Робот Вася

Папины Истории
- Кажется, впереди небольшая авария,  - сказал папа, забираясь обратно в машину. – Придётся ещё подождать.
- Ну вот... – разочарованно протянули ребята. – Мы уже два часа еле едем... Когда же мы будем на даче?.. Мама, наверное, волнуется...
- Надо ещё немного потерпеть, а дальше помчимся, как ласточки, - бодро ответил папа. – Может споём..?
- Мы уже всё спели, - ответила Варя.
- Тогда... – папа почесал нос. – Тогда поиграем в шарады, а?
- Уже играли, - ответил Серёжа. – Надоело...
- Тогда давайте все спать, как Степашка, - предложил папа. – Вот пример настоящего путешественника!
Ребята фыркнули, а Степа сонно приоткрыл один глаз, сладко зевнул и снова задремал. Ему снова снились Сосисочные пауки, и он не желал прерывать битву.
- Что ж, тогда нам остаётся только одно средство, чтобы скоротать время, - заметил папа.
- Какое, - вяло спросил Серёжа. – Опять загадки?..
- Нет...  – сказал  папа, лукаво глядя на ребят в зеркало заднего вида. – Я собирался рассказать историю...  Как вам такая идея?
- Отлично, пап, - сказал мальчик. – Только интересную!
- А когда это я рассказывал другие... - сказал папа, приняв обиженный вид.
- История, история, - обрадовалась Варя.  – А можно там будет говорящая птичка?
- Само собой разумеется, - охотно согласился папа. – Я как раз хотел рассказать историю, где полным-полно говорящих птичек.
- И там должны быть роботы, - вмешался Серёжа. – Ты никогда не рассказываешь про роботов!
- Ты удивишься, - усмехнулся папа, - но именно в этой истории они есть! Удивительное совпадение, верно?..
Ребята устроились поудобнее на своих сиденьях и приготовились слушать.
- В недалёком будущем, - начал папа, повернувшись к детям, - когда полёты на Марс и Венеру стали обычным делом, и многие школьники и их родители стали проводить свои каникулы на Сатурне, большие исследовательские корабли продолжали бороздить космос в поисках новых планет, пригодных для жизни человека. Понятное дело, что у людей были помощники – роботы, которые выполняли множество тяжёлой и скучной работы, позволяя учёным заниматься только исследованиями. Одним из таких роботов-помощников был и наш герой, и звали его Васей. Робот Вася был самой первой моделью роботов-помощников. Он был маленького роста и ходил медленно, потому что его ноги были слишком короткими и немного неуклюжими. Вася был очень добрым и мечтательным роботом, потому что в его создании принимали участие дети, и иногда его мечтательность мешала работе.  Он мог подолгу  любоваться необычным цветком вместо того, чтобы просто сорвать его и отнести на станцию, или внимательно изучать необычную букашку, хотя он и должен был вместо этого брать пробы грунта. Это создавало дополнительные трудности для космонавтов, но мягкий и кроткий нрав Васи всем нравился, и его не меняли на новую модель, несмотря на то, что та больше походила на человека и работала вдвое быстрей. Иногда Вася ломался и грустно звал на помощь людей, которые всегда находили своего друга и чинили. Так продолжалось много лет, в течение которых Вася побывал в самых различных местах нашей галактики. Он тонул в болотах, вяз в песках, падал с обрывов, а однажды его утащила в свою нору гигантская двухголовая ящерица, но в конечном итоге Васе удалось сбежать от неё и вернуться на корабль. Однако то, что произошло с ним на небольшой планете RQ-117-28, впоследствии получившей имя 2-я Южная, было даже для него в диковинку.
Исследовательский шаттл, как обычно, произвёл посадку в 7 утра по местному времени, и по старой традиции первым из него выполз робот Вася.
- Какой отличный воздух, - сказал он спустя пару минут. – Вы можете смело выходить без скафандров. Только не забудьте ваши дождевики, тут очень высокая влажность и вот-вот может начаться ливень.
Учёные вышли следом  и занялись установкой оборудования, а Вася отправился исследовать окрестности, прихватив большой контейнер для интересных находок.
- Только не забирайся далеко, - напутствовали его люди. – В такой чаще ты можешь запросто застрять. Вспомни Галилею...
