физиогномистка-3

Лозовский Роберт
/Плохой-хороший человек.../

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так...
    /В.С.Высоцкий/

Анна:-
 Утром, когда я зашла в цех, настроенная на серьезный разговор, случилось нечто, остудившее мой пыл.
 Территорию РСУ, где находилась столярка, освобождала от бытового мусора старушка-армянка, едва понимавшая по-русски. Со слезами она что-то пыталась об'яснить Роману, ни бельмес не понимавшего ее винегрета слов. Напрягши чуть-ли не генетическую память, и разобрав, что за беда приключилась у всхлипывающей бабушки, я с грехом пополам об'яснила ему:-
-Она говорит, что одна из ее собак упала в сточную яму, и просит вытащить оттуда несчастного пса...
 
 Яма оказалась глубоким бетонным отстойником у Подкумка. Здоровый, черный кобель, уже едва живой, слабо бултыхался в темной, вонючей жиже. Роман перегнулся через плиту перекрытия, ухватил животину за шкуру, вытянул его из ямы, и перенес к бабушке под навес. Старушка полезла обнимать-целовать грязно-мокро-вонючего спасителя лохматого четвероногого, приговаривая:-
 -Апрес, синоок! Ти - харощий чалавээк!
Роман смущенно уворачивался, как мог...

-Будь бабуля помоложе, ты был-бы наверное более отзывчив!?! - не удержалась я от шпильки.
-Да, геронтофилия,- не мой конек!- парировал он с усмешкой, направляясь в раздевалку.

 Кофе Роман варил необычно,- кипятильником. Напиток был с пригоревшим привкусом, но бодрил и согревал. Это было главное.
-Пожалуй бабулька права. Ты,- хороший!- хлебнув подслащенной горечи резюмировала я, и удивилась перемене в его лице.
-Пожалуйста, не говори мне больше этих слов!- с бледно-каменным лицом, почти бесцветным голосом попросил он. Но быстро взяв себя в руки, как-то вымученно-иронично улыбнулся,- И потом, нам-ли с тобой, "прошедшим Крым и Рым", мыслить категориями <хороший-плохой>?
-Разумеется ты прав. Один и тот-же человек может оказаться и таким и сяким. Но каких-то качеств в нем проявляется больше, отсюда и оценка...
-Хорошо, давай посмотрим?! Представь себе, что ты поймала старт-ап! И, чтобы раскрутить многообещающую тему, влезла в долги, взяв кредит у какого-то полукриминального авторитета. (Больше негде было срочно достать нужную сумму)
Тема 100%-ная, но в какой-то момент, схема дает сбой. Подвели партнеры, или другие форсмажеры. Ты вовремя неможешь рассчитаться с кредитором, а сумма вполне внушительная. Ситуация угрожающая. Можно потерять все, вплоть до здоровья. Но у тебя есть <палочка-выручалочка>,- хороший друг в моем лице, который располагает нужной тебе суммой, отложенной <на черный день>... И вот тут вариация:- если я дал тебе деньги, то оказался <хорошим>, если не дал,-<плохим>?
 -Предположим. К чему клонишь?
 -К тому, что выйдя от меня с деньгами, ты можешь быть ограблена-покалечена, и, лежа на больничной койке, уже не думать что я <хороший>!?! К тому-же долг увеличился вдвое, а проблеммы,- втрое-четверо, и реальных возможностей решить их,- нет. Ты надолго прикована к койке...
 -Мрачно. Но реалистично вполне...
 -Можем и высветлить картинку: - Ты ушла с деньгами, и... Ничего не случилось... Буквально ничего... Напрасные ожидания ничего не принесли. Тема прочно увязла в чьем-то нежелании работать. Пора расчитываться по долгам. Денег нет. Я - твой кредитор... Кредиторы бывают хорошими только забывая о должниках, или умирая. Память у меня хорошая, здоровье крепкое, дорогу перехожу только на зеленый... Вряд-ли я <хороший> человек...
 -Переходи к альтернативе. Она ведь есть?
 -Ты ушла от меня без денег. Я - однозначно <плохой> человек... В отчаянной решимости ты встречаешься с кредитором, и, как человек рациональный, предпочитающий результат, а не тусовку, вникнув в тугу печаль твою, он дает тебе отсрочку, и даже подключил свои связи, чтобы сдвинуть твой бизнес с мертвой точки. Ты вкалываешь как негр на плантациях, и, через месяц, расчитавшись по всем долгам, остаешься в хорошей прибыли и с раскрученным бизнесом, но при встрече не подашь мне руки...
 -Хотя должна быть тебе благодарна? Так? Где-то я такое словоблудие уже встречала...
 -Старая примочка. Я содрал ее у Рюноскэ Акутагава. Новелка называется <В чаще>...
 -Хорошо... Но при чем тут ты, и категории <хороший-плохой>?
 -Давай продолжим потом. У нас еще много работы...

