Девятка

Дмитрий Хан
1.
Чувствуете, как безвозвратно ушла Эпоха? Нет, я не про новости, не про Единоросов, пришедших на смену КПСС, не про полосатый флаг взамен алому. Я про то, что было во дворах. Про взгляды и надписи. С приходом гаджетов и Интернета у людей изменились глаза. Я про те самые символы, которые впечатались в память покруче пионерского «Всегда готов» и голоса Кириллова во время парада. Нет, снова вы не о том, я не о государственных догмах, не о патриотизме, не о штампах, про которые говорили все. Я про то, что нынче сменили на граффити. Угловатые, резкие, острые, намалеванные импортными баллончиками, причем вся их пластмассовость кричит именно тем, что нарисованы, пусть качественно, но БАЛЛОНЧИКАМИ, СУКА, «ДЛЯ ГРАФФИТИ»!!! Это же кощунство! Коммерсы зарабатывают на протестном движении! Как у Летова «Пластмассовый мир победил». Можете себе представить коробку с мелками за 9 копеек 1980г с надписью «Для хулиганства на заборе»? А рогатку, сделанную из ветки, но продающуюся в Детском Мире, с инструкцией «как правильно разбить окно в школе»? А для граффити есть СПЕЦИАЛЬНЫЕ баллончики. Да, среди них есть шедевры стрит-арта, мать его, портреты, 3D-пейзажи, но, нет самого главного! Живой души! Пропали надписи «METALLICA», «АлисА»,  «ЦОЙ ЖИВ»,  «ЖУЙ»,  «СВЕТКА ПРОСТИТУТКА»,  «Л + М = ЛЮБОВЬ»,  «СПАРТАК МЯСО»! Давно вы видели «А» в круге или Пацифик?! Что мне ваш «30 Seconds To Mars», если вы не выводите его мелом на гараже? Ты фанат Манчестер, мать его, Юнайтед? Где ты это нацарапал гвоздем? В какой электричке? Нигде? Значит не фанат, а то, что ты написал об этом в Фейсбуке – это понты и выпендрёж. Все за вечнопроигрывающих наших, а ты, типа, за Манчестер… «Л+М» никто не пишет. Пишут в туалетах Ашана "сосет и номер телефона". И машины стали такими же. В них есть комфорт, они экономят бензин и не портят атмосферу, черт побери, скоро они будут пукать бабочками, как пони из мультиков. Это в городах. А в Сибири для них будут надрываться электростанции, сжигая уголь, коптя лес на тысячи километров вокруг и тысячи гектаров будут отравлены захоронениями, отработавших своё, аккумуляторов. Но кого интересует какая-то Сибирь «там», когда ценятся понты «тут»?! Нынешние электрокары – это и есть пони из мультиков. Тех самых мультиков, где нет чадящих «Паровозиков из Ромашково». Где наивный «Голубой щенок» стал символом политкорректности и толерантности. Интеллект бортовой системы. Активная безопасность. Пассивная. Тьфу ты – вот, правда, «Голубые щенки» какие-то! Когда, только-только появились бар-коды на упаковках продуктов, я напророчил, что скоро машины будут сами считывать дорожные знаки и тормозить до 60 в черте города, не перестраиваться через сплошную. И будь ты тысячу раз профессионалом, но грузовик, который ты ведешь, через 8 часов и одну минуту заглохнет, потому что так положено, потому что Охрана Труда превыше всего. Ох, лучше бы я ошибался! И если вас радует «самый безопасный в мире Вольво» тем, что он корректирует, сука, ДА! – КОРРЕКТИРУЕТ ошибки ВОДИТЕЛЯ!, то не читайте дальше, вам к планшету и резиновой бабе.
  А я всего лишь продавец в палатке в дачном товариществе.  Да, по образованию авиаконструктор, да 30 лет за рулем, но сейчас я торгую помидорами. И неплохо получается. Я всем доволен, у меня отличная мощная иномарка с полным приводом и, слава богу, без искусственного интеллекта. Но если примут закон о запрете авто, не доносящих на владельца, а его примут рано или поздно, я куплю себе БТР, пусть и без вооружения, и поеду давить, сбивать столбы с камерами, следящими за движением. Это «Моя Оборона». Моя классовая борьба. Я еще помню, как тусовался под «Ракетой» на ВДНХ в 90ые…
Так я рассуждал стоя за прилавком, машинально отпуская покупателей, тоскливо глядя на объявление на трансформаторной будке КОННЫЙ НАВОЗ. Видимо, Первая Конная самого Буденного его оставила.
Как вдруг, услышал неизменное "Категорически Вас приветствую!" Есть у нас в селенье дед, уникальная личность. Старше 80, но всем бы быть в ТАКИХ уме и форме, как он! Работал переводчиком в каком-то посольстве при Эсэсэсэре, не помню уже где, словоохотлив, пишет мемуары, хитер до жути и зовут его очень характерно - Василий Иванович.
- Скажите Мишенька, а не знаете ли, как у нас, в Сергиевом Посаде утилизировать машинку?
- Здравствуйте, Василий Иванович! Не знаю, но могу узнать.
Хм… утилизировать. Машинку. Зажрались. Раньше, помнится, из какого только барахла не латали полудохлые «Москвичонки», «Запоры» да «Жигули-копейки». Ласково давали им имена, особо, правда, разнообразием не блистая, через одну звали Ласточкой. Молились на божественные Волги, заботливо мыли, выгоняя из гаражей, садились рядом за дощатый стол, забивали козла, давая «порулить» малышне. Молодежи скажи "забить козла" - не поймут ведь. Забьют ногами какого-нибудь, с их точки зрения, козла. А теперь вот - утилизировать. И это человек, которому девятый десяток. Нет, определенно, пластмассовый мир победил.
