сверху вниз: начинаются поляны с красной и синей брусникой, переходящими в малиновые поляны, после которых всё „залито” лесами. Как в сказке здесь „рождаются” два основных притока реки Лом, впадающей после сотни километров течения по горным склонам и по Великой придунайской равнине в царицу рек Европы реку Дунай. Эти притоки образующие реку Лом носят название Бырза Река и Лева Река. В своём начале эти водные притоки похожи на ручейки образующиеся из кристально чистой ключевой воды „бьющей” из-под разноцветных камней и камушек. Буквально на глазах ручейки становятся всё мощнее и мощнее и вот видны уже водные массивы устремляющиеся вниз, а „радостно” разбрызгивающиеся капли на местах образуют маленькие радуги. Дальше, больше. Ручейки становятся реками с водопадами и с омутами полными с вкуснейшей речной рыбой под названием форель.

              Воздух здесь особенный. Он райский. Невольно расширяется грудь и „обтягиваются” щёки. Чувствуеш, что небесный ангел нежно дотрагивается до тебя и предлагает крылья для полёта, дабы лететь сказочной птицей, блестеть, сверкать и красоваться небесной радугой, соединять мечты и реальности.
              Всегда, когда посещаю эти места испытываю чувство вины, вины за то, что у района есть значительный и неиспользованный туристический потенциал, вина за то, что доступ к этим красотам есть только у ограниченного числа людей. Успокаиваюсь тем, что это чувство вероятно посещает и небесные силы, которые когда-то разрешат любоваться этими местами значительным контингентам людей. Вероятно это случится тогда, когда научимся не только консумировать, но и давать, создавать и беречь эти невероятные красоты.
 
              Хочу рассказать нечто отдалённое во времени, случившееся в этих краях и оставившее у меня незабываемое воспоминание в моём сознании. Приехали мы тогда вместе с супругой и дочерью к её родителям, чтобы помочь им с сенокосом для животных. Родители моей супруги были прекрасными, честными, всеотдайными, морально чистыми как кристальная вода людьми. К сожалению тёща умерла в 2000 году, а тесть умер в 2004 году. Взаимоотношения между ними были образцом супружеского сожительства. Пусть покоятся в мире в этой красивой земле.
 
              Сенокосная бригада оформилась из пяти „работяг”. Это мы с супругой и дочерью, тесть и брат моей супруги. Исходя из объёма предстоящей работы, решили поработать два дня с ночёвкой на самой горной сенокосной поляне. Сказано -  сделано. Организовали поход рано-рано, на границе ночи и рассвета. Где-то в восемь часов утра были уже на назначенном месте и работа „закипела” с полной силой.

              Объект нашей деятельности находился в местности Зебрыц – это горный район, расположенный в верхах реки Лева Река с левой её стороны, смотря из села по направлению к горной вершине Миджур. Наклон сенокосной поляны составлял где-то 45 – 50 градусов, а сама её площадь приближалась к десяти соткам.

              Невероятными являются эмоции при коситьбе по „дедовски”, то есть когда косиш траву обыкновенной косой. Во время косовицы невольно вспоминаются строки стихотворения „ ...не моё ль плечо шире дедова, не моя ли грудь выше матушки...”. В общем, получаемые приятные ощущения при ручной косовице ни пером описать, ни словами передать. А вот если сказать одним модерным словом, то всё это просто „шикозно”. Вероятно мало кто проводит косовицу в ручную, так как сейчас механизированными и електрическими косилками хоть пруд пруди. А в те времена не было таких машинок, вот так.

              И так, возвращаюсь к конкретике. Ручная косовица требует „железной” поясницы и умения делать правильные движения косой. Откосы травы должны быть „кудрявыми”, что необходимо для их правильного проветривания и высыхания. Необходим равномерный отдых, а коса должна быть правильно наклёпана и правильно наточена. В противном случае косовица никак не удастся. В определённой степени отвечаем этим пребованиям и начинаем косовицу  горной, ароматной травы покрытой росой.
   
              Косим обутые, косим в шерстяных носках, косим босиком. И в трёх случаях роса действует как чародейка. Она незамеченно намачивает ноги, нежно впитывает в себя вредные энергии из тела, заряжает физику невероятной бодростью и силой. Появляется чувство, что становишся частью могущественных гор, вековых деревьев, ароматных трав, лучения из космоса. Появляется чувство, что твоё тело летит, душа поёт и молодеет.
 
              Скошённая трава излучает зелёную могию, её запах неповторим. Она не может быть сравнена даже и со знаменитыми  парижскими парфюмами, так как аромат этот естественный, излучаемый милионами скошенных горных травинок. Эти запахи божественные и вечные. Появляется впечатление, что душа становится красивее, естественнее, мудрее.