 Я зачищала отфрезерованные Романом детали своих будущих стульев, размышляя о сюжетных вариациях, обрисованных Романом, и, исподволь любовалась, как ловко он крутит в руках нелегкие буковые плахи, обрабатывая их на станках. Грозно гудящие станки послушно стригли твердое дерево... Лицо его было задумчивым, но мысли явно были далеко от рук... Мимика менялась от сосредоточенных размышлений,(сморщенный лоб, суженный прищур глаз), через холодную ярость,(усмешка одним углом рта, раздутые ноздри), до явного чувства боли... И как он не боится думать о постороннем, работая на таких опасных машинках?!..

Через пару часов с зачисткой было покончено, и я, с удовольствием распрямив плечики, не дала себя долго уговаривать на очередную чашку кофе, направляясь к бытовке, нащупывая в кармане диктофон...
 Роман встретил меня хитроватым прищуром полуулыбки и дымящейся чашкой бурой жидкости. Сделав пару глотков, он закурил, и посмотрел куда-то в даль сквозь меня... (Нелюблю, когда он так делает! Чувствую себя пустым местом, и поеживаюсь!)

 -Давным-давно, в начале лихих 90-х, я, как и многие спортсмены, нашел для себя применение в несовсем законном, но доходном предприятии,- помогал отчаявшимся кредиторам возвращать долги... Вобщем-то это было совсем незаконно, но я, как Остап Ибрагимович, чтил уголовный закон, и черту не переступал. Это было маленькое шоу:-
Под'езжал с парой накачанных ребят к должнику на приличной иномарке,(нанимал бомбилу, снимая фишку с крыши). <Бычки> даже не догадываясь, за что им платят, охотно светили мускулатуру, стоя возле машины. А я, в это время, вежливо рассказывал должнику об элементарной порядочности, и прочих общепринятых понятиях.
Ни одного сбоя небыло. Через 2-3 дня звонил счастливый кредитор, и, при встрече, отлистывал мне оговоренную сумму. От клиентов отбоя небыло. Но все когда-нибудь заканчивается... Прокололся на глупости напарника-земляка, которого, пожалев, подтянул к своей кормушке. В первые-же дни он вляпался в явную подставу, и мне, чтобы <не потерять лицо>, пришлось выгребать за двоих...
Я выгреб. Должник расплатился. Но... уголовка не дремала, прихватив под белы рученьки слабое звено,- напарника, проехав ему по ушам, что я давно у них в кутузке, и красиво спел с листа все песни. Так что,- лучше ему тоже не молчать...
Бедолага труханул-повелся и запел...
На следующее утро, чуть-ли не с постели <пригласили> и меня, пред'явив всю партитуру...
Я отбивался как мог. Даже добился условного срока для этого слабака. Но самому пришлось-таки познакомиться поближе с <Крестами>...
За почти два года экскурсий по галерам и хатам, перезнакомился с массой очень разных людей. Хватало и <отпетых> и просто запутавшихся...
Однажды, уже перед этапом на лагерь, в пересылочной хате, встретился мне молодой качок. Среднего роста крепыш отжимался от кружечки больше 15 раз! Дури в нем хватало. И глупости молодой тоже... Как-то раз он сконфликтовал на бытовой почве с мужиками, и все как один настроены были <поставить его на лыжи>. Это было чревато для Костика серьезным падением по социальной лесенке в асоциальной среде. <Цыганская почта> в тюрьмах и лагерях была неплохо налажена, и <шила в мешке не утаишь>.. Впрочем,- кому я это говорю!..