Дома я нашел бесплатную газетку с рекламным блоком "утилизируем и вывезем любые авто, наличные сразу" и, отнеся на работу, оставил листок дожидаться Василия Иваныча.
Он появился через несколько дней, прежней торговой суматохи у меня уже не было и я, протянув ему обрывок газеты, поинтересовался из вежливости:
- А что за машина-то должна попрощаться с жизнью? Уж не Мерседес ли ваш?
У Василия Иваныча был старый 124ый Мерин. И я уж было решил, что он захотел утилизировать именно его.
- Да «Девятка», Мишенька.
- Хм, даже не знал, что у Вас есть «Девятка», думал вы Мерина своего приговорили.
- Нет, ну что Вы. Я, конечно уже на нем не езжу, но пусть постоит. А «Девятка» старшего сына, он давно на ней не ездит, а она место в гараже занимает, мне вот место понадобилось, я «Калину» купил. С автоматом! - и без того узкие глаза Василия Иваныча сощурились, как у кота, облизнувшегося после сметаны. Видно было неприкрытое удовольствие и гордость от поведанной мне новости – «Калина», да с автоматом!
Я усмехнулся про себя, и не удержался, чтоб не подковырнуть деда:
- Неужто наш автопром делает что-то, что может сравниться с «Мерсом»? Пусть и тридцатилетним!
Однако, Василий Иванович пропустил мой тон мимо ушей и абсолютно серьезно ответил:
- Да, знаете – лучше! Мерседес-то на механике, а я уже стар, - и как бы невзначай пробормотал: А за «Девятку»-то я всего-то и хотел бы тыщ пять…
   Тут меня будто пихнул кто-то. За «Девятку»! Мечту советского инженера! Пацанское «Зубило»! Пять тысяч?! Это цена половины моего телефона. Это стоимость ботинок. Это один раз побухать с друзьями. И это - за … Тут мечты оборвались вопросом:
- Так она совсем убитая что ли,  Василий Иванович, не может даже до свалки доехать?
- Да нет, она в порядке. На ходу, только с коробкой что-то… А зачем мне ее куда-то гнать? Пусть приезжают, забирают. Стар я… Еще на такси потом тратиться до дома…
- А можно мне глянуть на нее?- моё любопытство сдало меня с потрохами.
Старик только и ждал этого вопроса!
- Да пожалуйста! Заходите вечером, только позвоните мне,- и, продиктовав мне свой номер телефона, улыбаясь глазами-щелочками Василий Иванович бодренько зашагал к своей новенькой «Калине». С автоматом.
Честно скажу, шел я к деду с полной уверенностью увидеть автохлам. Тем сильнее меня накрыло офигиванием, когда я увидел за распахнутыми воротами гаража, покрытую сантиметровым слоем пыли, практически музейную «Девятину»! Короткокрылая еще! Бежевая. На литье с Gislaved! С бежевым же чистым салоном и - о, боги! - с работающей сигнализацией Excalibur, грозой советских угонщиков, с центральным замком! Руки сами потянулись к бумажнику. Я протянул деду пятерку и сказал 
- Она теперь моя! Только мне ее сейчас девать некуда, можно она пока у вас под ёлочками постоит?
- Да без проблем, только помогите мне ее вытолкать из гаража, у нее аккумулятора нет.
Я предложил поставить свой от «Хонды», на которой приехал, так мы и сделали. Машина, простоявшая не один год, завелась! Ликованию моему не было предела! Я воткнул заднюю передачу и «Девятка» с жутким грохотом выехала из гаража.
- Ну вот, - вздохнул Василий Иванович, - я же говорил, с коробкой что-то.
И вдруг, глаза его снова сузились по-кошачьи, и он заговорщицким тоном произнес:
- Но коробка-то рабочая у меня есть!
Вот так поворот! Ай да Василий Иваныч!
- И сколько вы за нее хотите?
Нуууу,- потянул дед,- ну еще 5 тыщ!
- А давайте! Я прекрасно понимал, что меня разводят, да что там – уже развели! Но, так же я знал, что КПП, даже пускай и на отечественный автопром, стоит никак не меньше пяти тысяч, а тут вот она, никуда ехать и искать не нужно!
Я вышел из-за руля, протянул еще пятерку, старик, отвел меня к багажнику, распахнул его, внутри на старом пледике, заботливо укутанная, лежала «девятошная» КПП.
- С авторемонтного завода, пятиступочка!- всё с тем же видом сытого кота, промурлыкал Василий Иванович.
Так я зачем-то приобрел ВАЗ 2109 1993г за десять тысяч рублей. И это было только начало моего безумия.

2.
Кто-то живет для того, чтобы заработать все деньги. Кому-то хочется стать мэром. Кому-то космонавтом. У кого-то мечты поскромнее - насосать на айфон, съездить в Таиланд, трахнуть трансвестита, подпилить пружины «Приоры».
Я живу для того, чтобы троллить понты. Чтоб последний кораблик не остыл. На фоне всеобщего безумного поклонения откусанным яблокам и BMW, я хожу с черно-белым NOKIA и мой телефон не просит зарядки неделю! Повторяю -  НЕДЕЛЮ я говорю по телефону, не заряжая его! Поднимите вон ту барышню с пауэрбанком из обморока, откройте окна, впустите воздух экологически-чистых улиц. Она никогда не сможет понять, что у меня еще и китайский смартфон есть, в котором камера с честными, не интерполированными 14 мегапикселями, 8-ядерный проц, 2 гига оперативки, 128 гигов памяти, GPS и все ее любимые приколы с фотками были до того, как их «изобрел» Эппл.  Батарейка в нем сменная, экран 5 дюймов HD и всё это за девять тыщ. Нет, не долларов. Да, так бывает. Да, она дура и в ее прошлый «Айфон» невозможно было вставить карточку памяти, а в новый теперь нельзя еще и вставить ХОРОШИЕ наушники. А, сори, она всё еще пытается выговорить слово "интерполированные"? Мне искренне жаль, я не хотел ее травмировать!