- Хорошо, - ответил Вася, а сам подумал:
«Вот вечно они вспоминают эту Галилею... Можно подумать, что я специально тогда запутался в каменных лианах и повис над пропастью вниз головой... Я бы и сам отлично выбрался, если бы у меня не сели батарейки... Им давно пора поставить мне новые аккумуляторы, чтобы я мог отправляться в длительные путешествия, как современные роботы-помощники. Нужно будет обязательно в сто первый раз доложить об этом капитану...»
Вася не мог знать, что люди намеренно не ставили на него новые мощные батареи, так как боялись, что он забредёт слишком далеко и заблудится. В конце концов, он был только маленьким роботом-помощником первого поколения, оборудованным сачком для ловли бабочек и складным топориком. Всем было спокойнее, когда они знали, что Вася где-то неподалёку и его всегда можно разыскать по следам его гусениц.
 Меж тем ничего не подозревавший об этом «заговоре» маленький исследователь новых миров неспешно брёл меж экзотических деревьев, похожих на огромные ромашки, и любовался розовыми мхами метровой высоты. Время от времени он останавливался, чтобы полюбоваться удивительной формы листьями или поднять камень причудливой расцветки. Окружавшие его густые джунгли не казались ему опасными, к тому же чувство страха не устанавливали на первые модели роботов, и Вася беспечно разглядывал всё, что интересовало его большие глаза, над которыми какой-то шутник нарисовал фломастером длинные зелёные реснички.
Вася забрался довольно далеко, когда вдруг услышал за своей спиной чей-то возглас.
- Ой! Вы кто?..
Вася обернулся и, включив свою программу межгалактической вежливости, неспешно представился.
- Добрый день, друг мой. Я – робот-исследователь модель № 1. (Вася всегда говорил «робот-исследователь» вместо положенного «робот-помощник», так как это придавало ему важности.)  Если угодно, вы можете называть меня Васей. Мы прибыли на вашу планету с миром и хотим немного изучить её.  Могу я узнать Ваше имя, друг мой?
- Робот кто? – переспросила маленькая радужная птичка с четырьмя крыльями и длинным, слегка изогнутым клювиком. – Я не понимаю!
Птичка облетела Васю со всех сторон и с опаской покосилась на его сачок для бабочек.
- Я не причиню вам вреда, - успокоил птичку Вася и спрятал сачок. – Я - робот, ИСССИ, Искусственное Существо с Самопрограммирующим Интеллектом. Меня создали люди. Мы прибыли к вам с другой планеты и не причиним никому вреда. Если хотите, я могу показать вам наш звездолёт.
 Но птичке не хотелось смотреть на звездолёт. Она зачарованно разглядывала реснички над Васиными глазами и без умолку щебетала:
- Ой, ну надо же какие чудесные реснички! Они просто прелестные! Они просто бесподобные! Я никогда, никогда не видела таких чудесных ресничек!
При всей своей железной оболочке у Васи было нежное сердце, и от слов незнакомой птички оно растаяло.
- Благодарю вас, - пробормотал он, по-новому оглядывая свои реснички в специальное зеркальце, прикреплённое на его руке. – Мне никто не говорил, что они чудесные. Мне кажется, все даже немного посмеивались над ними... Конечно, я робот, и я не расстраиваюсь из-за этого, но всё равно большое вам спасибо. Как я могу вас называть, милая птичка?
- Птичка, - удивлённо переспросила птичка. – Что вы имеете в виду? Я не понимаю.
- На нашей планете живут существа очень похожие на вас, и мы называем их птичками, - объяснил Вася.
- Ну ладно, - ответила птичка, - вы можете называть меня птичкой, если хотите.
Так они подружились и проболтали почти два часа, пока Вася не опомнился и не заспешил обратно.
- Прошу прощения, Птичка, - сказал он, - но у меня ещё полно дел, а мои батарейки уже начинают разряжаться. Мне нужно спешить, чтобы всё успеть и вернуться на станцию.
- Очень жаль, - ответила Птичка. – Тогда до свидания.
- До свидания, - смущённо сказал Вася, и если бы роботы умели краснеть, то он наверняка сделался бы вишнёвым.
– Может быть... – пробормотал он, -  если вам не трудно... возможно, вы бы захотели... Давайте снова встретимся завтра и поболтаем ещё немного?..
- С удовольствием, - радостно прощебетала птичка. – Завтра в это же время.
- Да, - обрадовался Вася. – Я буду ждать вас...
