Один день здоровья. Глава 4. Встреча

Карин Андреас
(фото: монастырь Нораванк)

Глава 4. Встреча

Согласно указателю Алеша свернул к монастырю Нораванк.
- Останови машину, пожалуйста, попробую позвонить маме.
- Боишься возле монастыря не будет связи? - машина остановилась у обочины.
Такуи склонилась над смартфоном.
Мимо них проехал «Мерседес». Алеша завистливым взглядом проводил белоснежную машину.
- Мама, это я, у меня всё хорошо. Дышу горным воздухом. Как ты? Я тебе через час позвоню или позже, как получится. Иногда связь плохая, не переживай за меня, - Такуи выключила смартфон.
- Почему ты так сказала? Связь вроде всюду нормальная. У меня никогда не возникало проблем.
- Чтобы она не переживала, если я забуду позвонить.

*
Сидевший в «Мерседесе» на месте пассажира оглянулся на Такуи.
- Виктор, ваши женщины любят красить волосы в светлые тона или в рыжий цвет. От природы светлые или рыжие у вас встречаются?
- Есть светловолосые, Игорь, – ответил водитель. - Дети моего соседа белокурые с серыми глазами. Из дома напротив утром одновременно со мной выходит зеленоглазая школьница с рыжими волосами. Красавица и воображала.
- Да? А я думал здесь лишь темноволосые или с каштановыми волосами.
- Наш праотец Гайк был голубоглазым блондином. Арабы, орды Тамерлана, турки-сельджуки, монголы, татары, разные кочевые племена – кто только не топтал нашу землю с недобрыми намерениями.
- Я проголодался. Нужно было взять закуску к вину - от одного бокала разыгрался аппетит. Надеюсь, мы быстро осмотрим монастырь и найдем кафе, - высказался второй пассажир.
- Валера, эта трасса многолюдна, значит и кафе найдем, - обнадежил его водитель.
- Удачное место для скалолазов, - заметил Игорь, разглядывая горы вокруг. - В юности я увлекался этим видом спорта. Если б я тогда знал об этих местах, приехал бы непременно.
- Здесь многие в юности увлекаются скалолазанием, используя для тренировок окрестности горы Арагац. Полученные умения применяют, покоряя Арагац и Кавказские горы, - добавил Виктор.
*

Живописная дорога долго петляла между скалами, кое-где отвесными и гладкими, как стена.
- Я читала, что здешние скалы привлекают скалолазов из разных стран. Теперь верю. Какой воздух! Обожаю наши горы! – Такуи блаженно прикрыла глаза.
Монастыри возникли неожиданно – словно белые жемчужины обрамленные красным золотом.

Алеша припарковал машину у стены монастыря рядом с «Мерседес».
- Откуда у некоторых деньги на дорогое авто? – водитель не удержался от комментария на соседнюю машину, вспомнив, как с трудом собрал сумму на свой «Опель». - Наверно, мошенник или коррупционер.
- Может, владелец машины работает в иностранной фирме или имеет заказ от иностранцев.

Такуи взяла сумочку и вышла из машины. Повесила сумку на плечо, достала смартфон, зашла на территорию монастыря. Остановилась недалеко от двухэтажной церкви, сделала несколько снимков.
- Сфотографируй меня на фоне этой церкви, - обратилась к Алеше, - и на фоне красных скал.
- Дай мне смартфон, у меня лучше получится.
Алеша посмотрел на говорившего ревнивым взглядом.
«О, нет..., сердце, не остановись, умоляю», - Такуи прикрыла глаза и медленно обернулась на знакомый голос.
- Виктор? Ты здесь? – запрокинула голову. - С твоим ростом я шею сломаю.
«Всё тот же брюнет – не изменился. Снова боюсь утонуть в карих глазах».
- Привет! Давно не виделись. Похорошела, тебя не узнать. Привез гостей, показать наши достопримечательности.
- Похорошела? Ты сильно преувеличиваешь. Видимо, тебя смутил цвет волос.
- Тебе этот цвет к лицу, а фигура не изменилась.
- Еще скажи: походка прежняя.
- Те же глаза и голос, - Виктор отошел со смартфоном в руке в поисках удачного ракурса.

