Мораль одна для всех?

Рой Рябинкин
"Крушение мифов",
Полина Ладная,
http://www.proza.ru/2016/08/17/1697



Полина, вы своим эссе взбудоражили мои мысли, словно порыв ветра разметал уложенный стог сена.

Не скажу, что я не размышлял над темой допустимых пределов нравственной свободы. Более того, она исследовалась многими писателями, и  ей посвящены целые романы. Может быть, она есть краеугольный камень всей литературы. И точка в поисках ответов на поставленные Вами вопросы до сих пор не поставлена.

Где пределы моей личной свободы? Что позволено Юпитеру, и что позволено быку? Кто я - тварь дрожащая или право имею?  -  каждый рано или поздно задет себе эти вопросы и делает свой нравственный выбор.

Речь, ведь, не только о допустимости убийства, но и любого преступления - в том числе нравственного, а не только уголовного.

Мое глубокое убеждение, что невозможно оставаться безнравственным и создать высокое произведение.

Безнравственность писателя ли, конюха ли проступает в их произведениях и делах. Писатель или журналист пишет заказное произведение, не разделяя моральной позиции заказчика. Конюх пропивает торбу овса, предназначенную скакуну, и тот проигрывает важные скачки...

Мы все равны пред Богом. Допускать исключительность некоего сословия пред другими - ретроградство, но такие потуги - не редкость.

Отдельный разговор - мораль правителей, но и быть ими - не приговор. История донесла до нас, что за время правления царицы Елизаветы Петровны не был казнен ни единый человек. Так ли это - не знаю, но что эта женщина стремилась к этому - вызывает уважение.

На совести красного командира Аркадия Голикова организация массовых  расстрелов восставших тамбовских крестьян и  участников антибольшевистских бунтов в Башкирии, но всю последующую жизнь писатель Аркадий Гайдар  глубоко переживал этот факт собственной большевистской юности и искал ответ на вопрос - имел ли он на это моральное право?

Ведь его грех был вызван максимализмом - сделать всех счастливыми - пусть даже и насильно. Но став зрелым, он понял, что сделал непоправимую ошибку. Нельзя кого-то облагородить, убив его! Его преследовали ночные кошмары и психические расстройства. Пошатнувшееся здоровье - следствие мучительных размышлений о содеянном.

В своих светлых книгах он попытался создать образ идеального героя, которым хотел видеть молодых людей коммунистического будущего, не способных в принципе повторить его кровавых ошибок.

Думаю, что поиски личного счастья, любви - не преступление, как и попытки служить народу и Отечеству. На этом пути возможны ошибки,но осознание этих ошибок и порождает великие произведения. Григорий Мелихов - кровавый рубака, или мятущаяся душа, искавшая гармонии с обществом и собой? Нет однозначного ответа. Думаю, его образ отразил сумятицу души Шолохова на сломе эпох.

А разве сейчас творческие люди не вынуждены ежечасно делать нравственный выбор?

Совершенный грех - не приговор, учит Великая Книга. Приговор, если ты этот грех не осознал и продолжаешь жить во грехе.

Думаю, что великий дар творческих людей - поделиться образно с читателями своими нравственными поисками: как удачными, так и провальными, предупредив других от повторения собственных ошибок.

Я думаю, что основы добра и зла незыблемы. Будут приходить века на смену ушедшим, а ответ на вопрос, что такое хорошо, и что такое плохо, останется неизменным.

Потому с такой тревогой я воспринял симптоматичное заявление молодого талантливого сочинителя Прозы.ру Дмитрия Медведева в беседе со мной: "У нас, молодых, несколько иная мораль!".