Глава 32 Конфуз Балтики

Полковник Чечель
    Незаметно мысли старика вернулись снова к лётной работе. «Сколько замечательных полётов хранит память» , - подумал он. Их невозможно забыть, точнее, невозможно забыть эмоции и переживания, связанные с ними, и это наполняет такой радостью бытия, что человеку, который не летал — этого не объяснишь, как невозможно слепому описать красоту уходящего на закат солнца, который ты видишь на высоте 12 000 метров. И те, которые призывают «СТЕРЕТЬ СВОЮ ЛИЧНУЮ ИСТОРИЮ», как нам рекомендует учение толтеков, или жить только текущим моментом ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, говорят АХИНЕЮ, потому что именно богатство предыдущей жизни в прошлом даёт сильнейший эмоциональный заряд оптимизма в будущем, - подумал старик. Именно то соображение - «какую красивую насыщенную, многогранную жизнь мне удалось прожить до сих пор, является гарантией, что я уже никогда не буду скучно жить, когда весь круг твоих интересов замыкается  тремя словами: машина, квартира, дача или бабы, водка, друзья-собутыльники;  или пожрать, поспать, посмотреть телевизор; или часами не вылазить из Интернета, заменив настоящую живую жизнь на виртуальное общение с окружающим миром.

        Те, кто призывает нас жить только ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС,  скорее всего НЕУДАЧНИКИ, которым нечего вспомнить. Человек не одноканальная система, как нас уверяют врачи. Он многогранен. Да, плохо, точнее, неправильно жить только в прошлом, или всё время мечтать о будущем. Правильно ОДНОВРЕМЕННО ЖИТЬ В ТРЁХ ИПОСТАСЯХ,  В ТРЁХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ, ничего не забывая и не выбрасывая из того, что уже прожито, и в то же время на основе НАСТОЯЩЕГО уже ПРОГРАММИРОВАТЬ  СОБЫТИЯ  СВОЕГО СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО, - мнение моё и не обязательно правильное, подумал про себя старик словами Андрея Кочергина — основателя ножевого боя в России (кои каратэ.

     Причём неправильно помнить только радостные моменты, забывая о горестных неудачах или трудных эпизодах своей жизни. Как раз факт, что ты их преодолел и дожил до этого текущего момента является своего рода гарантией, что ты и дальше будешь с ними справляться. «Страданиями растём», - гласит учение Агни-Йоги Николая и Елены Рерих. Не будем этот постулат принимать на веру на все 100%, но что-то в этих словах есть.

    Старик вспомнил, как он полтора года не мог выйти из запоя после гибели старшего сына-десантника Саши в 24 года. Тогда ему удалось то, о чём мечтает каждый отец — сын стал ему другом, а он — ему. Поэтому было вдвойне тяжело от этой невосполнимой потери. Но он смог взять себя в руки и начать жить заново. Разве такое можно забыть?

      Или как в декабре 2016 годы они с женой, милой Ириной, во время поездок к Целителю-корейцу поймали жестокий грипп. У старика тогда впервые мелькнули мысли об эвтаназии, так было тяжело пережить несколько ночей. У него сохранилось письмо той поры, которое он написал другу-вертолётчику Степанычу Казахскому и его ответ ему:

    Понедельник, 26 декабря 2016, 23:41 +06:00 от Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>:

     СТЕПАНЫЧ И МАКС , Привет !!! Сегодня пережил кошмарную ночь. Сначала не мог спать лёжа в постели, сел в кресло и до 4-х утра смотрел фильм. А когда лёг , начало так  корёжить тело, что в любой позе ему было так больно, его так корёжило. Плюс трудности с дыханием ... Я не мог сдержать постоянный стон - так было невыносимо плохо телу, что я на полном серьёзе подумал об эвтаназии, но не для себя, а что в государстве должен быть принят закон, разрешающий её.