Виктор сделал несколько снимков, советуя Такуи, как и где лучше стоять, что-то набрал в смартфоне. Алеша держался от них на расстоянии, иногда хмурился.
Прозвучала мелодия.
- Это мой, – пояснил Виктор, возвращая смартфон Такуи. - Ты с кем? Поехали с нами.
- Я с Алешей. Знакомьтесь, - Алеша подошел к ним.
- Понятно, я Виктор, - обратился к Алеше. К ним подошли два голубоглазых блондина. – Игорь и Валера мои гости.
- Мы слушали гида, - начал Игорь. - Женщина интересно рассказывала. У вас богатая история. Их группа поедет куда-то недалеко отсюда. Забыл, как называется место, там вроде усыпальница князей.
- Цахац Кар - монастырь расположен высоко в горах в труднодоступном месте. Туда на машине не подъедешь, придется долго подниматься пешком по горной тропе, - объяснила Такуи. – Потребуется соответствующая обувь.
- Почему монастырь построили в таком месте?
- Там не только усыпальница. Есть и другие постройки. В трудные дни Цахац Кар служил оборонным целям столицы царства Сюник. Ехегис - столица тех времен расположена недалеко от Цахац Кар. В царство Сюник входили эти земли, начиная от тех гор, откуда мы въехали сюда, и до конца южных границ нынешней Армении, вся территория вокруг озера Севан, те земли, которые сейчас называют Карабах и земли, включая Нахиджеван. Отдельным царством Сюник был недолго - два века, тысячелетиями считался провинцией Армении.
- Здесь всё осмотрела? – к Такуи обратился Виктор.
Она кивнула и направилась к стоянке.

Алеша открыл дверь машины.
- Перекусим, у нас есть сыр, колбаса и булочки. Овощи и фрукты нужно помыть, - мужчинам предложила Такуи.
- В моей машине есть вода, - Виктор открыл дверь «Мерседес».
Такуи быстро вымыла овощи и фрукты, на чистом пакете разложила продукты, разломила шоколад. Достала стаканчики.
- Есть вода в бутылках, одноразовые стаканчики и салфетки. Угощайтесь! – обратилась к гостям Виктора.

- Что еще можно здесь посмотреть? Какие интересные места есть поблизости? – к Такуи обратился Игорь, с удовольствием поедая бутерброд.
- Село Арени знаменита винами.
- Мы там были, пили вино и купили пару бутылок, - вставил Валера и добавил. – Ваш сыр вкусный.
- Да, сыров много разных – технологии древние. Еще близ Арени есть известная пещера.
- Что-то такое нам говорили в селе. Чем знаменита пещера?
- Археологи в ней обнаружили древнюю винодельню – каменные сосуды, врытые в землю с остатками жмыха и виноградными косточками. Производству вина в пещере Арени 6000 лет. Там же найден трех - башмак. Трех - традиционная армянская обувь. Ее шили из грубой кожи, шнуровали нитью из крапивы, льна или кожи. Найденный трех имеет возраст 5500 лет. Эти артефакты хорошо сохранились благодаря микроклимату пещеры. – Заметив как Валера усмехнулся, Такуи спросила. - Скажете армяне придумывают? В пещере всё еще работают археологи из разных стран. Свои находки отправляют в разные лаборатории многих стран. Там и определяют возраст находок. В Армении над раскопками работают археологи из Америки, Шотландии, Франции, Италии, Израиля, Польши – всех не вспомню. Не могу сказать точно кто где работает.
- Куда поедешь после Нораванка? – Виктор обратился к Такуи.
- Хотела в Татев.
- Поедем вместе. Я имею в виду, мы поедем за вами.
- Вы доберетесь быстрее и без нас – навигатор вам в помощь.
- Вы интересно рассказываете. Хочется не просто смотреть, но и послушать об истории этих мест, - вмешался в разговор Игорь.
- Где можно отведать вашу кухню? – спросил Валера.
- В течение часа вы встретите на трассе кафе и закусочные. Алеша знает лучше.
- Да, есть дорогие и попроще, - подтвердил Алеша. - В два часа пообедаете.
- Лучше обедать в солидном заведении. Надеюсь, ты составишь мне компанию? – Виктор смотрел на Такуи.
- Я не одна.
- Я тоже не один. Прости, я неверно выразился: пообедаем всей компанией - обед за мой счет.
- Зачем тебе так тратиться, Виктор?
- С тобой интересно, ты памятники старины знаешь лучше. Расскажешь что-нибудь гостям.
Такуи кивнула. Виктор с гостями направился к «Мерседес».