Тогда я пожалел пацана и заступился за него, взявшись молодому-глупому раз'яснить его неправоту. Мужики поворчали, но отступились, предупредив меня, что это <в последний раз>, и <все-равно этот бычок ничего не поймет!>..
Костик вроде-бы меня услышал и понял, но буквально через день повторил прежнюю глупость... На мое вежливое:-<Так нельзя, парень!>, он вызывающе брякнул:-<А мне по-хрен!>...
 Несмотря на состояние холодной ярости, я заметил ехидные взгляды сокамерников. Взяв наглеца за глотку как в клещи, я двинул его пару раз головой о дверной косяк, потом швырнул его центнер веса через пол-хаты так, что он спиной сломал унитаз... После чего я сам постучал в дверь, и попросил контролера убрать из хаты это чмо!
Держащегося за спину Костика увели. На вопросы оперов я честно ответил, что единолично разобрался с хамом, и пояснил за что.
Наказания не последовало. Унитаз заменили. А уже вечером в хату пришла <малява> от соседей, куда перебросили <бычка>, с вопросом,- что за беспредел у нас творится?!
Я ничего писать не стал. Ответили мужики, после чего Костика выломили и оттуда. Судьба его была решена, и вскоре мы увидели Костика в баландерской бригаде...
Моя злость давно прошла, и мне откровенно жаль было пацана. Я буд-то чувствовал, что мой поступок ему аукнется большими неприятностями. Так оно и вышло. В бригаде баландеров он тоже не удержался, и вскоре мы встретились в лагере.
 Мне в лагере предложили интересную работу,(благодаря давним навыкам), и я оказался всеми востребованным, нужным человеком. Костику-же, сразу по прибытию, дорога была лишь в лагерные шестерки, у блатных на подхвате..
В помощи, да и просто в беседе по душам под кружечку чифирка,(терпеть его ненавижу!),- я никому не отказывал. Заходил ко мне и Костик, и я очень скоро узнал его непростую и глупую историю...
 Костик был женат <по залету>, но вскоре после регистрации случился выкидыш, и врачи очень скептически рассматривали перспективу деторождения молодой супругой. Девочка неплохо потаскалась, и, аборт за абортом, износила свой организм...
Семейная жизнь несложилась, и он перестал спешить домой после работы к больной матери и молодой мегере, все чаще давая себя уговорить знакомым,(старым, новым и случайным), отметить что-нибудь в ближайшей забегаловке. Однажды в такой компании он встретился глазами с девченкой, и понял, что ПРОПАЛ!.. Она выглядела так, что было непонятно,- как она оказалась в этой сомнительной компании, в обществе товарища, явно не джентльменского покроя! Костик тоже ее заинтересовал. Но их переглядки не остались незамеченными <кавалером> девушки, и он не нашел ничего лучше, как отвесить ей пощечину! Тогда Костик врезал уроду, да силушку не расчитал,- сложный перелом челюсти в трех местах, плюс тяжелое сотрясение мозга... Результат,- 2г.6мес. общего режима...