Птичка упорхнула в джунгли, а Вася поспешил по своим делам, засовывая в свой контейнер всё интересное, что попадалось ему под руку.
«Какая милая птичка, - думал он всю дорогу и время от времени разглядывал свои реснички в зеркало. – И какая вежливая. Мне определённо нравится эта планета...»
Он вернулся на базу к вечеру, почти полностью разрядив свои батареи и неся полный контейнер всякой всячины. Сам капитан похвалил его за работу, но поставить новые аккумуляторы отказался, сказав, что их нет. Вася знал, что аккумуляторы есть, но если капитан говорил, что их нет, это значило, что их нет, и он отправился в мастерскую, чтобы смазать себе колени и подзарядиться. Уличив момент, когда вокруг никого не было, он взял со стола фломастер и обвёл свои реснички, чтобы сделать их ярче.
«Надеюсь, Птичке они понравятся, - подумал он. – Кажется, она очень симпатичная...»
Затем он подключил себя к розетке и, открыв на своей груди специальную панель, установил будильник на 7-00 и переключил тумблер с положения «Бодрствование» на «Сон». Его глаза закрылись, и Вася погрузился в дрему.
 - А разве роботы могут дремать?  - спросила Варя.
- Конечно, - ответил папа. – Все нужен отдых, даже и роботам. В это время они заряжают свои батареи, охлаждают процессор и занимаются мелким саморемонтом. Скажу больше, специально для своего любимца программисты с шаттла записали в его память несколько снов, и Вася при желании мог их смотреть. Там были сны про рыбок в Красном море, сны про Гималаи, сны про путешествие на воздушном шаре и даже небольшой сон про котят и щенков. Словом, Вася не скучал и проснулся утром свежим и с полностью заряженной батареей.  Как только открылся шлюз, он бодро вышел наружу и поспешил на встречу к своей подруге, попутно собирая различных жуков и интересные растения.
 Птичка прилетела точно в срок, и они снова принялись беспечно болтать, неспешно двигаясь вдоль опушки исполинского леса, забыв про всё на свете.
Птичка первая заметила опасность, но было уже слишком поздно. Она только успела испуганно пискнуть, когда огромный плотоядный цветок набросился на них, и в мановение ока они оба очутились в кромешной тьме.
- Мы погибли! – пропищала птичка, придя в себя. – Это ужасная плотоядная ромашка, которая нападает на зверей и птиц. Мы никогда не сможем выбраться отсюда живыми! Какой ужас! Какой кошмар!
- Мне кажется, вам не стоит так волноваться, - спокойно ответил Вася, включая маленькую лампочку на своей голове. – Уверен, мы сможем отсюда выбраться, а если и нет, то вечером люди спохватятся и пойдут на мои поиски и спасут нас обоих.
Птичка немного успокоилась и уселась на плечо Васи.
- А люди точно пойдут тебя искать? – спросила она. – Это же очень опасно. Эти ромашки здесь повсюду. Ах, почему я такая невнимательная?! Это всё из-за меня!
- Не переживай, - сказал Вася. – Люди легко управятся с ромашками. К тому же мы можем попробовать выбраться самостоятельно. У меня есть  маленький топорик и другие инструменты. Мы что-нибудь придумаем.
Вася вытащил небольшой исследовательский топорик и попытался разрубить стенки их тюрьмы, но они казались крепче стали, и вскоре топорик затупился.
- Ничего, - сказал Вася. – Я выпутывался ещё и не из таких переделок. Однажды меня утащила в свою нору огромная двухголовая ящерица, но я прорыл ход наружу и сбежал. Тебе определённо не стоит волноваться, мы обязательно спасёмся.
Вася вытащил другие инструменты и попробовал пробурить, просверлить, а затем прожечь стены вокруг, но опять потерпел неудачу. С каждым провалом птичка всё больше грустнела и в какой-то момент расплакалась.
- Нам никогда не выбраться отсюда, никогда! –громко всхлипывала она. -  Мне так жаль, что из-за моей неосмотрительности ты попал в ловушку. Мне так жаль, так жаль!
- Не печалься, Птичка, - утешал её Вася. – Через час начнёт темнеть, и люди спохватятся меня. Они сядут в большой вездеход и поедут по моим следам, и очень скоро мы будем свободны. Потерпи ещё немного, а я пока попробую полить эту хищную ромашку кислотой. У меня, кажется, осталось ещё немного в одном из флакончиков...
