История, рассказанная устами спасённых детей

Джасур Исхаков
История, рассказанная устами спасённых детей.
(Устная история – опыт работы над фильмом «Дети войны»).

Джасур Исхаков – кинорежиссёр, драматург.
Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан.
По сценариям Д. Исхакова поставлены художественные фильмы: «Ясные ключи», «В стремнине бешеной реки» (2 серии), «Взлёт разрешается» («Судьба»), «Прощай, зелень лета!..» (совместно с Э.Ишмухамедовым), «С любовью и болью» 4 серии совместно с Э.Ишмухамедовым и О.Агишевым). Автор сценариев и режиссёр фильмов «Останься!..», «Проклятие золотого коня» (4 серии), «Охота для настоящих мужчин», фильма-сказки «Приключения в стране Чатранга».
Сценарист и режиссёр более тридцати документальных лент, анимационных фильмов.
Автор ряда театральных пьес, рассказов и песен.

Документальный фильм «ДЕТИ ВОЙНЫ» - производство: «Piar-Media Tashkent»,
Лицензия Национального Агентства «Узбеккино» №49/10 от 19 апреля 2010 года.
Создатели фильма:
Автор сценария – Мастура Исхакова,
режиссёр – Джасур Исхаков,
оператор - Сардор Исхаков,
монтаж – Анатолий Храмов,
музыка – Эола Пак и Румиль Вильданов,
Продюсер - Сардор Исхаков.
Награды фильма:
Победитель конкурса Международного фонда «Русский мир – Память сердца», посвящённого 65-летию Великой Победы.
Москва 5 мая 2010 год.
Диплом конкурса «Телевизионные программы и фильмы» Х1 Международного телекинофорума «Вместе», посвящённому 65-летию Великой Победы.
Ялта 9 сентября 2010 год.
Национальная премия «Страна» телеканала «Россия», Диплом Экспертного совета и Жюри, специальный приз в номинации «За нашу Победу».
Москва 7 декабря 2010 год.   
Специальный Диплом Жюри «За освещение темы войны» Ереванского фестиваля Фонда Ролана Быкова для детей и юношества «Я имею права» 23 октября 2011 год.
Дипломом «Выбор» Живого слова» на Шестом международном Мультимедийном Фестивале, 1-е место Международного конкурса «Литературная Вена». Вена 23 октября 2011год.
Специальный диплом Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии.
Рассказ  напечатан в сборнике «Венский литератор» Международного фестиваля «Литературная Вена 2011».

История, рассказанная устами спасённых детей.
(Устная история – опыт работы над фильмом «Дети войны»).

Без знания прошлого нет будущего…
История – великая наука, сохраняющая для потомков важнейшие события, факты, биографии выдающихся людей.
История – это безграничное полотно, летопись цивилизации мира. Благодаря ей, мы знаем о рождении и гибели огромных империй, разрушительных войнах, о созидательной силе Человека.
Развитие культуры, науки, техники, победы человеческого разума отражает история. Но она же сохраняет в нашей памяти величайшие злодеяния, истребления народов, боль и страдания.
Устная история…
Это направление в исторической науке приобретает в последнее время всё большее и большее значение. История, зафиксированная в летописях, научных трудах, учебниках была бы не полной без устных рассказов, очевидцев происходящего, без личностного отношения этих людей, которые пережили и почувствовали на себе горе и боль, надежду и радость. Именно устная история делает объёмными события прошедшего. Исторические факты обогащаются  красками, эмоциональным восприятием.
В документальном кино издавна существует направление, где устные рассказы, интервью, воспоминания простых людей ложатся в основу кинопроизведения. Можно привести множество примеров подобных фильмов. И, конечно, эти воспоминания, интервью простых людей органично вплетаются в исторические события. Достаточно вспомнить цикл документальных фильмов о войне, которые снял фронтовой писатель Сергей Смирнов. Тогда, в начале шестидесятых годов, он впервые вывел на экран не полководцев, больших военноначальников, знаменитых героев, а простых людей.
Это были рядовые ефрейторы, сержанты, фронтовые медсёстры, прошедшие горнило войны. С экранов зазвучали живые рассказы о буднях той страшной войны. Через детали, через маленькие на первый взгляд события этих обыкновенных людей, вдруг открылась картина не похожая на официальные сводки. Этот цикл документальных фильмов, в основе которого были устные рассказы, произвел в кинематографическом мире, настоящую сенсацию. Картина получила множество наград на Международных фестивалях. Может быть, именно этот цикл положил начало развития нового жанра в документальном кино.
