Целебная сила любви

Ника Лавинина
   Бабушка Соня терпеть меня не может. Родители поженились против её воли. И всю неприязнь к маме старушка невольно перенесла на меня. Папа выступает в роли дипломата. Подозреваю, если бы не он, мы давно бы начали семейную войну.

   В первые дни Нового года мне ужасно хочется спать. Но отец говорит:
– Сегодня поедем к бабушке. Она зовёт тебя в гости.
– Что это вдруг на неё нашло? Она же меня ненавидит.
– Перестань! Тут уже не до ненависти. У неё обнаружили рак. С таким диагнозом не шутят.
– И давно ты это узнал?!
– Утром. Хватит болтать. Собирайся!

   Спустя полчаса мы уже ехали на другой конец Москвы. Папа был серьёзен, как никогда. Бабушка встретила нас на пороге. Я не видела её полгода – и была поражена происшедшей в ней перемене. Она была похожа на мумию, только глаза по-прежнему выделялись на её худом, морщинистом лице. Меня удивил её радушный приём – она обняла меня и поцеловала, чего никогда прежде не делала.
– Деточка, как я рада тебя видеть!

   У бабушки на глазах блеснули слёзы. Мне стало стыдно, что я столько времени игнорировала её. Садимся пить чай с пирогами. Чувствую себя не своей тарелке. Внезапно бабушка многозначительно переглянулась с папой и обратилась ко мне:
– Ника, ты знаешь, что я неизлечимо больна? Это вопрос нескольких месяцев. Так вот, я хочу сделать тебя наследницей.
   Я чуть было не сказала: «Спасибо, не надо!», но вовремя придержала язык. Отец пояснил:
– Бабушка хочет подарить тебе квартиру, которая осталась от деда.

   «Вероятно, речь идёт о той «однушке», где он встречался со своими девицами», – подумала я. Дед называл эту квартиру «гнездо любви». И вот по роковому стечению обстоятельств бабушка решила завещать её мне. После всех наших стычек и взаимных обид! Странное решение. К тому же, я понимаю: «гнездо любви» станет моим вместе со всеми семейными тараканами. А соседство с такой весёлой компанией меня напрягает. Увидев мой настороженный взгляд, бабушка заметила:
– Только посмотрите на неё! Ей дарят квартиру, а она ещё недовольна. Любая девушка была бы счастлива, а наша нос воротит!
– Бабуль, делай, что считаешь нужным. Спасибо, но не думай, что я упаду на колени и буду целовать твои ноги.

   В воздухе повисло напряжение. Тёплый вечер грозил перейти в скандал. Папа рассмеялся, чтобы разрядить обстановку.
– Ну и язвы вы обе! Мама, успокойся! А тебе, юная особа, не помешало бы научиться держать свой вредный язык за зубами. А то однажды тебе его откусят.
– Кто? Ты?
– Да кто угодно! Ты мёртвого достанешь!

   Бабушка расстроилась. Не хотелось огорчать её ещё больше, но в меня будто вселился бес противоречия:
– Извини, бабуль! Не хотела тебя обидеть. Конечно, я благодарна. Просто понимаю, что всё не случайно. Не желаю расплачиваться по счетам нашей семейки. Ведь это не просто квартира, а «гнездо любви». Значит, мне придётся собирать выщипанные перья дедушкиных райских птичек. Приготовь мне пылесос!
   Бабушка опешила – и растерянно посмотрела на отца, который не смог удержаться от улыбки.
– Это кошмар, а не девочка! Как ты воспитываешь дочь?
   Папа только рукой махнул.
– Ничего, жизнь воспитывает больнее.
– А в чём дело? Разве я сказала неправду? Или бабуля думает, что я ещё ребёнок? Про дедушкины похождения я давно знаю. Шила в мешке не утаишь. Но дед, вроде бы, никогда не делал из этого тайны. Либо принимайте его таким, как есть, либо забудьте, как страшный сон!

   Бабушка испуганно переводила взгляд с меня на отца.
– Мама, не бери в голову. Глупо делать вид, что Ника ничего не знает. И ей не откажешь в наблюдательности.
– Мне больно слышать такое от собственной внучки!
– Маме тоже было больно, когда она умирала! – воскликнула я, – но рядом никого не было. Близость смерти открывает глаза. Я – твоя смерть, бабушка! Пойми, я другая, и никогда не буду такой, как ты хочешь!
– Зачем так жестоко?
– Потому что это правда!
– За что мне такие муки? – простонала бабушка и вдруг заплакала.
 
   Мы с отцом растерянно смотрели на неё и друг на друга. В папином взгляде явственно читался укор. Но мне казалось, что выплакаться стоит. Возможно, бабушкины обиды выйдут вместе со слезами – и ей станет легче? Появятся принятие и смирение. Если же нет – что тогда? Чем будет её смерть для отца? Я видела, как ему тяжело. Сколько раз он пытался примирить нас – и каждый раз терпел поражение.

   Внезапно я почувствовала, как сильно люблю папу. Из этого состояния безусловной любви взглянула на бабушку. И не увидела, как прежде, неприязни. Это была Судьба. Одинокая женщина, цеплявшаяся за свои иллюзии. Любящая мать. Энергичная девушка, полная надежд на будущее. Девочка-подросток, пережившая войну. Ребёнок, который мог попасть в Дахау, и только чудом избежал смерти. В истоках этой жизни плескалась и бурлила Любовь. Так неужели ради неё мы не справимся с личными обидами и не шагнём друг другу навстречу?

   Подхожу и обнимаю бабушку. Она растерянно смотрит на меня, ожидая подвоха. Но его нет. Я готова открыть ей своё сердце. Не знаю, можно ли стать ближе за один вечер, но попытаться – стоит. Как жаль, что так много времени упущено!

   Через несколько дней отец говорит:
– Похоже, мы зря перепугались. Повторное обследование не выявило болезни. Мама в шоке. До сих пор не знает, верить ли своему счастью.
– Да, папа. Верить стоит всегда!