   Бывают моменты, когда телу насколько больно и безнадёжно, что продлять такие муки - это просто бесчеловечно, как бы не прикрывались господом Богом, типа, он жизнь дал и только он может её забрать. Какая глупость. Когда воин в окружении врагов подрывает себя гранатой , чтобы не попасть в плен. Им все восхищаются, а ведь он сам за Бога решил вопрос о своей жизни.

    Или взять рассказ "Любовь женщины" моего любимого писателя юности Джека Лондона. Там двое мужчин и одна женщина идут по тундре, имея на руках очень мало еды. Каждый раз они делят на троих поровну норму еды на день. И как оказалось, женщина с самого начала часть еды не съедала, а откладывала для мужа. Потом друг мужа умер, еды практически не осталось. И тут женщина достала свёрток с едой и скала мужу. Вдвоём мы не дойдём, но один ты дойдёшь. Я это сделала из любви к тебе. Ты был справедливым мужем".  

   Я не пересказываю их диалог дальше, но смысл его я запомнил навсегда, хотя прочёл лет 60 назад. Здесь тоже женщина пожертвовала своей жизнью ради любимого. Т.е . она сама за себя решила вопрос о своей жизни, . и её же при этом никто не осуждает. Так и в ситуациях, подобных моей, т.к. помимо того, что меня Боги обрекли на мучения, но ведь и какая нагрузка физическая и моральная ложится на близких , которые тебя окружают. Другое дело, что каждая ситуация индивидуальна и решение об эвтаназии надо принимать осознанно с учётом всех факторов...

    Я с детства предчувствовал, что меня ждут серьёзные испытания духа, именно поэтому лет с 12-14 я начал вырезать и собирать в отдельную папку случаи беспримерной доблести человеческого духа. К сожалению, большая часть этих вырезок потерялась при переездах, но часть их удалось сохранить и я этим пользуюсь.

    В общем, пока я чувствую, что кому-то ещё нужен, буду бороться, как бы тяжело это не было. А вообще, думаю что этой закалкой Духа меня готовят к какому-то Подвигу в следующей жизни
   
А ТЕПЕРЬ ЗАПОМНИТЕ ОБА ------ Я БЛАГОДАРЕН ВАМ ЗА СОВЕТЫ, НО СЕЙЧАС КОГДА МНЕ ИРА ПЕРЕДАЛА УКАЗАНИЕ МАКСА ЕХАТЬ НА РЕНТГЕН, МНЕ ХОЧЕТСЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ И ВСЯКИМИ НЕ ХОРОШИМИ СЛОВАМИ. - ЗАПОМНИТЕ -------

НА 7-ОМ ГОДУ ЖИЗНИ КАК НАЧАЛОСЬ ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ, Я НАКОНЕЦ НАШЁЛ ВРАЧА, КОТОРОМУ ДОВЕРЯЮ И ТОЛЬКО ЕГО УКАЗАНИЯ Я БУДУ ВЫПОЛНЯТЬ. --- ЕМУ, ЧТОБЫ ЗАМЕНИТЬ РЕНТГЕН ДОСТАТОЧНО ПРОСТО НА СЕКУНДУ ПРИЛОЖИТЬ КО МНЕ РУКУ. ТАК НА ХЕРА Я БУДУ ПОДВЕРГАТЬ СВОЙ ОСЛАБЛЕННЫЙ НАФИК БОЛЕЗНЬЮ ОРГАНИЗМ ЕЩЁ И ОБЛУЧЕНИЮ ???

КАК ГОВОРИТ МОЙ ДРУЖБАН ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ:  "ВСЁ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТВОЯ ЖИЗНЬ ------- КОНТРОЛИРУЙ.  САМ "

   Я СЕБЕ ПРОЩУ, ЕСЛИ ПРИДЁТСЯ "СКЛЕИТЬ ЛАСТЫ " ИЗ-ЗА СВОЕЙ ОШИБКИ, НО НИКОГДА НЕ ПРОЩУ, СЕБЕ ВРАЧЕБНУЮ ОШИБКУ,  И ЧТО Я КАК ТЕЛОК ПОШЁЛ У НЕЁ НА ПОВОДУ...
 