Так вот скажите мне, хозяева навороченных «Крузаков» с бамперами от ARB, аммортами Old Man Emu, лебедкой WARN, навигацией и космической связью, которые в ЦУПе-то вряд ли есть, нахрена вы отдали за всё это по пять-шесть лямов, если ваши 36-е Bogger’ы касаются грязьки две недели в году, а всё остальное время им приходится гудеть, стачиваясь о московский асфальт? Люстры пустыми глазницами тоскливо смотрят в зеркальные витрины ваших офисов, а железный бампер притягивает лишь слюну гаишника, подсчитывающего, сколько можно содрать за такое нарушение техрегламента?
Как вам там за мониторами, на рабочем столе которых, прячется за иконками 1С, сотнями папок с файлами договоров и Google Chrom ностальгическая фотка с покатушки позапрошлого года, которую вы бережно притащили с прошлой работы, с которой вас уволили? На той фотке вам удалось-таки засадить «Крузак» на брюхо и лебедку в болоте не за что было зацепить. И вы с блаженным, детским выражением счастья на лице, шли 8 км до полевого стана, чтобы понять, что сегодня суббота и единственный тракторист на последнем К-500 на всю округу, мертвецки пьян. Даже за тыщу. Даже за пять он не протрезвеет. А, хрен с ним, решили вы,  – буду бухать и кормить комаров, телефон отключу, а контракт, который надо подписывать в понедельник просру…
С тех пор дорогущее железо стонало на идеально ровной автостоянке под палящим летним солнцем, отраженным от стеклянного офиса и щелкало на морозе в единственном сугробе, наметенном дворниками, на той же автостоянке, который вам удалось найти, чтоб потешить своё самолюбие. Нет, была еще одна вылазка, конечно. В отпуск. На рыбалку. Даже по грейдеру прохватили. Отожгли. Ну и хватит, до следующего года. Или через год, а то ведь жена в Тай хочет. И теще не откажешь. И ребенку нужен пляж, а не болото. «Ну, я когда-нибудь еще выберусь. Обязательно. Наверное…» Да?
Помните, как герой Юрского в «Месте встречи…» говорил Шарапову: «Всю жизнь я считал себя человеком неглупым и практическим»? Так вот, я думаю, абсолютно все мужчины думают о себе так же. И я не исключение. И я прекрасно понимаю, что жизнь – одна. И не важно, к какой ты принадлежишь конфессии, свято верующей в бессмертие души, я тебя расстрою. У твоей души не будет рук, чтоб держать руль, ног, чтоб давить на педали, глаз, чтоб радоваться ночью звездам и члена, извини, тоже не будет. Моя жизнь слишком коротка, чтоб тратить ее на работу, в отличие от твоей, бессмертной. Но я-то атеист, мне можно не работать. Правда, изредка, всё же приходится, чтоб прокормить плоть или купить железку. Но у меня почему-то хватает практичности и ума, чтоб понять – каждый час, что я проработал ради денег, ушел из моей жизни безвозвратно. И я хочу, чтоб те деньги, которые я заработал в этот час, пошли мне в кайф! Не будет у меня кайфа, если я выброшу год жизни на зарабатывание крутых понтов. Пусть и любимых, внедорожных. Пусть комфортных, но всего 2 недели?! ДВЕ недели жизни против года работы?! Ну уж дудки!  И я принялся делать из «Девятки» покорителя бездорожья. Почти бесплатного, да-да.
Но это я забежал далеко вперед. А пока моя машинка стоит на даче у хитрого деда, идет 2014год.
«Девятка» накапливала под ёлочками, как мы помним, полный воздуховод хвои и шишек, а мне было совершено не до нее. Поздней осенью, перед самыми морозами, у моего друга сломалась машина. Тут я и вспомнил про «Зубило». Позвонил Василию Ивановичу, договорились о встрече, он уже жил тогда в Москве. Я приехал с другом на «Хонде», чтоб иметь возможность отбуксировать «Девятку», если с коробкой окажется совсем плохо. По дороге купили аккум.
У шлагбаума, отсекающего линию от центральной улицы, нас встретил дед, жестом приглашая проехать к его участку. Сам тем временем, затрусил под горочку, где вдоль забора под голыми ветвями сирени стояла его бордовая Калина. Я подхватил аккумулятор, понес к «Девятке». Она стояла в смоле, шишках, иголках и напоминала новогодний подарок. И тут я просек несостыковочку.
- Василий Иванович, а где ж литые диски?
Василий Иваныч копошился с нижней щеколдой въездных ворот и живо отреагировал:
- Мишенька, Вы пока аккумулятор ставьте, а я ворота закреплю, чтоб не закрылись.
- Да я-то поставлю,- ответил я, открывая капот,- Диски, говорю, где литые?
Машина стояла на обычных, правда, новых "тазиках" да и резина была уже не Gislaved, а банальная Росава.
- Я, пожалуй, и «Калину» отгоню, Мишенька,- отозвался дедок.
- Фигишенька, блин!- матернулся я. Ну не пинка же отвешивать старому плуту! В конце концов, я сам виноват, забрал бы «Девятку» сразу, был бы на козЫрных, как говорили в 90-е, колесах.