 -Еще легко отделался!
 -Да, Анют, тогда кодекс был помягче... Но не люди... Жена, едва узнав о случившемся, оформила опекунство над его матерью. Потом развелась с ним. А вскоре началась ваучеризация-приватизация и прочая обормотизация, и эта шустрая дамочка сумела провернуться, и оформить Костика двушку на себя... Смутные были времена...
Однако девченка, за которую Костик заступился, не забыла, не бросила его, и вскоре они расписались чин-чином. После первого-же свидания, примерно через месяц, девченка почувствовала, что пора готовиться к материнству! Пацан просто летал на крыльях! Лишь одно омрачало его мысли,- поведение бывшей жены, и скорую необходимость решать непростую задачу, расхлебывая заваренную ею кашу. Даже его неприглядный статус <лагерной шестерки> его не так занимал. До <звонка> оставалось меньше полугода. Как мог я его поддерживал. (Семейные ценности и для меня не пустой звук.) Иногда консультировал его, почитывая разную литературу, но чаще обучал его приемам самообороны, которые когда-то помогли самому выжить в непростых ситуациях,(и тот, которым швырнул его как пушинку - тоже..)
Пацан менялся на глазах! Это был уже не тот глупый, самоуверенный хам, сломавший спиной унитаз! Я искренне радовался за него, как за младшего брата!
Но <и на старуху бывает проруха>! Случилось мне тогда (на мою беду!) влюбиться в девочку легкого поведения.(Откровенно - путану...) Я буд-то разум потерял! А девочка, принимала мои ухаживания, делая вид, что не понимает глубины и искренности моих чувств, развлекаясь в постельке с молодым лейтенантиком из роты охраны... Ничего не понимая,(<не догадалась> она мне просто признаться, что я ей ненужен), я ловил то ехидные то сожалеющие взгляды некоторых сотрудников, и снова звонил ей и писал многолистовые письма!
Вскоре юный адонис в погонах получил хороших тумаков от моих друзей-учеников, под'езжавших перекинуться с учителем парой слов через забор, и меня, чтобы не мешал <сладкой парочке> развлекаться, упаковали в Помещение Камерного Типа,(<под крышу>, как там говорят). Долго меня там парили. Даже институтскую сессию пришлось там сдавать...
 (От скуки я тогда организовал массовое поступление в Северо-Западный Политех сотрудников и осужденных колонии)
 Раз в две недели была <профилактика преступлений>. Под крышу заводили отряд двухметровых мордоворотов в полной защитной амуниции, и пропускали всех арестантов дубинками через строй... Но даже эти побои меня не так печалили, как неизвестность,- как там Любимая?! Получила-ли мои письма?! Почему задерживает с ответом?!..
 В это время меня по работе замещал один дилетант, которого я не успел толком ничему обучить, и однажды меня вызвал к себе зам.начальника с вопросом:-
 -У тебя есть проявитель?
 -А зачем он мне, гр. начальник? Вон, в лаборатории его целый сундук!
 -Незнаю. Тот, кто тебя замещает, сказал, что он у него кончился. Пойди, разберись, и помоги ему сделать с'емку!