*
Двое сидели в беседке. Юноша держал в руке планшет. Девушка склонилась над книгой.
- Видишь, Нанэ, все идет как нельзя лучше, - юноша самодовольно улыбнулся. – Эта встреча может стать ее желанием и день закончится без проблем.
Сестра посмотрела на брата и серьезно возразила.
- Не торопись с выводами, Вреж. Встреча была случайной и всколыхнула в ней воспоминания. Ее сердцу сейчас больно.
*

«Напрасно я согласилась. Не устояла перед его обаянием», - Такуи вздохнула.
- Алеша, пожалуйста, открой Джермук, налей мне немного, - собрала остатки еды, достала стаканчик.
«Надеюсь, Джермук уймет сумасшедшее биение сердца. Лет прошло – не счесть, а волнуюсь, будто всё случилось вчера», - Такуи медленно выпила воду.

«Мерседес» выехал со стоянки.
«Откуда взялся этот принц на белом коне? В Армении больше смотреть нечего? Не мог увезти гостей в другую сторону?» - Алеша проводил отъезжающую машину сердитым взглядом.
- У тебя с ним что-то было? – Такуи посмотрела на Алешу удивленно. - Извини за вопрос - это не мое дело. Что мне сказать, если он спросит о нас с тобой?
- Скажи, что ты сосед. Разве это не так?
- Так, - согласился Алеша и подумал: но хочу большего.

Выехав на дорогу, «Мерседес» остановился на обочине.
- Нас ждет, - заметил Алеша. – Такуи, мне показалось, что ты передумала ехать в Татев.
- Нет, мне туда нужно.
- Может, ты хотела сесть в «Мерседес»? Скажи, я не обижусь и поеду за вами. Та машина престижнее, - Алеша сдержал свои эмоции.
- Почему ты подумал обо мне такое? Машина – это средство передвижения. Главное, она должна быть исправна, чтобы не сидеть на вершине горы или глубоко в ущелье, размышляя о помощи. То, что ты сказал, называется снобизм. Этого во мне никогда не было. Знаешь почему?
- Объясни, - Алеша вздохнул с облегчением.
- У нас всегда была машина. Когда иные лишь мечтали, я каталась на самых лучших тех времен, не придавая этому никакого значения. Когда появились черные «ГАЗ-24», многие мечтали посидеть в ней. Как-то рано утром на «ГАЗ-24» к нам домой приехал мой дядя. Он привез меня на занятия в институт. Весь курс ходил вокруг меня, как вокруг елки. Я не понимала в чем дело. Даже подумала: что-то с моей одеждой не так. Самый нахальный однокурсник прямо спросил: «Кто тебя привез утром?». Я ответила: «Обычно привозит папа, сегодня – дядя». В те годы мы на всём экономили, чтобы заплатить за кооперативную квартиру. Из дешевых тканей я шила себе одежду. Представь, я в ситцевом платье выпархиваю из черной элитной машины с министерскими номерами. Вот чем я озадачила однокурсников. Отношение спросившего однокурсника ко мне стало более уважительным, а он в моих глазах упал. Хотя умный парень, красавец, но сноб – не уважаю таких. Машина о том, кто из нее вышел, ничего не говорит - мне, во всяком случае.

