Самый сложный жанр...

Анатолий Шуклецов
Писать эпопею – дело чрезвычайно трудное и сложное. Одно обдумывание плана такого художественного сооружения, как эпопея, требует исключительного напряжения от писателя. В эпопее, как правило, фигурирует не одна сотня лиц, затрагиваются почти все сферы государственной и частной жизни. Художник слова, становясь историком, обязан стоять на высоте учёного и одновременно ни на минуту не отрешаться от своей натуры художника, то есть он должен перевоплощаться в людей далёкой эпохи, жить их жизнью, следить за всеми их переживаниями и настроениями, живописать их чувства, быт, мечты, надежды. Если в том или другом романе или повести достаточно показать жизнь одного героя или десятка людей, семьи, в эпопее приходится изображать жизнь целой армии, страны, народа. Сергей Сергеев-Ценский. // «Тихий Дон» Михаила Шолохова: 710 действующих лиц, из них – 170 реальных исторических персонажей. // Писать роман – значит, жить вместе со своими персонажами. Здесь положись на себя: маленький ты человек – и люди в романе маленькие. Трудная вещь искусство. Романом ты держишь экзамен на Человека. Алексей Н.Толстой. // Люблю именно роман, как форму самовыражения; с множеством героев и горячкой событий. Ненавижу чахленькие книжечки, посвящённые ковырянию автора в интимной психологии героев, удручённых жизнью. Обожаю книги, где действия – как взрыв глубинных бомб! Валентин Пикуль. // Роман – самый сложный литературный жанр. Это сложное архитектурное сооружение. Дворец с множеством интерьеров, с галереями, анфиладами комнат, зимними садами, чертогами и подвалами, желательно даже с потайными подземными ходами в ближайший овраг. Там не просто жизнь героев, а жизнь тех или иных идей, воплощённая в действие героев. Владимир Солоухин. // ...роман – это многоголосье. Александр Твардовский. // Одной архитектоники, то есть постройки целого здания романа довольно, чтобы поглотить всю умственную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий, роль лиц, с неусыпным контролем и критикою относительно верности или неверности, недостатков, излишества и так далее. Словом – так же трудно, как выпить море! Иван Гончаров. // Из всех людей романист более всего похож на бога: он, словно обезьяна, подражающая богу. Он творит живых существ, придумывая им судьбы, сплетая события и катастрофы, скрещивает их жизненные пути, доводит до смертного часа. Франсуа Мориак. // Будучи романистом, я считаю себя выше святых, философов и поэтов. Роман – единственная блистательная книга жизни. Дэвид Лоуренс. // Настоящий роман отвечает внутренней потребности его создателя. Стендалю, Бальзаку нравилось сочинять произведения, позволявшие им как бы прожить свою жизнь сызнова, под другой личиной. «Писатель по мере возможности вознаграждает себя за несправедливость судьбы». Андре Моруа. // Роман – это не только и не просто роман. Это тайник, где можно припрятать два-три важных слова в надежде, что читатель их отыщет. Генрих Бёлль. // В свои авантюрные романы Виктор Гюго вводит отдельные главы просветительного характера. В «Соборе» есть вводные статьи об архитектуре Парижа, об архитектуре и книгопечатании. В «Отверженных» имеются статьи о монастырях и о подземном Париже. Юрий Олеша. // Современному романисту, помимо умения упорно трудиться, необходимо редкое сочетание способностей. Он должен обладать трезвым суждением и точным чувством меры, чтобы выбрать нужное из огромной массы материала и расположить всё это, соблюдая соподчинение частей и верную перспективу. Он должен иметь воображение, чтобы мысленно переноситься и в прошлое, и в настоящее и буквально жить в гуще того, что описывает. У него должна быть критическая интуиция, которая помогает обнаружить причины и следствия и верно судить о людях и событиях. Эрнест Хемингуэй. // Нет ни одной хорошей биографии настоящего романиста. И не может быть. Потому что романист, если он чего-то стоит, – это множество людей в одном лице. Скотт Фицджеральд. // Всё понимать – в этом сила романиста и слабость человека действия. Андре Моруа.