Но кислота также не подействовала на ромашку, и друзьям ничего оставалось, как только надеяться на  помощь снаружи. Вася сел и выключил лампочку для экономии. Их пещерка погрузилась во тьму, и они принялись  ждать людей, но час проходил за часом, и никто не появлялся, а затем они вдруг услышали, как снаружи что-то ужасно загрохотало, а после заколотило по потолку и стенам их тюрьмы.
- Это гром и град, - объяснила птичка. – Знаешь, я даже немного рада, что  мы сейчас внутри... Этот град такой крупный, что все обитатели леса, даже гигантские усатые броненосцы, прячутся от него. Очень опасно оказаться в такую погоду снаружи...
- Ничего, - сказал Вася. – Град когда-нибудь закончится, и люди придут за мной. Всё будет хорошо. А пока, птичка, тебе стоит поспать.
Птичка послушалась совета Васи и уснула, и теперь он один слушал, как бушует стихия, размышляя о том, что дождь наверняка смоет все следы и люди не смогут его отыскать.
«А ещё, - думал он, - моя рация не хочет работать. Наверное, это из-за грозы, а может, потому что стенки у ромашки очень толстые... Как жаль, что бедная птичка угодила в эту ловушку... Она такая милая...»
 Под утро шторм стих и проснувшаяся птичка встрепенулась.
- Слышишь? - сказала она. -  Снаружи стало тихо. Люди скоро придут за нами, верно?
- Верно, - ответил Вася. - Они наверняка уже начали поиски. Нам просто нужно ещё немного потерпеть.   
 Люди и в самом деле давно искали Васю. Несмотря на ужасный град, вездеход полночи  колесил по округе, пока ему не разбило все фары, и он не был вынужден вернуться на базу. Вася не выходил на связь, и сигнал бедствия тоже не работал,  и экипаж решил, что он тоже попал под град размером с апельсин, и у него что-то повредилось. Им и в голову не могло прийти, что на Васю напал цветок, больше  похожий на крупное дерево. На рассвете вездеход вновь отправился на поиски и дважды проехал недалеко от узников, которые слышали его рокот и громко кричали, но их не было слышно.
 К концу дня оба товарища по несчастью очень устали. Васины батарейки разряжались всё больше и больше, а птичка, которая не ела с прошлого утра, печально хохлилась на плече у робота и горестно вздыхала.
- Это я во всём виновата... Это я... прости меня, Вася...
Неожиданно, Вася вспомнил, что у него есть контейнер, в который он складывал всякую всячину по пути на встречу с птичкой. Он снова зажёг свет, который уже еле горел и показал содержимое ящикам птичке.
- Посмотри, - устало сказал он, - может быть, тут найдётся что-нибудь для тебя...
Птичка радостно пискнула  и вытащила наружу небольшую веточку с ярко-оранжевыми ягодами.
- Это же мои любимые ягоды! – защебетала она. – Они очень сладкие и сочные! Это так мило, что ты их принёс...
Вася смутился, и хотел было объяснить, что он сорвал их случайно, но птичка не давала ему вставить ни единого слова.
- Смотри, смотри, что я нашла! – вдруг закричала она, забыв про ягоды. -  Смотри! Вот так  удача! Почему же ты молчал, что у тебя есть жук-бурильщик?! Ура, мы спасены! Понимаешь, мы спасены!
- Почему? – удивился Вася, разглядывая в гаснущем свете крохотного красного жучка, который с любопытством шевелил усиками. – Что в нём такого особенного?..
- Это жук-бурильщик, - стала объяснять птичка. – Они маленькие, но когда их становится много, то они способны прогрызть изнутри даже исполинскую ромашку.
- Но на это уйдёт много лет, птичка, - сказал Вася, чувствуя, что его батареи окончательно разряжаются и свет меркнет. – Мы не успеем... Мне жаль...
- Да нет же, - нетерпеливо перебила его птичка, - всё дело в том, что...
Однако Вася больше не слышал её. Его батареи полностью разрядились, и он погрузился в глубокий сон. Последнее, что он помнил, это радостный щебет птички и какой-то скрип, похожий на открывающиеся ржавые ворота.
Папа обернулся и, убедившись, что машины впереди него по-прежнему стоят, продолжил свой рассказ.
