Кто в лесу хозяин?

Александр Жгутов
фото взято их Интернета

   авторы В.Бландов и А.Жгутов.

           Кто в лесу хозяин?
                Быль.
    Когда большая часть жизненного пути уже за плечами, есть о чём поговорить и что вспомнить со старым школьным товарищем. Если, конечно, есть такой школьный друг  и товарищ по парте.
    Несколько лет тому назад,  читая районную газету» Звезда», я вдруг увидел заметочку Любы Чернушковой об активном участии в сельской самодеятельности гармониста Бландова Владимира.  Вот так, исколесив полмира, спустя много лет после окончания школы, я  вновь обрёл своего  одноклассника. 
    Сейчас мы с Володей чуть ли не каждый день общаемся в Итернете, не запутываясь в его сетях. Однако, когда бывает возможность, то  встречаемся в наших родных с рождения местах.
   Как-то в 2016 году я заехал к Володе в его «летнюю резиденцию» в деревне Медвежье, Шекснинского района, где они с женой Галиной занимаются, исключительно для души и живота, и созерцания икебаны жизни, яблочно-цветочным огородничеством с картофельным уклоном.

 Во  время чайной церемонии в рукотворной беседке около дома мы разговорились о том, о сём и в частности, о нашем деревенском житье-«битье» в летнее время.  Затронули вопрос и о том, что «без хозяина дом сирота», который  постоянно в  хозяйском  догляде нуждается.   Вот  тогда-то Володя и поведал мне одну из своих  историй,  которая  могла стоить ему жизни.
      А дело было так:
    - К 1989 году  этот дом в  Медвежье, принадлежащий  матери  жены Володи,основательно скособочился и всем своим видом требовал ремонта.
      Время тогда наступало лихое, перестроечное, безденежное.  А, как известно, любое дело требовало того, чего у простых людей всегда нет-денег.
     Главные и первоочередные  проблемы по  началу ремонта дома  Володя, худо-бедно, но решил. Выписал в лесхозе  лес, потом в зимнее время с другом, моим одноклассником, Сергеем Саковым, вместе с их сыновьями, вырубили в лесу бревна. Трактором  вытащили  их из леса  прямо к дому. В марте бревна окорили, а в апреле, как только растаял снег, он с двоюродным братом жены Славиком  Касаткиным за два выходных дня сделали сруб в пять рядов с перерубом посередине.  Дело оставалось за небольшим;  заготовить в лесу мох для венцовых перекрытий,  а затем, домкратами поднять дом,  и подвести под него уже готовый сруб.
     А далее Володя мне рассказал приключившуюся с ним в лесу историю:
-В конце апреля, когда в лесу снег растаял, я пошел  искать место, где растет мох.  Вначале зашёл в лес в местечко Лабутино, что недалеко от деревни Красново, но там мха не нашел. Пошел дальше в лес через польцо  в Роденскую поскотину. Там в одном месте мох был, но выносить его до кромки леса оказалось очень далеко. Пошел дальше, места мне знакомые, пацаном ещё здесь грибы собирал. Лес конечно глухой и не все  в него забирались. В лесу стояла  тишина- птички ещё не пели.
  Так не спеша, через Роденскую поскотину, которая переходит в Крутецкую выгороду, я дошел до старой вырубки, на которой уже молодые елочки выросли. По  краям  вырубки заметил несколько больших муравейников, некоторые даже выше человеческого роста. Иду спокойно дальше без какой-либо опаски.  Только вышел я на вырубку, как  неожиданно услышал  страшный рев, а затем среди молодых елочек  показалась медвежья морда. Он видимо после зимней спячки только-только из берлоги выполз.
     Увидев ревущего зверя в каких-то пятнадцати метрах от себя с оскаленной пастью, сердце у меня в пятки ушло. Что предпринять, как спастись- нет решения. А между тем, четко понимаю, что бежать нельзя. Догонит моментально, за три прыжка, а там, как пить дать, сдерет скальп вместе с кожей и одёжей. Мелькнуло в воспаленном мозгу, на огромную ель рядом влезть, но опять же инстинктивно понимаю, что он меня и там достанет.
     То ли от страха, то ли  по интуиции, я тоже заорал что есть мочи, выломил толстый сук и начал им бить по веткам елки, не переставая при этом кричать.  Медведь рычит и я ору. Он ни с места и я стою, как замороженный, а сам по сторонам смотрю; - куда мне бежать в случае, если он на меня пойдет. Вдруг  вижу, метрах в трех- четырех в пожухлой траве лежит  смятое  ведро. Я схватил его начал стучать раз по ведру, а потом по веткам ели, не переставая при этом кричать. Это наше противостояние с ревущим медведем продолжалось минут пять, а может и больше.  Для меня время как будто остановилось.  Медведь, видимо ошалев от  какофонии  звуков, которые я создавал и моего орания, стал отходить как бы   мне за спину, и при этом не переставал реветь. Я тоже начал осторожно продвигаться к дороге, продолжая стучать по ведру и по деревьям.  Так я  вышел к польцу и по кромке леса дошел до Лабутина. Когда выбрался на поле к деревне, только тут бросил ведро и перевел дух.
    А медведь в это время тоже шел где-то рядом со мной и постоянно ревел, но на поле не вышел.
    В это время года  медведи  голодные. Они начинают рыться в муравейниках, чтобы очиститься от паразитов, скопившихся на нём за зиму. Раньше так близко в этих лесах я никогда  медведей не встречал. Правда, за полгода до этого, собирая грибы в местечке Гари, сквозь  кусты,  метрах в ста,  солнечным днем видел тени бегущей медведицы с двумя медвежатами.
     Выйдя из леса, я постоял немного, решая, что же дальше делать. За чем в лес пошёл  того не нашел.  Так в раздумьях, пройдя вдоль лабутинской опушки,  пошёл  уже по другой дороге через  Крутецкую выгородку и дальше  к деревне Астралиха, повернул направо к Лодыгинской выгороде и вышел к Березкину хутору, дальше на Рогалиху (  так называется местечко в лесу), Игнашкинскую , Селиванинскую и Пешковскую выгороды  и так дошёл до Конной выгороды, которая  недалеко от моей деревни Красново.
  На моём пути мох  мне попадался не один раз, но было далеко выносить.  Нашел я подходящий  мох в Конной выгороде, совсем рядом с дорогой.
    После встречи с мишкой прошёл по лесу больше пяти километров, но палку, которую сломал при встрече с медведем  я так и не выбросил.
    Когда я рассказал деревенским мужикам об этой встрече, которые по осени работали на полях около Роденской выгороды,  они сказали мне, что тоже видели медведицу с двумя медвежатами.
     С той поры прошло много лет, но когда собираю грибы в тех местах, всегда ощущаю холодок под сердцем и считаю, что мне тогда очень сильно крупно повезло. Подобных встреч с хозяевами леса у меня  больше не было и не дай Бог ни кому такой встречи.