     Чтобы закончить письмо на оптимистичной ноте показываю как полковник Вася реагирует на красивых женщин, проходящих мимо кафе. Раз они его ещё волнуют, значит не всё потеряно  в этой жизни...

     БОГ ДАЁТ КАЖДОМУ ИСПЫТАНИЯ ПО ЕГО СИЛАМ...
Виктор Феофанов <2302113@mail.ru>
Кому: Василий Чечельницкий
27 декабря 2016, 7:02

     Здравствуй, Васильич!

     Дай Бог тебе силы, уважаемый коллега и старший товарищ!!!!
Я конечно только примерно представляю твои муки, но моя фантазия
и жизненный опыт, когда пришлось гореть, а потом лежать боясь
пошевельнуться, потом вставать ломая коросты - позволяют
лишь приблизительно представить твои физические муки, а
о моральных,  молчу - я полностью тебя поддерживаю.....

Слушай себя, свой организм, Иру, которая нутром и женским сердцем, 
внутренним чутьем данным женщинам Природой-Матушкой, чувствует, 
что, сейчас нужно близкому человеку. 

Больно видно от того тебе, что Виталий и твои занятия дают энергию 
и силу, жизнь телу, а болячка её пытается забрать....
Пока мы были молоды, мы даже представить себе не могли, какие
страдания человеку могут быть дадены Судьбой.
Летая, мы считали: шварк! и, стоим перед Святым Петром у врат
Господних. А там уж, как повезет.

Я только по мукам моих родных, понял, что мучения могут длиться долго. И прошу 
у Всевышнего сил, если мне выпадет такая стезя - достойно уйти. 

Но, пока мы шевелимся и дышим - будем бороться. Попробуй клин клином
выбивать сегодняшнюю болячку - набрав потихоньку НОСОМ воздуха в легкие
и сжав губы, старайся как бы надувать шарик или мяч. Если будет невыносимо 
больно - тогда, задерживай дыхание, по принципу: вздохнув полной грудью, ВЫДЫХАЙ
и считай удары пульса - его тогда хорошо слышно. Когда невмоготу - вдыхай и отдыхай.
Устанешь - отдыхай.

Если надумаете ехать к Виталию, перед выходом из дома смажь палочкой с ваткой
на конце, поглубже, "Оксолиновой мазью" носовые ходы, лёжа на кровати диване. 
Полежи пока расплавленная мазь не пойдет тебе в глотку. Можешь сплюнуть, а можно
и проглотить и тогда ехать. Я сам делаю так и на ночь, т.к. у нас сопливые дела в городе не прекращаются. А мазь лечит слизистую носа и, губит всякую хрень в воздухе при дыхании в чужом помещении.

Можно я думаю, осторожно попробовать по чуть-чуть, пить настойку элеутерокока,
она даст тебе силы. Если почувствуешь, что не идет на пользу, тогда - каплю перекиси водорода 3% на столовую или две, ложки воды, до еды за 20-30 мин. Она тоже дает силу и убивает бактерии в ЖКТ.

Если перекись пойдет, то можно Ире попробовать втирать её и в подошвы ног. Там ведьвсе органы спроецированы. Я сам так делаю - набираю в ладошку чуток перекиси и  втираю, пока не высохнет.

Пока писал - почтальон принес, дай Бог ей здоровья, домой вашу посылку братцы:)))))

Ну нет слов как приятно. Спа-си-бо!!!!!! Ну хороша, книга-то, Васильич!!!

Большое ВАМ с Ирочкой сэнкас!;)))

Завязываю грузить тебя, а лучше закажу-ка "сорокауст во здравие", за тебя и Иру.