Через полчаса Алеша остановился у обочины. Справа стояло крупное здание. Виктор остановил машину перед ними и подошел к Такуи. Она опустила стекло.
- Это мотель, у них дорогое кафе и ресторан, - пояснил ему Алеша.
- Мое предложение остается в силе. Заедем на их стоянку. Зайдем, пообедаем.
- Признаюсь, у меня были другие планы, сегодня я хотела уединения, – краснея, произнесла Такуи.
- Это из-за ресторана? Ты нас угостила. Я вас пригласил в ресторан. Платит пригласивший. Это тебя задевает? Или мы помешаем тебе осматривать Татев?
- Ресторан меня к чему-то обязывает?
- Нет, что ты! Как ты могла такое подумать? Только не пропадайте с трассы, не меняйте свой маршрут. Ты изменилась.
Такуи кивнула. Виктор вернулся к своей машине.

*
«Сердце никак не успокоится. Почему я не могу спокойно прожить этот день? Все ж, я зря согласилась, - Такуи вздохнула, - не ругаться же с ним.
- Не волнуйся так, пощади свое сердце, - услышала в голове женский голос.
- Неожиданная встреча, трудно скрывать эмоции.
- Это было твое желание на сегодня! - услышала жесткий мужской голос.
- Это нечестно, я такого желания не загадывала и вам его не называла. Эта встреча случайная, - горячо возразила Такуи. - У меня есть свое желание. Не обманывайте меня.
Такуи схватилась за голову:
- Не давите на меня, мне плохо.
- Не переживай, я помогу, - поддержал женский голос. - Назови свое желание.
- Постоянно, ночи напролет думаешь о Викторе, а теперь твердишь, что не это твое желание? – возмутился мужской голос.
- Вспоминать прошлое не значит именно в последний день своей жизни решиться на такую встречу, - возразила Такуи.
- Если не в последний день, то когда?
– Оставь ее в покое. Отдохни, Такуи, после скажешь о своем желании, - тихо произнес женский голос, - успокойся, не доводи себя до сердечного приступа».
*

- Такуи, тебе плохо? Ты поторопилась выйти из дома. Тебе не стоило ехать так далеко, еще не окрепла для таких поездок, - Алеша неодобрительно покачал головой. – Может, вернемся?
- Нет, мне очень нужно доехать.
- Напрасно я согласился.
- Я бы вызвала другое такси.
- У тебя хоть лекарства есть?
- Нет. Я не взяла с собой.
- Мы едем обратно, - Алеша собрался развернуть машину.
- Я должна туда доехать, хотя бы до Караунджа, - голос Такуи звучал умоляюще.
- Почему ты собралась так далеко? До перевала дорога идет на подъем. Твое давление повысится.
- Зато потом пойдет на спуск. Это вопрос жизни и смерти. Поверь и помоги, - прошептала Такуи. - Я не могу тебе сказать больше этого.
Алеша припарковал машину возле здания.

*
- У нее начались проблемы со здоровьем, не дави на нее, - Нанэ сердито говорила брату.
- Ночи напролет вздыхает, мечтает о встрече, представляет себе, где это произойдет. Теперь утверждает, что не это ее желание, - рассерженно пыхтел Вреж. – Со здоровьем проблемы? Нечего было тащиться в горы с ее давлением.
- Ты обещал, что у нее не возникнет проблем, она тебе поверила. Это твоя вина и ты пытался намеренно причинить ей боль. Разве нет? Прекрати немедленно. Я попробую выровнять ее давление.
*

Глава 5 - http://proza.ru/2017/01/06/1165