На этот раз «Девятка» заводиться отказалась. Видимо, что-то отсырело на улице, пришлось толкать, разворачивать вручную, темы колес я больше с дедом не касался. Черт с ними, старикам и так живется не слишком-то сладко, ну продал дед колеса или на «Калину» свою сохранил, переживу.
При буксировке выяснилась интересная деталь. Друг мой по всем габаритам больше меня на 10-15%, строго говоря - совсем негабаритный "мальчик" и в «Девятку» за руль не помещался ни под каким видом. Так что цель поездки нашей аннулировалась. Ну да нет хрена без бобра, черт знает, чего бы еще я не досчитался на машине, постой она у деда еще…
Друг устроил мини-стриптиз, скинул лишнюю одежду и втиснул-таки за руль свои 2 метра и 130 кг. Прицепили за «Хондой», потащили. Пока ползли, я думал от кормы «Хонды» не останется ничего - тормозов у «Девятки» не оказалось, и только наш опыт и липкость смолы на колесах вместо тормозов, помогли обойтись без жертв. Когда добрались до места будущей стоянки - возле участка друга в том же СНТ - я устроил «Зубилу» досмотр с пристрастием. Вскрытие показало рассохшиеся сальники главного тормозного, двух рабочих цилиндров, падающую на голову крышку багажника. При попытке открутить передние суппорты, заломились трубки. Решено было менять всю тормозную систему, ибо с тормозами шутки плохи. Оставил лишь "колдуна". Коробку менять самому было лень, благо процедура замены стоит некритичные 3000 руб. Заодно проверили выжимной и диск сцепления - к ним вопросов не возникло. Скажете много ремонта? Зря взял? Типа, овчинка выделки не стоила? Я вас сейчас поражу ценой вопроса! Все цилиндры, стойки газовых упоров крышки багажника, трубки, тормозуха и кое-какая мелочь потянули на смехотворные 2500 руб! Это же НАШ автохл… автопром, хотел сказать. Движок работал тихо, ровно, провоцируя всех слесарей на избитую фразу о часах. Пороги и лонжероны в идеале. К сожалению, именно из-за пресловутого Gislaved'а на литье, подгнили двери - их забрызгивало грязью и солью от дорог из-за чрезмерно широких колес. Но при желании можно взять двери с разборки всего по 500руб штука. А пока я просто прошелся пару раз восстановителем ржавчины и загрунтовал их, даже не шпаклюя. Теперь «Девятка» приобрела классический вид и содержание, на ней вполне можно было бы поехать на работу с утра и поставить возле любимого Туполевского завода. Лет 20 назад. Но мне от нее было нужно иное. Что? – я еще и сам до конца не знал.
Наша страна меня всегда поражала и притягивала своей абсолютной непредсказуемостью. «Девятку» я купил осенью, перед самым закрытием сезона дачных продаж помидоров, когда я вступал в свой ежегодный семимесячный отпуск. А стало быть, начал развлекать себя сбором грибов и раскопками старины. Да, есть у меня такое противозаконное хобби. Я не про грибы. Нелегкая занесла меня в совершенно знакомый, исхоженный вдоль и поперек лес, в непосредственной близости от того самого СНТ, где велась моя торговая деятельность, где жил Василий Иванович и где стояла, теперь уже моя, «Девятка». И вроде каждый куст был мне известен в этом лесу, однако в тот день я увидел нечто потрясающее. Среди деревьев, чуть поодаль от основной широкой, изъезженной квадриками дороги, обнаружились два остова классических «Жигулей». «Четверка» и «Пятерка». «Пятерка» была сожжена, «Четверка» была вполне себе. Только без мотора и коробки. Даже на колесах. Резина, правда, истлела, сквозь кузова обеих машин проросли деревья, то есть стояли они там не один год. Но это были бесплатные склады запчастей! Недолго думая, я позвал приятеля на квадре и мы притащили из леса колеса, ступицы переднего моста, хотел и задний забрать, но в тот день поленился, а потом мою находку спионерили сборщики металлолома. Так у меня начало смутно вырисовываться что-то вроде проекта.
Я совершенно точно знал, что времени на покатушки много не выкраивается никогда. Что из-за того, что есть у всех приятелей-копарей домашние заботы, копать можно только осенью, когда ложится трава, день уже короток и далеко не рванешь. Земля так же не способствует дальним выездам – раскисшая и труднопроходимая. Никогда не забуду, как в октябре 13г мы буквально разорвали пополам супер-подготовленный «Nissan Pathfinder». Он из 4х4 одномоментно превратился в одномостовый «Сигвей». Передний мост просто вырвали тягачом после 5часовых безуспешных попыток вытащить тяжеленного монстра из положения «лёжа на дверях в канаве» всеми остальными способами. Именно тогда я понял, что в качестве машины «переднего края» должен выступать кто-то очень легкий. В «Ниве» я физически не умещаюсь. Во мне 190см и 110кг. В «Девятке» – тоже с трудом, но «девушка, ну хоть как-нибудь». Всё импортного производства стоит неразумных денег для использования его столь редкого в качестве игрушки. Подчеркиваю, я не призываю никого к мазохизму ежедневного использования подобного автошедевра, я говорю о хобби. Квадры не имеют крышу, багажника в который можно сложить пару длинных дорогих металлодетекторов, да и «Росинант не вынесет двоих» таких, как я. Идея сделать из «Девятки» проходимца стала чем-то само собой разумеющимся. Я углубился в Интернет. На сайте сети магазинов автозапчастей попал на распродажу защиты картера на ВАЗ 2109 за 300 руб. На каком-то шинном сайте заказал внедорожную резину Алтайского шинного завода по 2 тысячи за комплект покрышка + камера. Получать поехал на Южный порт. Там же заодно купил проставки для переднего и заднего мостов по 200руб, увеличивающие клиренс вкупе с высокой резиной аж до 40 см по порогам и 32 по самой низкой точке на брюхе. Углы работы ШРУСов при этом встали в предкритическое положение, но не криминал – «Девятка» изначально сконструирована с почти двадцатисантиметровым дорожным просветом, это вам не нынешние пузотерки! Но это всё полумеры. И я заказал из Тольятти самоблокирующийся дифференциал и главную передачу с числом 5,7 против стандартных 3,9, это дало мне прибавку в крутящем моменте почти 70%, что стало очень кстати, с увеличившимися-то колесами! Скоро текст пишется, да нескоро машинка собирается.