Обнимаю.Виктор

П.С.  Думаю и надеюсь, что прорвемся бля...

П.П.С.  С Наступающим. Надо перейти в следующий год, полковник. Надо.
Бают, что он будет для всех нас помягше.  Дай то Бог.

Виктор

       На память старику пришли стихи:

Год с годами тревогами спутан,
Но припомнив бои по годам,
Я победы свои позабуду.
Поражений своих не отдам.

Как чисты неудачи и беды.
Сколько в холоде брызжет огня!
Вдохновенью в бою не победы -
Поражения учат меня!

      Но вернёмся к полётам, - подумал старик.

                «КОНФУЗ»  БАЛТИКИ

        "...Это было в старые, добрые времена, 
когда все женщины были слегка 
легкомысленны, а мужчины занимались
любимым делом - войной…"

(заставка из кинофильма «Фан-Фан Тюльпан)

    Борьба за многомиллионные заказы в системе оборонной промышленности между различными родами войск всегда была очень жёсткой и далеко не сразу приводила к верным решениям. Достаточно вспомнить глобальное сокращение ударной авиации, проведённое Н. С. Хрущёвым в угоду Ракетным войскам, которое отбросило развитие авиационной мысли СССР лет на двадцать назад. Чтобы как-то это компенсировать, а также напомнить уроки второй мировой войны некоторым начальникам, которые стали забывать, что около 60 процентов кораблей и судов фашисткой Германии было уничтожено авиацией, в «верхах» было принято решение продемонстрировать ещё раз возможности Морской авиации. Напротив мыса Таран, который венчает западную оконечность Калининградской области, установили в километре от берега баржу, имитирующую атаку вражеского крейсера с запада. И этот „крейсер” надо было потопить, естественно, только с первого захода. Сей «знаменательный факт» решили приурочить к выпуску слушателей академии Генерального штаба, что в Москве. Кроме того, были приглашены представители Вооружённых Сил стран Варшавского Договора, а также военные атташе стран НАТО. 

    Но немного хронологии: за месяц до описываемых событий по всем полкам авиации Дважды Краснознамённого Балтийского Флота был брошен клич – отобрать самые лучшие экипажи, способные выполнить эту ответственную задачу. Замысел учений был следующий: ударные группы всех полков должны были выйти с трехминутным интервалом в точку боевого развёртывания в Балтийском море, на траверсе Вентспилса, далее развернуться на боевой курс 180 градусов и, пролетев несколько сотен километров без всякого противозенитного маневра, что б «прицел не нарушить», сбросить свой бомбовый груз на «врага» на глазах у всего генералитета.

    То, что баржа будет потоплена если не первой тактической группой, то второй, сомнений ни у кого не вызывало. Главное – это надо было сделать красиво. Поэтому основной упор при подготовке к этим учениям делался на отработку чёткости парадного строя. Тренировочные полёты начались за месяц. Вылеты были через день, и особый колорит им придавало руководство полётами на полигоне генерала Лецис, заместителя Командующего авиацией Балтийского Флота. Его замечания по выдерживанию строя, сдобренные крепким, «армейским» юмором, создавали боевой настрой. А то, что они «слегка» расходились с перечнем "Типовых команд и запросов", принятых в авиации, никого не удивляло. Генерал «он и в Африке генерал – ему всё можно». В результате таких полётов выдерживать своё место в строю мы научились безукоризненно, хотя и до этого летали не слабо. 

    Общий боевой порядок выглядел так, - вспоминал старик: пятёрка ИЛ-28 нашей отдельной эскадрильи, базирующейся на аэродроме Храброво Калининградской области, далее шли две пятёрки ИЛ-28 рижского полка, девятка ТУ-16 с аэродрома Остров в районе Пскова, две девятки ТУ-16 Быховской дивизии с Белоруссии и замыкала этот строй девятка сверхзвуковых ТУ-22р с аэродрома Чкаловск, что под Калининградом. Только у нашей эскадрильи боевая загрузка была по 12 бомб Офаб-100-120 на самолёт, т. е. калибра 100 кг. Это чтобы баржа не сразу пошла на дно, надо же цель и для других оставить. Во всех остальных ударных группах бомбы висели калибра 250 и 500 кг. Разумеется, тренировочные вылеты мы выполняли без бомбометания. 

