Удивительное рядом

Диана Крымская
(Написано для одноименного литературного конкурса)


               
                Удивительное – рядом

      Ящериц любят не все. Вернее – почти никто. За что их любить? Похожи на змей,  плоские, ползают в траве, увидишь – примешь за какую-то маленькую гадюку, испугаешься, что укусит. Одно хорошо: попадаются они не так часто, скорее, редко, - в солнечный день где-нибудь в лесу выползет такая тварь на пенек погреться или на ствол дерева заберется, спинку солнцу подставит.
    А я ящериц люблю с раннего детства. Мама показала мне эти странные, почти неземные существа, когда мы гуляли по проселочной дороге за нашей деревней;  и это была, наверное, любовь с первого взгляда. Мне все в них нравится: маленькие лапки с крошечными коготочками, узкие мордочки с умными  (да, умными, ибо эти пресмыкающиеся вовсе не глупы, и я это вам докажу!) желтоватыми глазками, гибкие, длинные хвостики.
    Мама научила меня ловить этих маленьких юрких животных. И я со временем приобрела в этом деле большую сноровку.
    Итак, прежде всего – когда увидишь греющуюся в траве ящерку, не смотреть ей в глаза. Иначе она тотчас поймет, что ты ее заметил, и убежит. Смотреть в сторону, будто тебя заинтересовало что-то рядом; наклоняться медленно; руку над ящерицей заносить плавно, ладошку сделать черпачком. И лишь в последний момент действовать стремительно. Иначе – раз! – и нет ящерки. Или же – в худшем случае – останется у тебя под пальцами один хвостик (в детстве я считала, что ящеркам больно, когда он отрывается, а потом прочитала, что они с ним расстаются легко,  как мы, например, с каким-нибудь шарфиком или перчаткой). Оторванный хвостик ведет себя очень интересно: довольно долго бьется и изгибается. Почему – загадка...
    Ящерицы, как и все животные, бывают самочками и самцами. Самочки не с очень красивой спинкой, в наших краях обыкновенно коричневой, а животики у них светло-бежевые. Зато самцы имеют спинку яркую, узорчатую, цветом от серого до зеленоватого, а брюшко у них ярко-оранжевое.
     Научившись ловить ящерок, я порой зажимала в ладони по восемь-десять особей сразу, и несла их домой, страшно собой гордая. О том, что, возможно, им нельзя разлучаться с родными местами, как-то не думала, по детскому своему уму. Считала, что они приживутся где угодно. Обычно выпускала их на мостиках через канавки, ведущих к домам в нашей деревне.
    Как-то так получилось, что однажды ранним утром я увидела на нашем мостике, на бревнах, греющуюся ящериную семейку – маму и троих ее детишек. Дети у ящериц малюсенькие, меньше мизинца, ровного коричневого цвета, – спинки узорчатыми у них становятся  не с самого рождения, - и тонкие, как палочки. Если их поймать, то кто они, мальчики или девочки, еще непонятно.
    Я осторожно присела и начала разглядывать семью. Потом, помню, сорвала длинную травинку и попыталась погладить ею одну из маленьких ящерок. К моему удивлению, та не убежала. Тогда я погладила вторую, третью. То ли они не понимали еще, что я за существо, и не чувствовали опасности, то ли замерли от испуга, то ли им было приятно – но они не двигались. Лишь когда я встала, мама-ящерица побежала, и дети устремились за ней...
     Я стала приходить каждое утро на наш мостик. Дни стояли безоблачные, и семейка ежедневно принимала солнечные ванны. Сначала я гладила ящерят травинкой; потом начала пытаться погладить их по спинке пальцем. И в один прекрасный день мне это удалось! Они не убежали и дали дотронуться до себя!
    Помню, какое это было необычное ощущение – совсем иное, нежели от ловли ящериц. Ты словно даешь им мысленно слово, что не сделаешь больно, что не обманешь и не предашь.
    Постепенно контакт с ящериной семьей становился все теснее. Мама-ящерка еще меня боялась, а дети уже залезали мне на ладонь и спокойно давали себя погладить. Мне кажется, им это нравилось, они прикрывали глазки тонкой пленкой и блаженствовали, лежа на моей теплой коже.
    В один прекрасный день я позвала своих подруг, и они изумленно смотрели, как я «выдрессировала» своих маленьких друзей.
     ...Потом лето закончилось, и я уехала в город. На следующий год, когда я приехала в  нашу деревню, ящериц на мосту уже не было. Наверное, все переженились и разъехались по новым домам, решила я - и пожелала им долгой и счастливой ящериной жизни...

(Фотография сделана лично мной, в Ленинградской области, в Посёлке, на улице Калинина, там, где в детстве я ловила ящериц. Приглядитесь: сколько их сидит на камушке?)