Сборка внедорожной «Девятки» заняла всю зиму.


3.
Пока из Тольятти шли мои железки, я катался изредка на больших колесах и умилялся тому, что пятую передачу теперь включить нельзя – машина просто чахла и теряла скорость. Вернул штатные колеса, «Зубило» ожило. Решил не насиловать ее, а заняться ремонтом грохочущей КПП, которую, как помним, снял с машины практически сразу. Причина грохота обнаружилась, как только отмыл коробку от вековой грязи. Кто-то, очень догадливый, снимал сцепление с вала с помощью монтажки, упершись в корпус КПП, чем и продавил его внутрь. Дыру замазали Поксиполом, а внутренности разлома корпуса коробки стали задевать дифференциал. Сын Василия Ивановича, по всей видимости, знал об этом, потому и решил купить перебранную КПП. Ну, а для меня, оказалось очень даже кстати наличие двух коробок! Короче без кувалды и опытного сварщика с аргоном не обошлось. Мне это встало в 4 кг колбасы. Я не шучу, не привожу к эквиваленту. Просто так случилось, что у меня с собой было лишь 500 руб и 4 кг отличной колбасы, когда я припер корпус коробки к мастеру. В общем-то, я не ожидал, что он возьмется за нее у меня на глазах и тем более, что сделает менее, чем за час. Сварщик попросил тысячу, но, увидев колбасу, согласился на нее. Причем колбасу мне эту подогнал по дружбе бесплатно, теперь уже почему-то бывший, охранник одного супермаркета, у него этой колбасы, колбасы было – ну просто завались! Вот и давал, кому попало… Россия!
Тем временем  пришли мои заказы из Тольятти. Не сочтите за рекламу, но название торговой марки, под которой продавалась главная передача, меня, искушенного ввело в ступор. Но мотивировало к действиям. На наклейке красовалось  «EBASH!» Ну, я и … принялся за работу. КПП мне никогда не доводилось перебирать. В далекой юности я ремонтировал моторы ЗМЗ, ЗИЛ, УЗАМ, перебирал мосты, но коробки не трогал. Выяснилось, что некоторые износившиеся детали невозможно купить по одиночке. Только в ремкомплектах. А мне нужны были лишь 2 игольчатых подшипника и упорное кольцо. Решение нашлось очень просто – мне их отдали практически бесплатно в первой же, незнакомой автомастерской, куда я обратился.
На подъемнике висела «Микра». В чреве у нее колдовал молодой парень.
- Извините, тут такое дело, - и я обрисовал ему свою проблему.
- Да вон, копайся, - безразлично указал мне взглядом слесарь на замасленный тазик с грудой бэушных железок от «моей» КПП, - и продолжил колдовать над мелким «Ниссанчиком».
Колбасы у меня с собой не было, я взял кольцо и подшипники и, положив на верстак стольник, спросил:
- Хватит?
- Да мог бы и так забрать, - ответил слесарь, - мы ими не занимаемся больше, но спасибо.
Коробка собралась не сразу и не без проблем. То шпильки были прикипевшие, то шов от сварки всё же тёр о новый дифференциал, то я перепутал синхронизаторы, то шарик фиксации передачи потерялся… Но в итоге всё получилось. И даже лишних деталей почти не осталось.
Пока я спасал машину от пресса, пока менял ей КПП и модернизировал следующую, пока шло время на переоборудование машины,  втихую произошли изменения в сфере автомобильного законодательства, которые затронули всех не самых богатых граждан, и, естественно не в сторону улучшения их благосостояния. «Жигули» да «Москвичи» с их чахлыми моторами в наше время сохранились лишь по деревням да сёлам. Все они были в категории "до 75л.с. включительно" и автоналогом не облагались. Правда, до кучи к ним примыкали «женские» иномарки, но таких слабеньких я по памяти много и не назову, разве что комичный «Матиз». И вдруг ко мне приходит автоналог за 2015 год на дедушкину «Девятку». Не то что бы он был большим - по сравнению с «Хондой» так его и вовсе можно считать погрешностью в расчетах. Но сам факт ненасытности наших депутатов вместе с президентом уже переходит все границы алчности. Вдумайтесь. При покупке автомобиля вы платите его стоимость и налог 18% НДС. Далее, если это иномарка, то еще и полный акциз, порой составляющий половину вашего платежа. Это тоже налог и тоже в казну государства. Несколько лет назад государство вновь сыграло в свою любимую игру – «надуй гражданина» и громко объявив о снижении таможенных пошлин, якобы для вступления в ВТО, тихо ввело утилизационный сбор, причем уже не только с иномарок, а и с отечественного автохлама. Едем дальше. При покупке бензина, автовладелец платит тот же НДС и акциз, вместе составляющие до 70% стоимости литра бензина. Нет, я всё понимаю, дороги надо строить и латать. Так вот и латайте их из этих налогов и акцизов. А такое ощущение, что из карманов граждан латаются дыры в бюджете и строятся не шоссе, а дворцы депутатам. В той же Европе, не добывающей нефть, всё закономерно и логично: езжу, жгу бензин - плачу налог. Не езжу - не плачу. В Венесуэле – нищей стране, бензин БЕСПЛАТНЫЙ! Автовладелец лишь должен на АЗС оплатить услуги заправщика. Я серьезно. Южная Америка далеко? Про сытую Саудовскую Аравию