    И ещё одна деталь, - сказал себе старик, - чтобы была понятна последующая цепь событий. Баржа была длиной 100 метров. Интервал и дистанция между самолётами, летящими клином, по заданию выдерживались 30 на 30 метров. Это значило, что при точном прицеливании в корабль попадали бомбы только ведущего и двух внутренних ведомых. Бомбы внешних ведомых шли заведомо мимо цели, слева и справа от носа и кормы в 10 метрах. Но если ведущий ошибался в боковой наводке и проходил не точно посредине корабля, то всё равно бомбы трёх самолётов в цель попадали, ведущего и двух левых или правых ведомых. Т. е. такой строй давал более гарантированное уничтожение цели. Так мы летали все тренировочные полёты. 

    Но в день совершения реального вылета после дачи предполётных указаний главный штурман эскадрильи подполковник Борис Андреев попросил командиров экипажей остаться. «Мужики, - сказал он, а что это мы бомбы с двух самолётов будем заведомо ложить мимо цели? Я в себе уверен и выведу вас точно на корабль. Вы можете клин поострее сделать, т. е. сократить интервал до 20 метров? Мы тогда эту баржу в куски расшибём, остальным и целиться не по ком будет». Подполковник Андреев был действительно лучшим штурманом полка, и мы ему сразу поверили. «Конечно, сможем, Борис Алексеевич, что нас зря учили». И вот долгожданный час настал. Экипажи заняли свои места в самолётах, гости на трибунах, специально сооружённых для этой цели на краю 80 метрового берега, и «шоу» началось. 

    Сразу после взлёта, вспомнил старик, -  я ощутил, насколько более инертно ведёт себя самолёт, с таким грузом бомб я ещё не взлетал. На высоте 3000 метров вышли на боевой курс, за 100 километров до цели перешли на снижение до малых высот. Все было как всегда, за исключением «маленькой» детали. Видимость над морем резко ухудшилась до 1,5-2 км, что не обеспечивало надёжный визуальный поиск цели и её поражение. В море ориентиров нет, а радиолокационный прицел на таких высотах бессилен. Здравый смысл подсказывал, надо отменить вылет. Но как это? Высокопоставленные гости на трибунах, ждут «хлеба и зрелищ», что ж их ещё раз собирать? Опять же, пиво уже пить начали... «Нет, матч должен состояться при любой погоде». 

    В итоге, несёмся на боевом курсе, четко выдерживая строй «острый клин», о котором нас просил ведущий штурман. Я шёл правым крайним ведомым. Командир эскадрильи подполковник Владимир Стефанович Кондрашов и его штурман до рези в глазах всматриваются вперёд, ищут цель. Наконец, вот она, но не впереди, а справа под углом 30 градусов. Делаем резкий доворот, и прямо в крене с самолёта ведущего полетели бомбы, с наших самолётов, естественно, тоже. В результате, вся наша пятёрка положила свой бомбовый груз левее цели, как раз между берегом и кораблём, за исключением: одна бомба с моего самолёта попала в носовую якорную цепь и перебила её. В итоге, разрыв 60 бомб скрыл полностью баржу от гостевых трибун. Впечатление такое, что цели больше нет. На трибунах раздались одобрительные возгласы и аплодисменты. Но вот водяные столбы от взрывов осели. Баржа стоит, как ни в чём не бывало, только ветром её развернуло вдоль оси боевого курса. Я же ей один якорь перебил. 

