Помочь людям жить... Джо Дассен

Елена Грислис
                1.  СПРОС РОЖДАЕТ ЭПОХА

                В 70-80-е годы, когда сквозь штампы цензурируемой советской эстрады начали пробиваться первые зарубежные хиты, советские слушатели поневоле отдавали предпочтение западным артистам, ансамблям и группам. В них было столько свободы и дерзости против нашей извечной "виноватости" и зажатости!

                У всех нас были, естественно, разные предпочтения. Кому-то нравился рок,  кому-то песни битлов, кому-то, как мне, диско. Я лично предпочитала  британскую музыкальную рок-группу Bee Gees («Би Джиз»), основанную в 1958 году. Правда, второй фазы(1977), которую я застала и  когда музыканты  этого блистательного трио неожиданно для всех обратились к музыке диско. Также мне нравилась диско-группа Eruption, исполнявшая музыку также и в стилях соул и электро. И, конечно же,  поп-группы  АББА (ABBA) из Швеции и  германская Бони М (Boney M) и их композиции в стиле диско. И сегодня я их слушаю с превеликим наслаждением.

    Время  это запомнилось еще дискотеками, на которых мы пропадали целыми вечерами. Видимо, переизбыточное "чтиво" вызывало обратную реакцию - потребность сменить это всепоглощающее занятие чем-то таким, что вызывало бы разрядку и  "кайф" на двигательном(клеточном) уровне.

      И, казалось бы, танцевали советские люди до упада... Как  вдруг сквозь это бунтующее многоголосие  спустились к нам "песни французской эстрады". С середины 1970-х на советском радио и телевидении участились трансляции выступлений западных звезд эстрады, особенно итальянских и французских. Их романтичные песни советские идеологи считали противовесом англо-американской рок- и поп-культуре. Популярной, в частности, была традиционная новогодняя телепрограмма "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады".

          Новые ритмы пришли к нам опять таки вопреки плотной цензуре, вершившей все проблемы советского искусства. Мы услышали Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарля Азнавура. Наша жизнь преображалась вместе с ними, приобретала какое-то новое содержание, новое звучание. Пластинки с песней «Падает снег» в исполнении Адамо были в каждой советской семье. Происходило очеловечивание: люди оттаивали, подпевая артистам, а также подражали им, делая прически аля-Мирей и многое другое.

     После знаменитого телевизионного выступления артистов французской эстрады голос еще одного певца зазвучал по всему Советскому Союзу. Его партнерами на том концерте были Жильбер Беко, Саша Дистель, Далида, а сам он безумно красив и популярен. Это был Джо Дассен!


                2. БИОГРАФИЯ СЕРДЦА

           "Я француз в сердце, но американец по паспорту", - часто любил повторять певец Джо Дассен. С детства он имел сразу две родины - на двух континентах. А также испытывал особенную тягу к России. Последнее не случайно, ибо известны  его одесские корни: дед Дассена по отцовской линии — Сэмюэл Дассин — иммигрировал в США из Одессы. Известно также, что одна из прабабок по фамилии Бланк родилась в Шуе (ныне - райцентр Ивановской области)и потом  переехала в Кострому.

            Джозеф Айра Дассен (тогда Дассин) родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке в семье актёра еврейского театра, в будущем известного кинорежиссёра Жюля Дассена (тогда Джулиус Дассин; 1911—2008) и мадьярской скрипачки Беатрис Лонер-Дассен ( 1913—1994). Младший сын певца Джулиан, родившийся за полгода до его смерти, в одном из интервью подробно рассказал о родословной и, в частности, о происхождении данной фамилии. Сын с юности выяснял факты, стараясь исключить из полученной информации всякие домыслы. Так, он специально ездил в Одессу на родину своего прадеда - парикмахера из Одессы Сэмюэля Дассина. "Не знаю, - говорил он,  какой была настоящая фамилия моего прадеда, установить это практически невозможно. Известно только, что Дассеном он стал из-за неразберихи, возникшей при пересечении границы. Не поняв вопроса американского офицера, спросившего прадеда, как его фамилия, мой предок ответил, что он из Одессы. Пограничник же, недослышав, принял это за фамилию Дассен". Что ж, возможно, что и так.

             В своей квартире Джулиан воссоздал рабочий кабинет отца — с письменным столом, за которым он работал, с его «золотыми» дисками, картинами и любимыми фотографиями. Образ же самого папы, на которого, будучи певцом, старался походить буквально всем, он, по его словам, "собирал по крупицам".