Устная история как бы переплелась с искусством кино. В последующем,  особенно с развитием телевидения, использование устных рассказов, стало применяться всё чаще и чаще. 
Фильм «Дети войны», который был снят к 65-летию Великой Победы, так же выдержан в этом жанре, и является частью устной истории.
К теме войны я обращался неоднократно. Эти фильмы были посвящены к юбилейным датам. 
В 1995 году я участвовал в работе с Маликом Каюмовым - патриархом узбекского и мирового кино, недавно ушедшим из жизни.  Фильм «Мы помним» о роли Узбекистана в Великой Отечественной войне, был посвящён  50-летию Великой Победы.
Малик Каюмович, фронтовой оператор, видевший войну собственными глазами, чуть не потерявший обе ноги после ранений, хотел рассказать честно, без прикрас, как это было.
Помню наши беседы, длившиеся часами, во время которых я узнавал то, что ни в каких книжках прочитать невозможно. Это тоже – устная история. Он рассказывал о встречах с интереснейшими людьми, о строительстве Большого Ферганского Канала, о вскрытии гробницы Тимуридов, которая совпала с началом войны, о боях, о том, как трудно приходилось фронтовым операторам, которые практически шли в рядах наступающих.
Когда в феврале прошлого года я снимал интервью с Маликом Каюмовичем,  к тому времени он был один из трёх оставшихся в живых фронтовых операторов.
Понятно, что в том фильме 1995 года ничего этого нет. Но есть позиция в построении фильма, выборе документальных кадров. Мы использовали фронтовую хронику, и от многих кадров Малик Каюмович Каюмов отказывался, считая их приукрашенными.
Работа с Мастером для меня была хорошей школой, не говоря уже о том, что я много узнал о войне.
Тема меня захватила так, что к 60-летию Победы я уже самостоятельно начал работать над новым фильмом и невольно прикоснулся к теме эвакуированных в Узбекистан детей. Но фильм был о воинах–узбекистанцах и тружениках тыла. К большому сожалению, картина до зрителя не дошла, осталась на полках хранилища. Но уже тогда я задумывался, что тема эвакуированных детей, нашедших здесь приют и тепло – тема отдельного фильма. Молодое поколение всего этого не знает.
Уже тогда меня поразили некоторые цифры и факты, о которых я мало знал. По разным оценкам, на полях сражений погибло от 500 до 600 тысяч солдат и офицеров узбекистанцев (больше, чем военные потери такой державы, как США).
Наша республика была ещё и крепким тылом, одним из центров оборонной промышленности: здесь выпускались танки, самолёты, бомбы и снаряды, здесь выращивался хлопок, из которого не только шили военную одежду, но и производили порох, без которого воевать нельзя. На фронт отправлялись сухари, консервы, продовольствие, сухофрукты. Работали эвакуированные из западных областей страны заводы, на которых за станками стояли в большинстве женщины и дети.
Кроме того,  Узбекистан принял более полутора миллиона эвакуированных людей с территорий, охваченных войной и среди них почти триста тысяч детей.
История о детях спасённых в те суровые годы, в тех фильмах были только эпизодами. Но уже тогда ещё смутно вырисовывалось построение фильма. Рассказать о том, как были вывезены, одеты, накормлены, спасены обездоленные дети, в полную меру, постигшие, перенесшие страдание, горе и боль.
Мы поставили задачу рассказать о том времени, устами самих детей, увидеть события далёкого прошлого, как бы их глазами. На первом этапе мы начали поиски этих людей.  Мы понимали, что самому младшему герою, сегодня уже больше  семидесяти пяти лет.
Так произошло, что мы познакомились с некоторыми нашими будущими героями на похоронах известного кинодраматурга, публициста, Народного поэта Узбекистана, Александра Файнберга, ушедшего из жизни в прошлом году. За пять лет до этого я снял фильм об этом удивительном человеке. Но фильм видел лишь узкий круг людей. И практически премьера его состоялась при таких трагических обстоятельствах. Нас попросили показать его многочисленным друзьям и поклонникам таланта. Я говорю «мы», имея в виду мою жену, сценариста Мастуру Исхакову.
Кстати, этот фильм – так же основан на устном рассказе Александра Файнберга о его судьбе с вплетением его стихов. И через судьбу поэта, рассказанную им самим, можно представить культурную и духовную жизнь Ташкента периода 40-80-х  годов прошлого столетия.
Возвращаясь к фильму «Дети войны». Именно тогда мы познакомились
с людьми с очень интересными судьбами. Многие из них попали в Узбекистан во время войны. Кто-то потерял родителей в пути, во время бомбежек поезда, другие были слишком малы, чтобы помнить, как их зовут. Каждый из них нашел здесь кров, приют, тепло и ласку.
