Речь - зеркало души

Ирина Прищепова
       Чистая, широкая, вольная река нашего языка всё больше мелеет, мутнеет, вбирая в себя бурный поток примесей-англицизмов. Портят прозрачность реки нашего языка и собственные нечистоты, среди которых немалое место занимают матерные слова. Хотя слов этих не так уж много, но употребляются они очень часто. Многие наши соотечественники вспоминают про них каждый день. У некоторых эти бранные слова вообще не сходят с языка и превышают по частоте использования общеупотребительные слова, несмотря на то, что маты не несут никакой информации, а в одних случаях служат для связки слов, в других - выражают злобные чувства, часто бурные, неистовые.
       Не всегда люди помнят, что «в начале было слово…». Зазвучало слово, и отступила тьма, и появилась жизнь, и воссиял свет. Свет добра, разума, любви. Для чего человеку дано было слово? - Для молитвы. Для общения, построенного на любви. Казалось, в мире, где живёт Слово, зла не должно быть вовсе. Но, к сожалению, зло неистребимо. Оно крепнет и множится с каждым днём. Оно находится в постоянной борьбе с добром, в вечном наступлении на него. Эта борьба находит отражение и в языке. Вслед за великим Словом выползли на свет слова, жалящие, как змеи, несущие вражду, войну. Дарят радость и исцеление слова-ангелы. Но притесняют их, разрушают всё вокруг слова-демоны. «Что может быть лучше языка?! – вопрошал Эзоп и с сожалением добавлял, что и хуже языка ничего на свете быть не может…
       Почему так живучи непристойные слова, слова-агрессоры, слова-оскорбления, отвергнутые моралью? Почему они так необходимы людям? Ведь известно, что матерные слова наполнены огромной отрицательной энергией и направлены против самого матерящегося. Мат чернит, отвергает законы природы. У похабных «дьявольских» слов большая разрушительная сила. Кто ими злоупотребляет, имеет проблемы со здоровьем. Причём, страдает и сам сквернословящий и тот, кто его слушает. Часто рядом с ним находятся самые близкие люди. Материться – это грех. Вот как об этом говорит Библия: «Язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». Слово должно излучать добрую энергию. Крыть матом, что пускать стрелы, напитанные ядом.
       Матерные слова – это верх неприличия. Невежественная привычка сквернословить дома и на улице сродни ужасной привычке у всех на виду сморкаться и плевать под ноги окружающим. Если плевки и слизь на улице можно как-то обойти, то от сквернословия никуда не деться: слово-разрушитель непременно войдёт в мозг и сердце.
       Бывают случаи в семьях, когда взрослые специально учат только начинающего говорить малыша сквернословию. Им кажется забавным, как ребёнок произносит непристойные слова. Также ради забавы некоторые родители дают в рот малышу сигарету и спешат запечатлеть на фото. А потом с гордостью демонстрируют такие «достижения» ребёнка гостям, показывая фото или видео «курящего» или матерящегося малыша. А иногда вынуждают малыша повторить скверное слово при взрослых. И это одни и самых печальных картин, какие можно видеть на земле!
       Бесконечно страшно, что матерные слова пробились, проползли в литературу, в прессу и на телевидение! И даже в некотором плане стали там модными. Их можно встретить в произведениях известных мастеров слова, можно услышать в популярных фильмах и телепередачах. Правда, на телевидении мат принято заглушать звуком «пип», хотя звуку этому не всегда в полной мере удаётся нейтрализовать мат. По тому, как часто звучит с телеэкранов этот самый «пип», понятно, что мат – болезнь многих российских людей.
Матерные слова в литературе и искусстве также, как и казнь в судебной практике – крайняя мера, к которой может прибегнуть писатель или режиссёр. А лучше всего эту меру обойти. (Ведь много времени живёт наше государство без смертной казни). Творческие люди, как никто другой, в ответе за чистоту языка и души грядущих поколений.
       Русская речь нуждается в генеральной экологической чистке, как и водные артерии страны белокорых берёз, напичканные химическими отходами, как и лёгкие российских городов, пораженные промышленными ядами, как и миллионы гектаров территории, загаженные свалками. От чистоты русской речи зависит и чистота земли русской. Ведь какова речь человека – таков и он сам. А каков человек – таков и народ.