             О прославленном легендарном певце Джо Дассене, мы и поведем дальше речь, дабы к тому же есть и совершенно неоспоримые сведения от его родственников и прямых потомков. Итак, как же случилось, что Джо Дассен, родившийся в центре Америки, превратился из американца в европейца, став французом?!

             В 1940 году его отец Жюль Дассен переехал с семьей в Лос-Анджелес, поближе к Голливуду, где был ассистентом самого Хичкока, а потом и сам стал  известным режиссером. За фильмы о безработных и симпатию к Москве он во времена «маккартизма» попал в черные списки, не мог найти работу. Поэтому в 1945 году «неблагонадежная» семья вынуждена была покинуть Америку.

             В 1950 году Жюль и Беатрис решают обосноваться в Париже, а сына отправляют учиться в дорогой элитный колледж Institut Le Rosey в Швейцарии. Несмотря на изгнание, семья Дассен не испытывает финансовых затруднений, в колледже Джо учится вместе с Каримом Ага Ханом и другими детьми европейских богачей. В 1951 году он едет учиться в Италию, в 1953 поступает в международную школу в Женеве, а в 1954 году отправляется в Гренобль получать степень бакалавра — диплом, который в Швейцарии не выдается. Согласно воспоминаниям, в 16 лет он выглядел очень красивым юношей с чуть кокетливым выражением глаз, бегло говорил на трех языках и  увлекался спортом — горными лыжами и плаванием.

          Но дальше в его судьбе произошел резкий перелом. Как только его отец Жуль стал набирать популярность, он уходит из своей семьи и женится во второй раз на греческой актрисе Мелине Меркури ( 18 октября 1920 — 6 марта 1994). Следует отметить, что это была выдающаяся личность: и актриса,и певица и политический деятель, а также член греческого парламента и первая женщина — министр культуры Греции (1981—1989, 1993—1994). Причем, она происходила из очень влиятельной и видной семьи греческих политиков.

               По свидетельству очевидцев, это был самый большой удар в жизни юного Джо, которому не пришлось больше  всецело полагаться на понимание и помощь своего наставника. Он начал было подрабатывать, но потом  принял решение вернуться из Европы в США. Имея в кармане всего триста франков, сел на пароход. Казалось, ехал в неизвестность... Однако, по пути вспомнил, что в детстве мечтал стать врачом. Поступил, но вынужден был уйти с медицинского факультета, так как первую же лягушку, которую ему предстояло разрезать, выпустил на свободу.

           Джо Дассен закончил Мичиганский университет, став доктором, но не медицины, а этнографии. Причем, во время учебы он вынужден был сам себя обеспечивать и ему приходилось работать и мусорщиком, и шофером, и мойщиком посуды, и барменом, что не мешало писать новеллы и даже подрабатывать журналистом в скандальном тогда журнале «Плейбой». Любил рыбалку, дорогие сигареты и хорошее вино. Часто что-нибудь про себя напевал. Но как это не покажется парадоксальным, он никогда даже не думал о том, чтобы стать певцом.
Ни тогда, ни позже он не считал себя по настоящему талантливым.

           С чего же все началось у молодого ученого?! Ведь наука и эстрада вещи редко совместимые. Но судьба нашла его именно здесь. Заканчивая магистратуру по этнологии, Джо  ведёт лекции в этом же учебном заведении и там знакомится с французом Аленом Жиро. Они приятельствуют, слушают и исполняют дуэтом песни Жоржа Брассенса.

              Следует отметить, что в Америке стал в то время модным рок-н-ролл, но молодой Дассен не попал под его влияние, а, впервые взяв в руки гитару, стал осваивать классику французского шансона. Он внезапно решает стать певцом, объясняя выбранный путь:  «Я всегда любил заключать самые невероятные пари, я всегда хотел добиться своей цели». И вот первая проба пера: вместе с другом он поет  в кафе в студенческом кампусе, и это приносит им 50 долларов за уик-энд. Посетителям нравился проникновенный голос Джо, а он уже чувствовал, что пора возвращаться в любимую Францию.