вам рассказать и их долю граждан в недрах родины? А хотите – про Аляску, бывшую нашей, где правительство платит жителям штата ренту за то, что они просто граждане этого золотоносного и нефтяного штата. Да что так далеко ходить? Давайте возьмем нефтедобвающие республики бывшего СССР – Казахстан и Узбекистан. Мало того, что там цена литра бензина чисто символическая, так  еще и нет оплаты коммунальных платежей, бесплатный общественный транспорт – это тоже доля граждан в недрах родины. А что у нас? А у нас – самые большие запасы нефти, алмазов, леса и 75е место в мировом рейтинге уровня жизни. Что такое автоналог? Это прямое отрицание основ анатомии человека. У любого человека, и я не исключение, лишь одна жопа. Вывод напрашивается сам собой - я физически не могу "портить" дорожное полотно сразу двумя машинами! А есть граждане, и этот не олигархи, у которых 3 - 4 автомобиля, потому что они на них работают. Это грузовик, экскаватор и трактор, например, вдобавок к легковушке. И я очень сомневаюсь, что среди них есть трехжопые драконы. А вот среди правительства нашей страны, видимо, есть. И не один. И алчности их нет предела, и всё никак не треснет харя. И это я еще не все налоги перечислил, взимающиеся с автовладельцев. Машину необходимо обслуживать она не шкаф. Необходимо платить за масло, фильтры, запчасти, работу слесарей. Во всё это уже включены налоги, которые, естественно, оплачивают автовладельцы. Даже если машина нужна не для комфорта семьи, а она на балансе предприятия, для доставки продуктов в ближайший к любому пешеходу магазин. И, да - машина не становится дороже, она дешевеет и изнашивается год от года, пока не возникает абсолютно абсурдная ситуация - два-три годовых налога становятся равны остаточной стоимости этого авто! Знаете, сколько уже налогов за ВАШЕ авто я перечислил? Не считали со мной? Семь! Семикратное налогообложение одного объекта. Если человек купил шкаф, бритву, унитаз - он платит НДС единожды. Чем тот же «шкаф на колесах» отличается в таком случае?! У нас, кстати, вполне можно не платить налоги. Совсем. Просто не открывать дверь судебным приставам потом и не ездить заграницу. Вот я и не открываю. И езжу на «Девятке» по родным болотам.
И вот, как пишут в романах, этот день настал! Не тут-то было. Я, при всей своей практичности и логичности, нет-нет, да и даааа…. Короче, «Внедорожная Девятка» была окончательно собрана в холодную мартовскую ночь. И я не удержался от пробной поездки!
Сначала я проехался вдоль линий СНТ туда и обратно. Порадовал свет родных фар – всё видно, дополнительный свет не просится. Затем пару раз резко вошел в повороты. Мама дорогая! На скорости свыше 60, на высоченных колесах, на поднятом над землей кузове и закусывающим самоблоком машина напрочь отказывалась уходить с прямой траектории, куда бы я не пытался повернуть руль! Ок, надо будет учитывать этот момент на шоссе. Ну, а теперь – в поле!
По проселку «Зубило» стремительно неслось, не замечая выбоин, ухабов и колеи. Всё же высокая подвеска – это вещь! А вот и поле. Сворачиваю на жидкую колею, по которой бегут ручьи – едет! Причем нагло так бежит, плюхая защитой по центральному гребню. Дорога перешла в резкий подъем, врубаю первую, иду внатяг, и тут машина стала замедлять, замедлять и остановилась. Выхожу. На колеса налипло неимоверное количество свежей жирной полевой весенней глины! Имея опыт езды по бездорожью (у меня был УАЗ), я стравливаю давление в шинах до 0,5 атм. Завожу – трогаюсь! Ну, родная, да за тобой по полям гаубицу можно таскать! Вдоль колеи – едет, поперек – скачет, по диагонали – как нефиг делать, лишь бы хоть одно колесо из передних твердо стояло на земле! Эта беда – диагональное вывешивание – постоянно преследовало меня на том же УАЗе. Отличный по проходимости автомобиль, но из-за отсутствия межколесной блокировки, беспомощно зависал на, казалось бы, безобидных, ухабах.
Совершенно потеряв чувство самосохранения и реальности, направляю «Девятку» в громадную лужу, на выходе из поля, чтоб феерично завершить первый тест выскакиванием на дорогу, ведущую обратно в СНТ, где «Хонда» ждет меня, чтоб отвезти домой к горячему чаю, а друг – рассказа о первом тесте. Разгоняюсь, делаю – ПЛЮХ! Становится темно и машинка такая – «Жжжжжжжж!»  В салоне на полу вода. «Девятка» утонула по фары, слава богу, не хватанула гидроудар. Очень конкретно лежит на брюхе, оба передних колеса работают водяной мельницей, даже не собираясь хоть за что-то уцепиться. Я счастлив! У меня получилось ее засадить!!! До дороги 5 метров. Вылезаю из машины, нахожу островки, по которым можно доскакать до твердой почвы, звоню другу – «Выручай, приезжай на «Додже» своем с тросом, тут близко» И слышу в ответ:
- Какого … ты поехал один-то?! Ты «Хондой» своей запер мой «Додж»!
Вспоминаю – и впрямь, его машина, как перекладина буквы Н между моей и гаражом…
Ну что ж, те самые семь вёрст, для меня – бешеной собаки – не крюк.