    Мы с Володей выросли в лесном краю и лес для нас  с раннего детства стал своего рода учебником познания дикой природы. Конечно,встреча в лесу с таким смертельно опасным зверем и непредсказуемостью его поведения потребовала от Володи мгновенного, на интуитивном уровне, решения своих действий самозащиты,которые какафонией шумового эффекта и его криком ошеломили медведя и погасили его агрессивность.


                Постскриптум много лет спустя.

    Размышляя о благополучном исходе этой нежданной и  опасной встречи моего друга с медведем, я вспоминал  русские  сказки и рассказы бывалых охотников, и даже почитал  научные работы   об особенностях жизни медведей.
    И пришёл к выводу, что в данной ситуации медведь видимо не был готов к нападению на Володю. Для него встреча с человеком тоже оказалась неожиданностью.  Рёв медведя,вызванный  физиологическими особенностями его  организма, перерос в рык в связи с неожиданной встречей с человеком, и тоже явился защитной реакцией и предостережением.
   Дело в том, что во время спячки кишечник медведя продолжает работать,но в замедленном режиме.  Поэтому фекалии  у животного накапливаются, но не  в большом количестве, образуя «пробку».
    Весна – самое голодный период для медведя. Он в это время питается в основном растительным кормом. До начала активного питания медведь  сначала освобождается от этой плотной пробки, образовавшейся в прямой кишке в период зимней спячки. Поэтому, пробуждаясь, он ищет муравейники и поедает муравьев.
    Вот тут Володя оказался совершенно прав в размышлении о весенней жизни хозяина леса. Именно на это, как рассказал Володя,указывало всё дальнейшее поведение зверя.

   Грубая основа и муравьиная кислота  способствуют косолапому   освободиться от «пробки». А ещё в муравьях содержится цитраль (альдегид),  высокоэнергетическая добавка, которая активирует протеины. При употреблении муравейников медведи также избавляются от паразитов, так как муравьиная кислота  является хорошим средством защиты.
При освобождении  от сухой «пробки»  медведь  нередко от натуги сильно  ревёт, а выпуская газы ещё  и громко пукает.
   Вот я  и подумал, что если бы Володя около муравейников оказался  получасом позже, то вполне вероятно мог бы лицезреть картину « Мишка в муравейнике».
     В этом же реальном случае Бландов по всей видимости застиг  косолапого за его трудным занятием «по большой нужде».
   Но как говорится; что было–то было, а чему быть-того не миновать. Слава Богу и самому Владимиру, что всё обошлось благополучно, оставив на всю жизнь у Бландова болезненную отметину.

Собираясь в лес,  и стар и млад помните слова великого Пруткова Кузьмы Петровича:
«Будь настойчив в правом споре,
В пустяках уступчив будь,
Жилься докрасна в запоре,
А поноса вспять не нудь.»