           Успехи сына обрадовали  его отца, ставшего к тому времени востребованным режиссёром. Он дал о себе знать, да и Джо был не против примирения. До Европы из Америки юноша добрался в судовом трюме без гроша в кармане, имел при себе лишь гитару. В 1958 году Жюль Дассен попросил сына записать несколько песен к фильму «Закон» с участием Джины Лоллобриджиды. В 1959 году диск-сорокапятка с этими песнями вышел на фирме грамзаписи Versailles. Попытка оказалась не слишком удачной, ему даже советуют больше не петь. Но это лишь подогрело самолюбие статиста и, будучи по-детски упрямым, он решил продолжать.

           И тут на помощь пришел развитый интеллект Джо Дассена. Просто чисто умом он понял, что главное — изучить это ремесло. «Я не люблю дилетантства, — объяснял он. — И я не хочу быть звездой на пять минут». В течение долгих недель Джо работает над голосом и упражняется в игре на гитаре. В 1960 году выходит фильм «Jamais le dimanche», для которого им была была написана музыка и песня «Les enfants du Pir;e» для Мелины Меркури - жены его отца. С этого момента Джо решил окончательно избрать для себя карьеру певца, поняв, что может стать востребованным.

           Но только не в Америке, так как ее поглотил Рок-н-ролл. В 1962 году Джо Дассену 24 года, и отец пригласил его в качестве помощника на съемки своего фильма «Topkapi». Ах, как же начинающему певцу были нужны в то время деньги! И он их получает. Мировая пресса не устает публиковать фотографии со съёмочной площадки, где впервые он... и на всю планету!  Такой клевый пиар получился, как сейчас принято говорить. Фильм же ожидал большой успех и заработанные на съёмках первые действительно большие деньги Джо тратит на покупку автомобиля. Сразу после этого он начинает работать ведущим программ на RTL и журналистом в Playboy, в то время как во Франции стремительно входит в моду стиль йе-йе.


          Песенному же творчеству он был предан до фанатизма. Сын певца Джулиан  беседовал с теми, кто работал с его отцом. "Продюсеры, работавшие с отцом, называли его блистательным занудой. - рассказывал Джулиан. - Он был необычайно приятным и обаятельным человеком в повседневном общении и невероятно дотошным и мелочным во всем, что касалось работы. Будучи «маньяком-перфекционистом» (человеком, буквально помешанном на совершенстве), вносил правки в текст каждой своей песни. Мало кому известно, что и на сцене выкладывался по полной программе. После каждого концерта терял в весе от полутора до двух килограммов, а в год таких концертов насчитывалось до двухсот".

               Имидж же его был просто неподражаем - античная красота и французская манера исполнения создавали эффект кумира, которого хотелось многократно лицезреть и обожать. Печальные и вместе с тем ироничные глаза, сдержанная благородная улыбка располагали зрителей. Очаровывая только своим появлением, а затем и мягким "целебным" голосом, певец давал бесчисленное множество концертов, где публика неизменно отвечала ему радушием и любовью. В своем белоснежном костюме, он, словно управляющий эфиром Ариэль, пролетал над греховным и суетным земным, неизменно умиротворяя его.


              Те же, кто пытался приблизиться к нему в жизни, неожиданно раскрывали совершенно обратные черты: он оставался образцом любезности, но не более. Природная  застенчивость и замкнутость артиста не оставляли шансов для сближения с ним. И деньги занимали у певца свое, четко отведенное им место.Его излюбленным выражением было: «Главная ценность денег в том, что они дают свободу». И на самом деле, филигранное исполнительское мастерство, достижение его, как "абсолюта бесконечного",  не позволило  ему заниматься мелочными расчетами.

            Популярность не  смогла подчинить Дассена  толпе  и перечеркнуть такие качества, как его человеческая скромность и нежелание подчинять пиару свою личную жизнь. А она у него всегда была  напряженная и сложная. За плечами артиста  два брака и оба по искренней любви. 

           1966 год — Джо Дассен женится на Мариз Массьера, которая стала ему самым надежным и преданным другом в жизни. Она сопутствовала его карьере, гладила знаменитые белые костюмы и рубашки.  Его теплая улыбка - это и ее неустанная забота о нем и его настроении. Это Мариз устроила Джо ведущим на радиостанцию RTL, где работала сама. После уговоров Мариз Джо шутки ради записал там свою первую пластинку, которая оказалась посредственной.  Это по ее инициативе к своему двадцатишестилетию Джо  записал диск, с которого и начался его путь в большую эстраду. Она нашла ему вскоре и настоящих продюсеров. Но смерть новорожденного сына в 1973 году поставила точку на их браке.