Удивленный, я заглянул в лабораторию, и поначалу долго и дико ржал! Этот лопух не сообразил, что состав проявителя для пленки и бумаги одинаков, только разной концентрации. Разведи 1;4, и получишь желаемое!.. Полный сундук! Пользуйся!..
 -Кого снимаем?- отсмеявшись спросил я обескураженного стажера.
 -Незнаю. В душевой обрубочного цеха на промзоне кто-то висит...

 Это была грустная проза жизни тех мест. Время от времени кто-то не выдерживал окружающих реалий, долгого срока впереди, и ожидающей за колючкой неизвестностью,- сводил счеты с жизнью. Иногда выбрасывались из окна 5-этажного барака,(невскоре администрация догадалась забрать окна решетками), но чаще вешались...

Груженные осветительной аппаратурой, мы зашли в душевую. И тут мне впервые стало нехорошо! На веревке, привязанной к трубе, в одних трусах, чуть покачиваясь как маятник, висел Костик!!!...
До звонка ему оставалось меньше 3-х месяцев! До рождения ребенка,- столько-же...

Обратно в ПКТ меня сопровождал один из контролеров, за которого я писал экзаменационную работу на вступительных в Политех. На мой вопрос,-<Как это могло случиться?!>, он тихо поведал:-
 -Я тебе ничего не говорил! Примерно неделю назад, Костик помогал принять переброс с воли. Одна <бандероль> почему-то не перелетела запретку, и он не смог его достать. Если-б попытался, получил-бы автоматную очередь с вышки. Блатные его тогда подтянули, и заявили, что в <бандяке> было 300т. <общаковых> денег, и теперь он должен их возместить. <Общак> - это святое!.. Туфта все это! Я видел тот <бандяк>,- пустышка из свернутой бумаги!..

Вскоре, выйдя ненадолго из ПКТ, я встретился с опером, который чисто по человечески мне симпатизировал.
 (Однажды, не подозревая с кем говорю, я отозвался о нем его будущему начальнику, как о настоящем профессионале, порядочном, интеллигентном человеке. Это так и было. Через неделю его перевели с повышением в управление, но он помнил добро, и даже оттуда умудрялся меня не раз выручать!)
 На мой вопрос о Косте, он подтвердил прежнюю информацию, дополнив ее просто кошмарными подробностями!
 Для <погашения долга>, Костю <убедили> подписать бумаги, согласно которым он толи подарил, толи продал квартиру бывшей жене! (Понятно, откуда ветер подул. Но как?)
 Чуть погодя, те-же <блатные> мерзавцы, снова вызвали Костика, и заявили:-
 -"А ты оказывается <лесбиян>?! Твоя бывшая о тебе много интересного рассказала!"...
 -Это дело каралось в криминальной среде сама знаешь чем! Но просто переводом в <петушатник> для Костика это не обошлось! Те гады, которые творили свой беспредел, отлично знали, что <по понятиям>, от слов женщины отталкиваться нельзя, решая судьбу арестанта. И рано-ли поздно-ли, этот беспредел выплывет наружу. А за это уже можно ответить самим, перед авторитетами той среды. (Особенно, если это кому-то окажется выгодным).
 -Ты не прав, Роман! А Сонька Золотая Ручка?! К ней ведь прислушивались?!
 -История знает много таких, как Сонька. Но еще с незапямятных времен, было замечено, что женщине опасно верить не потому, что она склонна к предательству. А лишь потому, что ее легче склонить к этому! Почитай историю борьбы Шамиля! Он очень уважал женщин, принял наказание за свою мать,(<Пока я жив,- никто не тронет мою семью!>), но учил своих мюридов не доверять женщине опасные тайны. Угроза ее детям,- развяжет язык женщине... И много еще чего... Но сейчас не об этом.
 Тогда, у тех подонков был только один выход, чтобы избежать в будущем возмездия. Словам <петуха> веры нет, как и словам женщины... Костика толпой избили-заломали, и так-же хором изнасиловали...
Если-б только я не парился тогда под крышей, из-за своей идиотской, уродливой любви к той, кто просто надсмеялся надо-мной, я сумел-бы Костику помочь! 300 тысяч тогда была невелика сумма! Мне-б ее предоставили друзья в течении суток! А с пред'явой основанной на словах его жены,- вообще небыло-б проблем! Хватило-бы пары звонков уважаемым в той среде людям, и все заткнулись-бы! Но увы...
 Администрации результаты расследования <портили показатели>, и, <положив козырь в рукав>, для будущей успешной работы с этими беспредельщиками, пацана списали в психически неустойчивую категорию суицидников...
Спустя какое-то время, чудом задержавшись на несколько дней вне стен ПКТ, я опять купил себе городскую связь, надеясь вызвонить куда-то пропавшую любимую, и просто обзванивая друзей-подруг...
Однажды вечером раздался страный звонок:-
 -Але! Привет, молодой-красивый! А давай я тебе сыночка рожу!?!
Голос был нестарый, и явно нетрезвый. Ситуация меня и насторожила, и насмешила. Сведя разговор к шутке, и свернув его, я, на следующий день узнал у телефониста, что раньше он (так-же нелегально разумеется), подключал-продавал этот номер тем самым беспредельщикам, уничтоживших Костика!
Спешить с выводами я не стал, позволив любвеобильной сучке увязнуть в интересе к обладателю приятного голоса и т.п.  Подтверждения догадкам появлялись одни за другими. Но даже окончательно убедившись в их правильности, я не спешил с выводами, и принятием решения. Оно пришло после ее нетрезвой тирады:-
 -<Старая ведьма скоро крякнет, и мы заживем! А надо будет,- мы ей поможем!..>
 Вот тогда я ее и приговорил...

