Мемуары. ПТУ

Владимир Сысолятин
Сказать, что я был лодырем, хулиганом, лентяем, — значит ничего не сказать?! Учение в школе для меня было каторгой, Голгофой! Сахалин, 1958 год. Перешёл-таки в шестой класс. Закончил аж в 1960-м! В смысле два года в шестом сидел! Удмуртия, 1960 год. Учусь в седьмом классе. Уже в Чечне оставляют меня на осень... В смысле математику сдавать повторно! Экзамены были, что ли? Ни черта не помню?! Учился ли я в восьмом? Трудно сказать?! Даже очень затруднительно?! А, что дальше? Дальше? Дуракаваляние, что же ещё? И вот наступил 1962-й... Долго ли, коротко ли?.. Одним словом мама взялась за меня самым серьёзным образом! Поехала в Грозный. Там у неё какие-то довоенные знакомые? Приезжает обратно...

«Вот, что сынок? — говорит она мне, — хватит дурака валять! Пора и за ум браться! Поезжай в Грозный там училище есть (ПТУ). Учат на токаря, слесаря, электрика. Езжай, поступай!» Поехал. А там уже на все специальности набор окончен! И? И с радостью домой! Ура!.. Но надо было знать мою маму!?! Поехала в Орджоникидзе (Владикавказ) и?..

«Поезжай! — говорит мне, — там железнодорожное училище... Может поступишь?» Поехал, куда ж мне деваться? Вот только из всех специальностей осталась только одна, — формовщик-литейщик называется! Что мне оставалось делать? Подал документы. Приняли. На полный пансион! Общежитие и всё остальное... Та же школа: математика, физика, физкультура... В общежитие телевизор один на всех. Большой железный ящик с криво вырезанной дырой. И всё! Смотрели мультик про Машу и медведя Мишку? Ну, в серии где она его доставала переключением программ телевидения? Мишка ей пульт подарил с одной кнопкой, — «ВКЛ./ВЫКЛ.»! Вот так и в общежитие, — одна ручка управления, — «ВКЛ./ВЫКЛ.» и всё! А действительно, канал-то на местном телевидении всего один! С восемнадцати и до двадцати трёх! И всё! Дальше баиньки...

Прошло наверное дней десять?.. И вот нам объявили, что завтра мы всей ордой пойдём на место нашей будущей работы! Куда? Правильно! На Орджоникидзевский вагоноремонтный завод (ОВРЗ). Если Вы уважаемые читатели встречаетесь по пути с вагонами, то возможно на очень старых, на стенах, внизу встретите надпись, типа ремонт, дата и аббревиатуру ОВРЗ. Сейчас наверное это ВВРЗ?! Естественно в формовочно-литейный цех! Пришли... И такая на меня тоска напала?.. Это надо видеть... Синий дым стоит вокруг... В формовочном отделение грохот, — вибростанки утрамбовывают формы для заливки... В воздухе, на стенах, везде пыль этой самой формовочной смеси! Как они там дышат?.. Походили-посмотрели... Выпили задарма по стакану газировки и пошли прочь! «Вот, — объяснили нам на улице (раньше не могли?), — кто передумал учиться, — можете забрать документы в учительской!» Думать пришлось не долго..

Приходим вдвоём с пацаном, а нам типа, мы можем только одного отпустить! А, если, что подавайте объявление на радио и телевидение... И только тогда?! А на какие шыши? У меня на всё, про всё, — один рубль в тумбочке припрятан и всё! У пацана, не лучше... И вот идём мы с ним в общежитие... И вдруг?.. А всё, что я Вам сейчас расскажу далее, относится к некоторым из родителей!.. Училась у нас в станице девчонка. Что-то в школе произошло? И вот на общем построении её выставили в нехорошем свете и?.. Она пришла домой. Взяла отцовское ружьё и выстрелила себе в голову! В институте девчонка повесилась только за то, что родители придурки! Ей светило отчисление из института! И вдруг пацан говорит мне: «Я остаюсь! Если я уйду, — отец меня просто убьёт!» Вот так-то, дорогие родители!!!

Я конечно обрадовался и бегом с пацаном в училище... Обратно в общежитие, в тумбочку, а рубля единственного нет! Украли! Как теперь домой ехать? В полной растерянности выхожу на улицу... Солнечная погода. Воробьи чирикают. На лавочке бабушки-старушки беседы ведут. Только мне хоть плачь!?! Что делать?.. Набрался храбрости и к бабушкам... Всё объяснил... Бабушки переглянулись и? И не сговариваясь полезли в кошельки. Набрали мне на билет, — шестьдесят восемь копеек! Я конечно, типа дайте адрес, я Вам вышлю по почте...
 — Езжай с Богом! — отмахнулись от меня бабушки!..

Мама вздохнула конечно: «Садись за стол! Ужинать пора! Горе ты моё!!!» Вы думаете на этом всё закончилось? Щас!!! Надо было знать мою маму!? Не прошло и месяца, как она поехала в Моздок, как бы в церковь сходить... Праздник видишь ли какой-то?.. Естественно у меня началась, естественно, — очередная, новая жизнь!