          1978 год — Джо Дассен женится на на фотохудожнице  Кристин Дельво. Именно ей посвятил свою песню «За тебя…»  1978, 1980 — рождаются сыновья Джонатан и Жюльен. Второй брак был обречен и причин для разрыва было достаточно, прежде всего, тяга жены к спиртному. И он уже вел разговор о разводе и опекунстве над малолетними детьми.  Но певец  смертельно болен и вскоре умрет. Вдова же вспоминала два года проведенные с ним, как самое счастливое время своей жизни.

            И именно она, Кристин, передала многие воспоминания о муже и отце, которыми сейчас живут ее дети. Со слов младшего, отец болел достаточно давно. Очень много работал, будто чувствовал, что времени остается мало. Первый инфаркт у него случился в апреле 1969 года, но это не послужило для него уроком. Он продолжал трудиться в привычном для себя ритме. Результат не заставил долго ждать — предельное истощение и второй инфаркт. Как утверждают его друзья, порой создавалось впечатление, что он не отдавал себе отчета в том, что делал.

             Третий инфаркт у него случился летом 1980-го, в перерыве между отделениями концерта в Каннах. Певец потерял сознание и был немедленно отправлен в больницу. Оттуда, невзирая на протесты врачей, отправился на Таити — место, которое обожал, где черпал вдохновение.
Там, в ресторане «У Мишеля и Элиан», ровно в полдень 20 августа он упал на пол. Совершенно случайно рядом оказался врач, но ему не удалось запустить остановившееся сердце отца. Медик медленно поднялся с пола и с трудом выговорил: «Все кончено… Ничего нельзя сделать…»

            1980, 20 августа — Джо Дассен умер на острове Тахта (архипелаг Таити), похоронен на еврейском кладбище в Голливуде. "Он очень любил свое дело и людей. Пел, чтобы помочь людям жить". Так думаю и я вслед за его сыном. Иного не дано.

         
            
                3.   ПЕСНЯ НЕ УМИРАЕТ!


   
             Джо Дассен казался любимчиком фортуны, а на самом деле был фанатичным трудоголиком сцены - музыкантом, ведомым тонким чутьем и сдающим работу только на "отлично". Он не имел большого голоса, но его теплый, чуть хрипловатый  баритон всегда можно было безошибочно узнать по интимными интонациями, присущих исключительно ему. Чувственность голоса вкупе с врожденным артистизмом  выгодно выделяли певца среди других, не менее талантливых звезд.

             Все его известные хиты - великолепны, до сих пор никем не превзойдённое исполнение как бы заранее предназначалось для разных поколений и веков. И эта особенная неподдельная душевность общения со зрителем! Для влюбленных всего мира он оставил память о себе, как о прекрасном, великом исполнителе нежных чувственных песен о любви.  В них вложены очень разные настроения - веселые и печальные, заводные и элегичные. Достаточно вспомнить их название и тут же на ум приходит сразу же мотив. А семь его самых знаменитых хитов это не просто его ступеньки к эстрадному Олимпу, они  давно понятны даже без перевода огромному количеству слушателей нашей страны. Следует отдельно  сказать о тех, которые навсегда вошли в фонд мировой музыки.
            
            1.Les Champs-;lys;es "Елисейские поля", 1969. Эта беззаботная  мелодия стала неофициальным гимном главной улицы Парижа. Она с легкостью попала в хит-парад Нидерландов и держалась в чартах 7 недель, именно благодаря ей Дассен стал невероятно популярен в СССР, опередив даже The Beatles. 
              О чем же она?! Даже если вы ни слова не знаете по-французски, название Елисейских полей вы уж точно произнесете. Ну а уж если вам довелось оказаться на знаменитых Елисейских полях, удержаться от того, чтобы не начать насвистывать знакомый мотив, крайне сложно. Кстати, не забывайте смотреть по сторонам - вдруг рядом с вами тоже идет человек, которой "хочет сказать "добрый день" не важно кому" - а потом станет любовью всей вашей жизни.               