 Долго сказка сказывается, но вскоре мы встретились.
 Я увидел полупарализованную мать Костика, так и не дождавшуюся сына из-за ....
 Рыжая маленькая бестия исполнила для меня все любимые танцы в постели, а спустя какое-то время, она погибла в кабине лифта <собственной> многоэтажки... Думаю, что опера с ног сбились ища какого-нибудь наркомана, позарившегося на содержимое ее сумки... (Не знавшего, что в кармане она носит гораздо большие суммы.)
 Перед от'ездом из города, я позвонил вдове Костика,(к тому времени она уже родила здоровенького сына), и, не называясь, сообщил, что ее свекровь нуждается в ее срочной помощи, оставшись совершенно одна!..

 -Вот теперь суди сама,- применимы-ли здесь привычные, удобные штампы, типа <хороший-плохой>?

Я незнала, что ему ответить, но чувствуя, что пауза затянулась, выдавила из себя лишь банальное:-
 -Ты не Господь Бог, чтобы наказывать и карать!..
 -Ну почем знать,- может кому-то из нас суждено послужить орудием в руках Господа, чтобы остановить зло, а потом ответить за грехи свои на Божьем суде?!..
Ладно... Выключай диктофон, и пойдем, потрудимся для разнообразия...
 -Ты-ы зна-ал!?! - возмутилась я...
 -Догадался еще в прошлый раз. Моя рубаха красиво облегает твой высокий бюст. В левом нагрудном кармане явно лежит что-то большее по размерам, чем зажигалка, и меньшее, чем пачка сигарет. Ни того ни другого ты не пыталась оттуда достать, а при разговоре держишься ко мне левым боком. Заходя в бытовку, и выходя из нее, ты стараешься <незаметно> что-то нащупать в кармане... Достаточно логики?
 -Теперь я понимаю, почему ты одинок!- не удержалась я от укола...


 -Роберт, я уже не знаю, как относиться к этому человеку! Он мне интересен. Но порой пугает! Одновременно хочется быть рядом, и...как можно дальше!..
 -Пока ты не умудришься <насыпать ему соли на хвост>, тебе нечего его опасаться!..

(-Хорошо-бы еще точно знать, о какой <соли> речь!- подумала я прощаясь.)

 -<Порядочность,- даже в самой глубокой своей непорядочности!>- почему-то вспомнилось услышанное от опасного столяра. Да-ужжж! С такими резиновыми рамками морали, можно оправдать любые свои поступки! Нет, я, конечно, тоже "не подарок"! Но так хладнокровно, я-бы не смогла! Или смогла-б? А если-бы речь была о моих детях? (Тьфу-тьфу!!!)
 Вобщем... запуталась...
Я шла неспеша по бродвейчику, а в голове все звучал голос странного человека:-

 -Простите мне, что жил... Живу...
Что песни пел... В долги влезал...
Что рвал цветы... Топтал траву...
За то, что много потерял...

 Простите мне, что не копил,
<На черный день>, и <про запас>!
Что слишком искренне любил!
За то, что Бог не спас!

Простите все и навсегда!
Мои грехи и добродетель!
Мои прожитые года!
И те, что впереди мне светят!

Простите мне, что жил как жил!
Простите-же! ..Как я простил...