По дороге соображаю, что 4х4 не спасло бы в такой ситуации. Только лебедка. Но пока голова занята другим – эндорфин и адреналин зашкаливают, фары мне ни к чему – я дорогу глазами освещаю: у меня получилось не только сделать «Внедорожную Девятку», но и засадить ее! Значит, есть дальнейшее пространство для творчества!!!


4.
 Когда-то давно, моё увлечение оффроудом, «обогатило» не только мой опыт, но и гараж всяким «необходимым» железным хламом. У меня есть самодельные трапы (сэнд-траки) из уголка-сороковки с приваренными к ним арматуринами. Две механические рычажные лебедки на полторы тонны. Разнообразные тросы, шаклы и крюки. Бензопила, лопаты, топоры, колья, земляные якоря… И всё это богатство, десятилетиями ржавевшее в сарае на даче, с веселым лязгом переселилось в багажник «Девятины». Заодно к нему присоединился полутораметровый хай-джек (китайский за пару тыщ) друга, доски-подкладки и купленные по случаю цепи противоскольжения. С таким набором, во всех последующих покатушках на раскопки, я тщетно «искал» ну хоть какую-то засаду! Непринужденно по трапикам были перепрыгнуты канавки «добрых» дачников, окапывающих свои владения от туристов-квадроциклистов, ибо «нефиг тут ездить, понимаешь,  наши в лесу шишки»! Клюв хай-джека, зацепленный прямо за диск колеса, запросто выдергивал «Девятку» из болотины, в которой и колеса-то не было видно. Под появлявшиеся из воды шины, подсовывались всё те же трапики, и машина ехала дальше. Полуспущенные передние колеса всё равно оставляли громадный дорожный просвет и, груженая тремя седоками, машина, пощелкивая самоблоком, имея зацепление лишь одним из передних колес, урчала движком, силы которого преумножались тюнинговой главной передачей, перетаскивая нас через тракторные колеи-канавы по диагонали в самые глухие и заветные урочища. А на коварных скользких крутых подъемах всегда выручали цепи противоскольжения. Нацепил и «Девятка», со своими понижайкой и блокировкой, превращалась в танк! Нет, я конечно понимаю, что для «чистого спорта» переднеприводный хэтчбек вряд ли подойдет. Но смысл «чистого спорта» навсегда останется для меня загадкой. Я наблюдал за легендарной «Ладогой», как развеселые дяденьки топят специально подготовленные «котлеты» в озерах и болотах, что называется – насовсем! Затем сидят на крышах своих утопленников, если они еще виднеются из-под воды, в ожидании ГТСки и травят байки о «взятых номерах». Героически преодолевают на лебедках километр за день, будто у них нет ног, и они не могли бы играючи, в тех же забродниках, в которых купаются возле машины, шаря в иле за что бы ее зацепить, проскакать по кочкам это расстояние за 15 – 20 минут. Как-то, в профильном журнале, мне попался на глаза очередной подобный рекорд. Наши затащили зачем-то за собой на Эльбрус УАЗик. Помпезно выставив его на вершине вместе с триколором, сфоткались для книги рекордов Гиннеса. Мол, вот они мы какие – заехали на УАЗе на высочайшую вершину Европы! Заехали ли? 90% времени, по их же словам, они тащили УАЗ на лебедках, на себе, тратя драгоценный кислород и удлиняя время восхождения втрое относительно пешего подъема. Кто-то из остроумцев потом подколол «рекордсменов», мол, если бы вы тащили за собой холодильник, вам было бы легче.
 Многократно видел, как толпа «джиперов» на разномастных полноприводниках ломится ну в самую грязную и засадную лужу, с молодецкой удалью преодолевая ее, а затем кто-нибудь поплоше, засаживает свою «Ниву», перекрывая остальным это удовольствие. И те, кому грязевая ванна не досталась, с разочарованием объезжают «гиблое место» … в трех метрах правее или левее по ровному проселку. Такой «чистый спорт» по сути своего тщеславия ничем не отличается от поклонения всё тем же пресловутым гаджетам или пластмассовой «мужественности» офисных бородачей. Мне жалко тратить свою жизнь на работу, на тщеславие же расточаться вообще как-то неприлично на пятом-то десятке. Героически вытащив из канавы своего коня, я убью очередной день, умуд…то есть - устану и у меня не останется сил полюбоваться закатом, увидеть что-то, кроме болота и лебедок. Оно того стоит?
Кстати, о лебедках. Помните, как я засадил на брюхо в первый же тестовый день «Девятку» в пяти метрах от дороги? А про запчасти из леса? Сейчас я поделюсь с вами идеей о бесплатной (как всегда) лебедке, записывайте. Изобретение не моё, но мною реализованное.
В стародавние времена, когда полноприводных машин еще не существовало, а самоблоки не были изобретены,  наши прадеды не знали ничего о хитрожопых маркетологах, не общались в Интернете, да и асфальт-то не видели почти. Зато имели смекалку. Засадив машину в очередную живописную канаву, они не бежали беспомощно за трактором, коих тогда и не было на обозримых просторах, сколько можно найти сейчас. Они спокойно разматывали трос и цепляли один его конец к выпирающей за габариты буксующего колеса ступице, а второй к какому-нибудь дереву или пню. Колесо, вращаясь, наматывало трос на ступицу, как на барабан и с легкостью вытаскивало машину. Если же машина сидела на брюхе, троса нужно было два, т.к. свободный дифференциал передавал крутящий момент на оба барахтающихся колеса и один самовытаскиватель был бы бесполезен.