 - Вася очнулся на станции. Вокруг него стояли взволнованные члены экипажа, и когда он открыл глаза, все облегчённо вздохнули и заулыбались.
- С возвращением на шаттл, Василий, - приветствовал его капитан. – Как самочувствие? Всё работает?
- Всё отлично, спасибо, - ответил Вася, немного подумав  и повертев головой. – Что случилось? Как вы меня нашли?
- О, - засмеялся капитан, - это было не так-то просто, и если бы не твой друг, кто знает, не пришлось бы нам заказывать нового робота...
- Мой друг, - удивился Вася. – Но кто?
- Да вот же он, - ответил капитан, показывая на птичку, которая скромно сидела в углу ремонтной мастерской. – Это она показала нам озеро, где ты утонул.
- Озеро? - изумился Вася. – Но я не тонул в озере.  Мы попали в плен к хищной ромашке. И кстати, Вам следует держаться от них подальше, они опасны.
- Да, да, - сказал капитан, - мы всё знаем. Эти ромашки оказались невероятно коварными. Хорошо, что ты первым попал к ним в плен, и теперь мы знаем, как нам с ними управляться. Ни кислота, ни огонь, ни сверло не берёт их, но всего один маленький жучок способен до смерти напугать их.
- Но как? - спросил Вася. – Разве такое возможно?
- Как выяснилось, - объяснил капитан, - у этих ужасных растений есть только один враг – крохотные жучки-бурильщики. Они проникают внутрь растения и образуют там огромные колонии, которые год за годом вгрызаются в стальную древесину и в конечном итоге побеждают гигантов. Ромашки настолько боятся этих крохотных дровосеков, что как только чувствуют, что хотя бы один подобный жук попал внутрь, сразу же выплёвывают его вместе со всей добычей. Соответственно, после того как ты отключился, а птичка вытащила жука из контейнера, ромашка немедленно выплюнула вас с птичкой наружу!  Ты пролетел целых тридцать метров и упал в небольшой пруд неподалёку, и только помощь твоего нового друга помогла нам найти тебя. Мы прицепили к тебе трос, вытащили на берег и отвезли на корабль. Правда, у тебя немного пострадали ноги, но наш инженер поставил тебе новые суставы, так что теперь ты сможешь даже бегать. И ещё...
Капитан деланно нахмурился, видя ухмылки на лицах членов экипажа.
- Я случайно обнаружил у нас на складе новые батареи, и мы установили их тебе взамен старых.  Теперь ты можешь работать несколько дней без подзарядки, и нам нет нужды брать новую модель робота.
- Спасибо большое, - ответил Вася, разглядывая свои новенькие сияющие колени и аккуратные батареи. – Теперь я смогу быть настоящим роботом-исследователем.
- Совершенно верно, - подтвердил капитан. – И у меня уже есть для тебе первое задание, - ты должен будешь разведать дорогу для нашего вездехода до того места, где селятся говорящие птицы. Нам нужно о многом поговорить с ними. Они самые разумные существа на этой планете.
- Я готов отправляться немедленно, - ответил Вася, пытаясь встать на ноги.
- Нет, нет, - сказал капитан. – Тебе нужно ещё немного подзарядиться и поменять масло, поэтому я приказываю тебе отдыхать. Ты отправишься в путь завтра утром, а пока мне кажется, что вам есть о чём поговорить...
С этими словами, члены экипажа удалились, оставив друзей наедине, и они болтали до самого утра, а затем вместе отправились в дорогу навстречу новым приключениям.
- Папочка,  - вдруг сказала Варя, – а все уже уехали...
- Что? Кто? – подпрыгнул на сиденье папа и, обернувшись,  спешно начал заводить мотор. – И когда это они только успели, а?
- Просто у них новые модели роботов, - засмеялся Серёжа.
- Ничего, ничего, - бормотал папа, судорожно дёргая рычаги – Наш робот, конечно, не самый новый, но когда я установлю новый аккумулятор и сменю масло, он будет ходить не хуже этих блестящих «задавал».
Наконец, после нескольких попыток, мотор чихнул и взревел.
- Ага! - закричал папа, победно поправляя сползшие на нос очки. – Сейчас мы им покажем. Держитесь крепче,  потому что я собираюсь нагнать их, и никакие исполинские цветы не смогут мне в этом помешать, даю вам честное межгалактическое слово. Вперёд!