«Узбеки ни разу не упрекнули нас ни в чём. Жили они бедно, но всегда делили с нами последнюю лепёшку. Мы никогда не разделяли людей на нации. Русский или украинец, еврей или узбек… все мы были братья» - это слова одной из героинь фильма Елены Бобер, эвакуированной из Белоруссии.
Другой герой фильма тогда ещё мальчик из Одессы Александр Любельский скажет: «Ташкент стал для нас городом спасения!»
Именно здесь, в глубоком тылу, обожжённые детские сердца, словно оттаяли. Во всей своей силе проявились лучшие черты узбекского народа – гостеприимство, сострадание чужому горю, широта души.
Позже мы нашли людей, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Они испытали на себе голод, холод, болезни. Почти каждый вспоминал об изобилии фруктов, солнца и добрых людях в стране, куда они попали.
Они делятся и военными впечатлениями – иногда страшными. Блокадники Тамара Соколова и Мария Кузнецова  из Ленинграда помнят, как их бомбили, когда ехали по тающему льду «дороги жизни», как погибали едущие впереди. Эвакуированная Майя Шумская из Украины вспоминает, как дотла разбомбили поезд, в котором они ехали на восток, и железнодорожное полотно было усеяно трупами. Теперь я думаю, хорошо, что мы успели снять этих немолодых людей, зафиксировать их живые свидетельства.
Детская память на всю жизнь сохранила счастливое ощущение от запаха лепёшки, от солнечного света, от тихого и ясного неба: «Я увидела голубое чистое небо, по которому не летали страшные немецкие самолёты!» - вспоминала Долорес Трахтенберг.
Девочка из блокадного Ленинграда Тамара Шагаева со слезами на глазах и с дрожью в голосе вспоминала как «от голода они съели все цветы, выращенные мамой в горшочках». Эти, словно яркие вспышки, воспоминания детей усиливали, углубляли историю.
Знакомые нам из учебников факты, например о героической защите блокадного Ленинграда, дополняли эти детские рассказы.
Приезжали целыми заводами, фабриками, творческими коллективами. Но кроме этого, к нам люди добирались своим ходом, спасались от бомбёжек и голода.
Помните повесть Александра Неверова «Ташкент – город хлебный»? Она вышла в 1925 году, и рассказывала о мальчишках, отправившихся в сказочный Ташкент за хлебом, чтобы спасти от голодной смерти родных. Книга была очень популярна, и про «хлебный город» знали многие.
И вот такой эпизод. На станцию прибывает поезд, и в одном из вагонов обнаруживают мёртвых детей. Дорога дальняя, на каком–то пункте забыли открыть и покормить их. И тогда первый секретарь ЦК Узбекистана Усман Юсупов говорит: «Всё, больше дети никуда не поедут. Останутся здесь. Прокормим!».
Конечно, это было волевое решение, идущее вразрез с полученным указанием. Но по-человечески я его понимаю. Кто знает, чем могла закончиться для измученных детей дальнейшая дорога?
В Узбекистане их приняли по-особенному. Я далёк от того, чтобы сравнивать наше гостеприимство с другими республиками Средней Азии, где тоже находили приют тысячи и тысячи эвакуированных людей. В те годы все работали на фронт.
Но я хотел рассказать о своей стране, ставшей Родиной для тысяч сирот. Эти рассказы поражают, заставляют взглянуть, на вроде бы, известные факты с другой стороны… Как вспоминал житель Ташкента, пятнадцатилетний паренёк Виталий Мелкомини: «Обычные люди, мои земляки, сами обременённые семьями, приходили на вокзал, услышав, что нужна помощь привезённым детям. Брали измученных детишек за руки, вели домой, усаживали за общий, очень скромный дастархан, поровну делили хлеб между своими и чужими».
Все эти рассказы есть в фильме. Слушаешь свидетельства этих детей войны и начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которыми жили тогда наши матери, отцы и деды. Я не режиссировал, не подсказывал, да это и невозможно сделать. У каждого из героев фильма своя история, личное отношение к тем, кто дал им кров, тепло, пищу, а иногда и свои фамилии, кто воспитал их, дал образование и выпустил во взрослую жизнь.
Подвиги старшего поколения не должны быть забыты. В том числе и тех, кто воспитал военных сирот. У нас в фильме есть кадры памятника кузнецу Шамахмудову и его жене. Шамахмудовы – это олицетворение узбекского народного характера, наших обычаев гостеприимства, толерантности, отзывчивости к чужому горю и человеческой доброты. И мы гордимся такой историей!