            2.Salut ("Привет"), 1975. Эту песню, вошедшую в «Золотой альбом» композиций Дассена, выпущенный CBS, растащили по фильмам и сериалам, она - идеальный фон для лирической сцены, даже без слов. Не секрет, что главной темой творчества Джо Дассена всегда была любовь -  и надо признать, печальные композиции удавались ему особенно виртуозно.
              "Привет, это снова я! / Привет, как твои дела? / Время для меня тянулось слишком долго, / Вдали от дома я думал о тебе" - какие простые слова, но какая за ними универсальная жизненная история. Прелесть есть и в открытом финале сюжета песни - каждый может представить развязку истории любви так, как ему больше нравится - остановит ли героиня героя, признается ли, что тоже вспоминала о нем и скучала, или же это печальный конец...

            3.Et si tu n’existais pas ("Если бы не было тебя"), 1975. Эта композиция вошла «Золотой альбом» песен Дассена, выпущенный CBS. Певец записал испанскую версию хита, продажи пластинки перевалили за 20 миллионов.
              Без преувеличения - это гимн настоящему чувству. Тут даже добавить нечего: "Если б не было тебя, / Скажи, зачем тогда мне жить? / Бродить в этом мире без тебя, / Без надежд и разочарований?" И особенно прекрасно, что снова о самом главном в жизни каждого человека сказано предельно просто - и в этом магия песен Джо Дассена.

            4.Taka Takata, 1972. Сколько раз перепевалась эта веселая песня о запретной любви, обманутом муже-тореадоре, прекрасной испанке и хитром любовнике - не счесть. Не верите - наберите в Youtube ее название и прослушайте массу вариантов. В 1972 году в хит-параде Германии Taka Takata достигла 50-го места - небывалый успех. Это настоящий танцевальный хит, настолько заводной и ритмичный, что усидеть на месте просто нереально.
              Сюжет прост, как всегда, а особый привкус песне придает хулиганский задор: "Обманутый матадор вышел из тени и приблизился. / На апельсиновом дереве я пытаюсь прикинуться апельсином".

           5. Le cafe des trois colombes ("Кафе трех голубей"), 1977. Эта песня, вышедшая сразу после Нового, 1977, года, стала зимним хитом января. Ее выпустили отдельным синглом.
              История любви в трех куплетах, счастливый случай, вихрь внезапно вспыхнувшего чувства, страсть и такой же стремительный конец отношений. Ностальгия с привкусом горечи, недолгое счастье, пронесенное сквозь всю жизнь. "Было так хорошо, мы чувствовали себя одними во всем мире, / У нас не было ничего, но вся жизнь принадлежала нам".

           6. Сa va pas changer le monde ("Это не изменит мир"), 1975.
10 апреля 1975 года Ca va pas changer le monde вышла на 23 место в хит-параде Голландии и держалась там пять недель. Было продано 20 миллионов дисков - Дассен даже не сразу поверил, когда ему озвучили эту астрономическую цифру.
              Да, любовь проходит, да, не всегда люди понимают друг друга, нередко один не откликается на душевные переживания другого - да, это больно, но это не конец света, вкрадчиво напоминает в своей песне Джо Дассен. От того, что двое влюбленных разошлись каждый своей дорогой, мир нисколько не изменится - он слишком долго существовал до них и еще дольше будет существовать после..
"Твое "прощай" ; я в это совсем не верю, / Это "до свидания", это почти что встреча" - эта строчка грустной песни дарит надежду на то, что в самом скором времени все будет хорошо.


          7.Si tu t'appelles M;lancolie ("Если тебя зовут Грустью"), 1977. Эта песня вместе с композицией Vade Retro была выпущена синглом, настолько тепло ее встретила публика. Отметим, что этот период в карьере Дассена был непростым - продажи пластинок падали, работать было сложно из-за разлада в семье. У Джо буквально опускались руки - но его продюсер Жак Пле не дал певцу возможность впасть в окончательное уныние - и оказался прав. Si tu t'appelles M;lancolie оказалась новым колоссальный взлетом в карьере Дассена.
              Как важно в этой жизни найти человека, который тебя понимает без слов, который знает наперед все то, чем ты хотел бы поделиться, угадывает переживания, предвосхищает поступки. У песен Дассена - не только у рассматриваемой, а вообще у всех - удивительное свойство: какими бы печальными они ни были, они дарят надежду. Проговаривая вслух прописные истины, певец заставляет вспомнить, как важно стремиться к тому, о чем мечтаешь, и как важно ценить то, что уже получил. "Если тебя зовут Грустью, / Мы сотворены, чтобы об этом забыть вместе".