    Дальше начался «цирк» под названием «не приведи, господи», у старика даже майка вспотела при этих воспоминаниях. Первая пятёрка ИЛ-28, следующая за нами, бомбы не сбросила, проскочила мимо цели. Вторая, с боевой загрузкой по 8 ФАБ-250 на самолёт, отбомбилась, но, как и мы, мимо цели. Девятка дальних бомбардировщиков ТУ-16 с Острова вообще пошла прямо на трибуны. А загрузка по 8 бомб калибра 500 килограмм на каждом самолёте. Могучий бас генерала Лециса превратился в фальцет: «Работу запрещаю, закрыть люки». Прокричал он на одном дыхании. «Вас не понял, повторите», подчёркнуто спокойно в эфире прозвучал голос ведущего, если не ошибаюсь, командира полка полковника Михеева Анатолия Тимофеевича. Только с третьей команды Лециса командир полка понял, что работу им запрещают. До сброса бомб оставались считанные секунды. Девять тяжёлых бомбардировщиков с рёвом промчались прямо над генеральскими фуражками. 

    Из двух ударных групп Быховской дивизии бомбы сбросила лишь одна, но мимо цели. Девятка сверхзвуковых ТУ- 22 также «прохолостила». Руководство авиации было в шоке. Такого никто не ожидал. Ничем другим я не могу объяснить команду: «Всем производить роспуск, следовать на свои аэродромы». Мы к этому времени уже заходили на посадку. «Командир, как же они с боевыми бомбами садиться будут? Опасно ведь», - задал тогда ему вопрос его стрелок-радист матрос Саша Чекалин. Тогда во многих экипажах стрелками-радистами летали матросы срочной службы. То, что пришло в голову матроса, слегка с опозданием, пришло в голову и генералов. Последовала команда: «Отставить. Всем собраться в группы и следовать на повторный заход. Бомбы сбрасывать в обязательном порядке независимо от того попадаете на цель или нет». 

    Все, кто не сбросил бомбы, пошли на повторный заход. Я ещё успел заметить, вспомнил старик, как красиво на траверзе проскочила девятка ТУ-22. В результате – бомбы сбросили все. Но баржа осталась наплаву. Мы потом смотрели снимки. Бомбы падали слева, справа, за кормой, перед носом. Баржа от взрывов подскакивала, как мячик, но стояла, как заговорённая. И это без всякого зенитного огня и маневра. Сброшено более 150 тонн бомб, переглушено при этом сотни килограммов рыбы, и всё впустую. «Конфуз» был полнейший! Конечно, если бы бомба с моего самолёта не перебила якорную цепь, и баржа стояла поперёк боевого курса, - подумал старик, - авиация её бы всё-таки утопила, но это «если бы». 

    Выводы были сделаны следующие. Когда через три месяца в Германии проводились учения «Братство по оружию», в аналогичной ситуации баржу сразу начинили взрывчаткой. И она была взорвана, как только бомбы от самолётов ведущей группы показались из бомболюков. Баржа сразу затонула, и все остальные просто бомбами глушили рыбу « к генеральскому столу». 

    Главный же вывод:  их курьёзный вылет ещё раз показал - пора переходить к разработке высокоточного оружия и новых способов прицеливания, что и было сделано в последующие годы. С тех пор мы, участники этого вылета, считаем себя причастными к авиационной науке и «удивлены, что до сих пор сей факт не получил соответствующей награды в виде денежной премии». Про ордена и медали мы не говорим в силу нашей «скромности», но надеемся, что потомки не забудут тех, кто «двигал» авиационный прогресс вперёд или в сторону, что почти одно и то же! При этих словах старик улыбнулся и подумал, а жаль, что окружающая его публика в автобусе не знает, с каким «героическим» человеком им повезло ехать...

    На фото - "старлей" Василий Чечельницкий, он же впоследствии полковник и "Военный лётчик-снайпер" - да, не сразу "морские солопеды" становились "АСами!!!"