Какое большое значение придавалось созданию детских домов во многих городах республики! Антонина Павловна Хлебушкина… Совсем юной девушкой в первые дни войны она организовала один из детских домов. Сотни воспитанников вспоминают уют и тепло, которым она окружала их.
«Кто скажет, что здесь я на чужбине? Нет, здесь мой дом!»  – писала под сенью ташкентских тополей Анна Ахматова.
Известные писатели и ученые, актеры и композиторы, работали  в  военные годы  в Ташкенте.   Снимались фильмы, вошедшие в «Золотой фонд» киноискусства. Об этом подробно рассказывает житель Ташкента, а ныне профессор Консерватории Виталий Львович Мелконини. 
Сложность при монтаже фильма заключалась в том, что надо было выбрать из огромного количества материала самое яркое, самое интересное. Почти все интервью длились около 40 минут. Многое интересное осталось за кадром. Но необходимо было оставаться в формате документального фильма, в его темпоритме.
Особо хотелось бы сказать о специфике съёмок интервью, по сути устных историй. Человек, впервые севший перед кинокамерой,  чаще всего зажат и стеснён. Настроить его, разбудить в нём воспоминание – задача не из лёгких. Наверное, это касается не только кино. Направить человека в нужное русло, освободить от «саморедактора», необходимо уметь и учёным и историкам, которые занимаются этой частью в исторической науке. Ведь часто личные воспоминания  переплетаются с уже прочитанным или увиденном в кино.
Так  случилось и с одним из собеседников, который на наши просьбы рассказать о войне, какой он помнит её, начал рассказывать об исторической обстановке, о планах Гитлера, о Мюнхенском договоре и т.д. Как мы ни старались перевести тему разговора на его личные воспоминания, он продолжал рассказывать то, что, видимо, прочитал в мемуарах маршала Жукова или в учебниках по истории. И естественно, это интервью мы не включили в наш фильм.
В работе над фильмом большей частью нам удалось «разговорить» наших героев.
Война закончилась, но многие из беженцев решили остаться. Узбекистан стал для них второй родиной… Сегодня это пожилые люди, за плечами которых трудные военные и послевоенные годы.
Постепенно мы сблизились, узнавали всё больше об их жизни.
Интервью, которые вошли в картину, составляют лишь маленькую толику того, что мы узнали из их устных рассказов. Героев было много. Каждый имел свою биографию.
Устная история…
Иногда я с сожалением думаю о том, что не записывал воспоминания моей матери, отца, родственников. Само по себе это поколение пережило удивительный исторический пласт. Они как бы прошли историю нашей страны. Только вдуматься, сколько изменений в социальной, экономической жизни  страны им пришлось испытать?
Раскрепощение женщин Узбекистана, их борьба за равноправие, страшные репрессии конца 30-х годов, война, землетрясения… Для моей матери это были не просто исторические факты, а часть её личной жизни. Об этих событиях можно прочитать в учебниках, но рассказанные близким человеком, они приобретают живую плоть, реальные краски. 
Война затронула почти все семьи в Узбекистане, в том числе и мою. Два брата моей матери погибли на фронте. Третий брат, дядя Санджар,  был разведчиком, прошел всю войну, был награждён орденами и медалями. Но потом попал в штрафбат, награды все отобрали. Воевал до конца войны, вернулся. Я хорошо помню его рассказы. Как и многие фронтовики, он не любил вспоминать о войне. Рассказывал к случаю, как-то, нечаянно. Как в атаку поднялись 600 человек, а после атаки в живых осталось 17. Как он полз по трупам… Именно из его рассказов теперь я понимаю, через что он прошел и что такое была война.
Отрадно то, что эта тема стала близкой и молодому поколению в лице нашего сына, продюсера, руководителя студии «PR-Media Tashkent» Сардора Исхакова, которому мы благодарны и обязаны тем, что смогли работать над этим фильмом.
Работая над этим фильмом, я осознал, что нельзя снимать такие фильмы с холодным сердцем.
Устная истории…
В той же манере повествования, то есть, через интервью, воспоминания людей, хронику, хочу рассказать о том, свидетелем чему был сам. О ташкентском землетрясении 1966 года. Уже нашел бывших строителей, поднимавших Ташкент из руин. Закончив возводить дома, они остались в нашем городе, связали свою судьбу с Узбекистаном. Им уже по много лет и хочется успеть их поспрашивать о том времени, о том Ташкенте.
А на обсуждении после  одного из просмотров фильма «Дети войны», молодой человек со слезами на глазах сказал: «Я горжусь, что я узбек!»
Для меня как автора это было высшей похвалой.