На моей же «Девятке» установлен самоблокирующийся дифференциал и самовытаскивателя вполне достаточно одного. Что же выступает в качестве барабана для троса? Да обычный передний тормозной диск от «классики», прикрученный «наоборот» к ступице переднего колеса, прямо в штатные места, несколько удлиненными колесными болтами. И всё! Никаких дорогущих лебедок, никаких доработок, никакого нарушения «техрегламента», никаких затрат – бэушный тормозной диск вам подарят с удовольствием в любом автосервисе, от любого автомобиля! Если на вашей машине не болты, а шпильки с гайками, вам придется заранее перед поездкой в предполагаемую топь, купить или заказать у токаря удлиненные шпильки и установить их. Причем нет необходимости во всех 4 – 5 болтах-шпильках (у кого сколько держит колесо). Вполне достаточно двух. Вы же всё равно не будете постоянно ездить с барабаном самовытаскивателя снаружи! Хотя именно потому, что это обычный перевернутый тормозной диск – он идеально отбалансирован и нет никакой вибрации на руле. Я его устанавливаю еще и на проставки, чтоб было больше места для троса. Проставки тоже бесплатные, из леса. Но в магазине жигулевские стоят сто рублей, на иномарку можно взять два-три «подарочных» бэушных тормозных диска и за тот же стольник попросить токаря отрезать от них «лишнее». Процедура установки барабана занимает около двух минут – открутить два штатных болта, прикрутить тормозной диск (через проставки) на два удлиненных. Зацепить за колесный диск трос и, обмотав пару витков вокруг барабана самовытаскивателя, идти цеплять его хоть за дерево, хоть за земляной якорь в поле. Машина выйдет из засады сама. Проверенный рецепт столетней давности.
Ближе к ноябрю, когда копать в наших широтах уже невозможно, я решил подготовить к дальней поездке «Хонду». И обратился за телефонной консультацией к знакомому механику. В разговоре упомянул заодно и модернизацию «Девятки». В ответ услышал искреннее недоумение
 – А тебе оно зачем? Времени что ль свободного много?
- Да, отвечаю. Каждый год – по семь месяцев межсезонья.
- Аааа, - задумчиво протянул он мне в ответ. А затем добавил: И не надоедает?
Этот вопрос «Тебе не надоедает отдыхать?»  с вариациями «Я бы так не смог/ла» «Я бы со скуки сдох/ла» я слышу на протяжении всей своей вольной жизни. И всегда поражался ему. Для меня он сродни вопросу «Тебе жить не надоедает? Я бы столько жить – со скуки сдох!»  Может, я не дохну со скуки, потому что отдых для меня  - это творчество? Это подготовка машины, изобретение хитрых приблуд. Или эксперименты в кулинарной области. Или воплощение в жизнь какого-нибудь механизма. Изучение истории края, куда планируется следующая вылазка. И обязательное привлечение ко всему этому своего ребенка!  Может, потому что я бы сдох лежать на пляже или бухать в клубе? Может потому что виртуальным «путешествиям по иным мирам» или цивилизованным экскурсиям, я предпочитаю топтать ногами или месить колесами реальный неизведанный еще мною очередной медвежий угол? А может, потому что они пытаются заработать на престижную игрушку чтобы казаться статуснее в глазах таких же, как они, а я давно уже всё заработал? Может, потому что для них отпуск – это освобождение, а не воля? Разницу между «свободой» и «волей» далеко не каждый может понять. По крайней мере, рабы, даже очень богатые, вернее – именно рабы, особенно богатые - точно не поймут. У меня есть девятилетняя дочь, без которой я не мыслю жизни. Именно – жизни, а не полчаса после работы и час в выходные в промежутках между пивом. И я делаю всё, чтоб показать ей истинные ценности единственной вольной жизни. Чтоб она знала, что жизнь измеряется не количеством бабла, и не престижный ВУЗ делает из ребенка Человека, а такие понятия, как «порядочность» и «дружба» - не клич киношных мушкетеров, а вполне реальное, хотя и редчайшее, но всё же круглосуточное состояние для здорового организма. Она не просит у меня модных шмоток или «Айфона», как у её подружек. Она расспрашивает меня о других галактиках и о том, что такое предательство, просит увезти ее в тайгу на берег Енисея. Сама построила из конструктора машину, на которой катается по дому. Гордо приехав на этой громадине, размером со взрослый туристический чемодан, в основе которой было аж восемьдесят(!) колес, она заявила мне, что она – изобретатель! Мы вместе с ней посмотрели великолепную документальную трилогию Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» и с тех пор она мне все уши прожужжала на тему постройки большого вездехода с домом, чтобы добраться до самого сердца Сибири, пока ее не завалили отработанными аккумуляторами от экологически чистых электрокаров. Или не «сдали в аренду» на 999 лет китайцам.
 Раньше было в ходу такое ругательство – «космополит». Гражданин мира. Вольный человек без религиозных и патриотических предрассудков. Очень неудобный материал, который невозможно доить алчному государству. Человек, который не знает, что что-то невозможно, а потому просто берет и делает. Мне вёзет на встречи с такими. Правда, они всё больше из того, «непластмассового» поколения. Сегодня  в автосервисе, куда я пригнал ремонтировать «Хонду», встретил шестидесятилетнего мужика, который сделал из «Оки» амфибию, а внедорожными возможностями своей «Тойоты Терцел» 1986 года выпуска, «унизил», как он сказал, владельца нового навороченного «Крузака», о чем с особой гордостью продемонстрировал мне целую галерею фотографий на своем телефоне! Теперь, встретив этого вольного Человека, я знаю, что моя «Девятка» тоже скоро сможет плавать. И обойдется мне это тысяч в 10. Рублей. Ну а потом… Потом нас с дочей в Сибирь повезёт «Внедорожный Дом».