             Джо Дассен был гражданином мира: он рос, учился и ездил
с гастролями по разным континентам. Добрался Джо Дассен и до России. На телеконцерте при участии французских артистов советские телезрители впервые услышали голос Джо Дассена. Его виниловые пластинки-альбомы "Люксембургский сад" и "Индейское лето" в СССР выпускали миллионными тиражами, но все равно не хватало на всех желающих. Люди записывали хиты Джо Дассена на магнитофоны с телевизоров и охотились за пластинками и кассетами, которые попадали из-за границы. В июле 1979-го на торжественное открытие гостиницы "Космос", которую сооружала в Москве французская строительная фирма, пригласили двух самых популярных в Советском Союзе артистов — Аллу Пугачеву и Джо Дассена. Они дали там концерт.

— Ему 50 тысяч франков заплатили, а мне — зажигалку, — со смехом вспоминала Пугачева. — Джо Дассен тогда договорился, чтобы мне подарили оборудование в ванную. Хороший мальчик, молодец. Мы познакомились с Дассеном за кулисами. Побеседовали душевно.

             Первое знакомство и необычный диалог между ними произошли буквально перед концертом. Причем, до этой встречи на сцене он не знал советской певицы Пугачевой.
 Дассен:
- Вы, оказывается, как и я, - неудавшийся преподаватель,- сказал тогда гость, вежливо улыбаясь.

Но после концерта интонации изменились.
- Честно скажу, то, что я увидел и услышал, меня поразило - это высочайший международный класс! - заявил Джо Дассен.

Дассен: “У нас с вами общий подход к песне. Мы не отделяем слова от музыки.
Важно быть не только певцом, но и личностью. Бывает так: выпал успех,а певец к нему не готов. Он начал петь “своим голосом”, пришла признательность, достиг успеха — и он вдруг запел “голосом моды”. А ведь мода меняется...”

Пугачёва: “И всё-таки, мне кажется, надо идти в ногу со временем, с новыми музыкальными веяниями.
Я лично не боюсь этого, если есть своё восприятия мира и музыки...”

Летом 1979 года артист выступил на открытии гостиницы «Космос» в Москве.Певец провел в Москве три дня. На его выступление, конечно, не смог попасть ни один рядовой поклонник. Госконцерт предложил певцу большое турне по Советскому Союзу, и Дассен охотно согласился. Подготовка его гастролей шла полным ходом. Вот только состояться им было не суждено... А уже в августе 1980-го его не стало. Но дело жизни его не загасло. Оба сына Джо Дассена — музыканты, более известен из них младший Жюль, выступающий в компании с известными исполнителями с концертами памяти отца.



*      *       *

            Казалось бы,  Судьба Джо Дассена трагична и типична для поп-идола тех лет - алкоголь, марихуана, инфаркты и, как следствие, ранняя смерть. Он умер в возрасте Высоцкого, нет, даже раньше, не дожив до 42 лет. И все же...  Джо Дассен - артист очень счастливой судьбы, почти все его песни ушли в народ и любимы уже не одним поколением поклонников по-настоящему качественной музыки. Его песни  слушают и поют до сих пор, переживая такие понятные и близкие каждому человеку эмоции.

              Джо Дассен был и остается классиком любовной лирики. Ведь это песни – о нас с вами: о любви, верности, встречах и расставаниях.   Самые знаменитые хиты его - не просто ступеньки к эстрадному Олимпу, они  давно понятны даже без перевода огромному количеству слушателей нашей страны. Джо Дассен был не просто певцом, он был артистичным человеком и очень человечным артистом. По мнению музыковедов, он, как Эдит Пиаф, Жак Брель, Жорж Брассенс и Клод Франсуа, стал общественным феноменом. Аристократ духа и аристократ сцены: тянул каждого из нас до себя,  блистательно превращая любое свое появление в праздник. Этим он приподнимал аудиторию,а не спускался до ее уровня. В этом он и помогал всем нам! Но прежде всего это был ПЕВЕЦ ЛЮБВИ. В своем стихотворении "Предчувствие любви" памяти Джо Дассена я написала:

Русская нота под небом Парижа.
Слышу. Но кто ты? Тебя я не вижу!
Только одесских лиманов приливы...
С ветром неся южный запах оливы,
Кто-то в отверстое небо шептал:
"Слушай Любви беспредельной астрал.
Выбери краски, укрась, как невесту,
Ту, что не смеет занять рядом место.
Внемли приходу Вселенской души...
Чествуй её и навстречу спеши!"

                4.01.17