Не красой, а уменьем сказка для школьников из русс

Татьяна Бернякович

       Родился у Марьи и Петра сын – один-разъединый, как луна в небе, как пест во ступе.   Рос  Василек,  как на опаре поставленный – не по дням, а по часам. Да только удался не в мать, не в отца, а в заезжего молодца – вот и скажи – не соври, что яблоко от яблони недалеко падает. 
     Сынок вырос быстер, на язык остер, на еду прыток, а на работу – ни шаток, ни валок. Надоели ему родительские попреки, и решил он уйти из дома – свет повидать, себя показать. Голому собираться – только подпоясаться.  Идет-бредет, поперед тени не забегает, а и от тени не отстает.  Видит, навстречу ему старушка – сама с вершок, голова с горшок, а глазки хитрые, будто в чужом лабазе побывали.
- Куда идешь, добрый молодец, дело пытаешь, али от дела лытаешь? – спрашивает старушка.
- Дело не пытаю, от дела не лытаю, а охота мне свет повидать, себя показать…
- Да охота-то пуще неволи. Повидать в свете есть что.  А тебе-то есть, что свету казать, али так, бахвальство одно? – не унимается любопытная старушонка.
- А как нечего? Глянь, бабка, я и статен, и собой хорош – ладно скроен, крепко сшит!
- Хорош-то хорош, а на дело  гож? – Нудит старушка, - языком-от молотить, не поле орать.
- А что сделать надо? Говори – не ври, а то льешь из пустого в порожнее! – начал сердиться Василек.
- Ох, ох, пыхаешь, как порох, кабы в деле так! А вот поди, себя покажи – помоги мне – убогой вдовице, крышу почини. Совсем прохудилась, как сквозь решето небо видать. Сможешь ли?
- Велика ли хитрость соломы на крышу взнести? Дело – проще пареной репы! – расхвастался Василек.
Ну, думает старушка, надо ковать, пока горячо! Навязала она Васильку снопов соломы.
 Повскидывал их парень на крышу кое-как,  влез на конек, суетится, воробьем скачет, сорокой трещит, а работает спустя рукава: через пень-колоду рассовал снопы – где торчмя – где плашмя.
 Радуется старушка, ей снизу не видать, как Василек ее хату побасенками кроет.
Спустился Василек на землю, стал похваляться, как ловко он с делом управился. Зазывает его старушка обедать, а тот и рад, уже проголодался с дороги.
Только сел за стол, а тут и дождь пошел нежданный-незванный. Потекла вода по стенкам хаты, закапало парню в миску со щами. Опустил Василек голову, сконфузился.
- Ну, вот,- говорит старушка, а ты говоришь, свету себя показать хочешь. А казать-то и нечего. Свет дивить надо не красой, а уменьем, к работе раденьем.
Иди-ка ты в отчий дом, поучись еще уму-разуму, да чести-совести, чтобы было с чем в люди идти, чтобы было с чем век вековать. Мастерство в руках, парень,  – это хлеб на столе. С тем и проводила бахвала под дождь.
07/06/2011