              День оказался полон и с другими неожиданностями связанными с горными птицами и животными. Незабываемой оказалась встреча с оленями, которые неожиданно появились в нижней части поляны. По всей вероятности это была оленья семья, так как перед нами во всей их красоте стояла оленья двойка с двумя маленькими оленятами. Самец был великолепен со своими ветвистыми рогами, самка на метр или два от него со своим нежным потомством. Невероятно, но факт, олени нас не испугались. Они с любопытством смотрели на нас, а мы на них. Затаив дыхание и тихо восклицая мы ими любовались. Надеюсь, что любовь была взаимной. Это продолжалось минут пять, а может и больше. Все мы были онемевшими от невероятной встречи, от невероятной грациозности этих животных, от их дружелюбного поведения. Остаюсь с впечатлением, что эта встреча дирижировалась горным повелителем, который был послан таинственными божественными силами.
 
              Ночевали мы под открытым небом, вблизи верхней части поляны, около многовекового бука. Из корней дерева вытекала вода. Это был родник с вкусной горной водой. По своим качествам вода не уступала лучшим аналогам минеральной воды предлагаемой в торговых сетях. Вероятно, при бутылировании этой воды её качество было бы уже не то, так же как и дикие животные в зоопарках уже не те, что на свободе. Убедиться в этом можно по глазам животных. У пленённых животных глаза грустные и тусклые. Совсем другая видимость глаз животных на свободе, так как у свободных животных глаза блестят и даже „светятся” ночью. Подобный эффект можно наблюдать у собак и кошек, которые получают необходимые условия содержания у своих хозяев.

              Соблюдая все правила безопасности спали около костра, наслаждаясь запахами горящих веток. А само приготовление еды на открытом огне несравнимо с модерными городскими технологиями. Вкус приготовленной еды получается особенным. Как будто бы во вкусах употребляемых продуктов улавливается что-то более различное, что-то более природное, что-то более свободное. Такова истина об этих вещах, хотя некоторые не любят об этом говорить и признавать. В какой-то степени это можно сравнить с медленной и быстрой консумацией еды. При медленной консумации, при медленном пережёвывании, при настройке, что чувствуешь вкус еды, что еду не глотаешь, а пьёш, то вкус еды и её полезность несравненно выше, чем при быстрой консумации еды. Кто успел усвоить подобную церемонию консумации еды выглядит всегда стройнее, бодрее и здоровее.
 
              Невероятная способность кострового огня открывать души людей для размышлений и разговоров. Не сделали исключения из этого явления и мы и каждый из нас „прочищал” свою душу до позднего часа.
 
              Во время сна произошло одно пикантное приключение. Наша дочь проснулась ночью, и разбудив меня, таинственно мне прошептала, что слышит какие-то таинственные человеческие шаги около нас. Заслушавшись, действительно услышал тяжёлые шаги, похожие на человеческие. От нашего шушукания проснулась и вся наша компания. Тихо объяснили им, что возле нас как будто бы кто-то прохаживается. Все вслушались в ночные звуки и отчётливо услышали тяжёлые шаги, похожие на человеческие.

              Всполошившись, решили выяснить что происходит около нас. Вооружившись двумя электрическими фонариками начали освечивать пространство около нас, но ничего не обнаружили. Решили продолжить сон и выяснить всё утром. Не успели уснуть, как вновь услышали тяжёлые шаги около нас. Вскочили, начали опять поиски, освечивали всё и вся фонариками, но „ходящий невидимка” будто бы испарился. В одно время кто-то из нас заметил один тёмный клубок. Осветили внимательнее и что вы думаете? Клубок оказался с иголками и это был ёжик, сравнительно больших размеров. Вероятно ёж искал еду и прохаживаясь создавал такой шум. Вспомнили, что при движении ежи создают шум похожий на ходьбу человека. Посмеявшись, глубоко уснули и уже не обращая внимания на ежа и на звуки ночных птиц.
 
              Рано утром завершили косовицу где-то за два часа. После этого ждали высыхания травы, после её собирали, согребали и укладывали в копны. Надо отметить нашу слаженную работу в течении этих двух дней, так как и в первый день работа проводилась в подобном порядке.
 
              Это вот мои впечатления о красивых горах, лесах и реках в окрестностях села Горни Лом, о косовице травы, о ночном костре, об еде и воде и о встрече с удивительными оленями и ежом. Интересно, что эти воспоминания действуют на меня всегда релаксирующе в напряжённых ситуациях. Полагаю, с полным основанием можем назвать описанную релаксацию как „Балканский релакс”, так как божественный пейзаж, встречи с дикими животными, запахи покошенной травы, эмоции, размышления и действия связаны с горной вершиной Миджур с высотой более 2000 метров над уровнем моря, а расположена эта вершина в центре Балканского полуострова континента Европа.   

Юрий Петрович Банько,
Вилла „Боровец”,
Город Варна,
Болгария,
21. 11. 2016 г.