3 января 1565 года - переломная дата в истории России. Это был день начала опричнины при первом русском царе Иоанне Васильевиче (І;а;ннъ Васи;лїевичъ) по прозвищу Грозный (1530 - 1584). Царь Иван IV, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области), объявил народу, что из-за злоупотреблений и измены бояр и заступничества духовенства за изменников, оставляет свое государство и поселится там, где Бог ему укажет.
Тогдашняя Русь была потрясена. Как это жить без царя? А кто суд будет вершить над притеснителями народа боярами да дворянами? Кто страну будет защищать от врагов-захватчиков? Посланцы всех слоев населения умоляли митрополита уговорить царя не бросать государство своё, детей своих.
Государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года) предпоследний из династии Рюриковичей, сумел покончить с удельным княжеством на Руси, что не обошлось без крови представителей старых княжеских родов, больше пекущихся о своих уделах, чем о Державе Российской (Московской).
Вот за это и невзлюбили враги России русского царя, оболгали его перед историей. А представителям новой династии Романовых с их придворными историографами тоже было выгодно утвердить себя в лучшем виде на фоне "кровавых" событий второй половины XVI века и Смутного времени. То, что они были такими уж кровавыми, явная выдумка заказных историков и не идёт ни в какое сравнение с событиями его современников в Западной Европе.
А наш первый Помазанник Божий был во многом и в самом деле первым. Заслуга Ивана Грозного в издании первых русских печатных книг – несомненна. Первая аптека появилась при нём, первое регулярное войско – стрельцы, тоже при нём. Иван Васильевич – основатель регулярных погранвойск, утвердивший 16 февраля 1571 года «Устав сторожевой и пограничной службы».
Много на Руси было вредных и нелепых обычаев, связанных с религиозными предрассудками. Горели деревянные дома, городские кварталы, выгорали целые города от непогашенной лучины или свечи. Но пожары не тушили, мол, на это воля Божья! И тут пришлось царю взять на себя грех и срубить несколько кондовых в упорной вере ответственных голов, чтобы изменить отношение в русском обществе к пожарам.
Русь была "деревянной". В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.
«А ведомо в том Приказе, всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятся те мастеры, и их собирают из всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытыми быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь) и кирпишные дворы и заводы, а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе...».
Обратили внимание на официальный старый русский язык наших предков 433 года назад? Правда, всё понятно? Если бы в сочинении так написал бы школьник, двойки и вызова в школу родителей ему не миновать в советское время, а как сейчас обстоят дела и не знаю...
Это был один из самых выдающихся государственный деятелей России. И народ интуитивно чувствовал и ценил своего царя-батюшку, хотя бояре и князья ненавидели его за ограничение их власти и всячески желали извести его самого и всех его близких. При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы).
Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км; до 5,4 млн км;, к завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.(Википедия)
Учреждение опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства, усилило государство. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.
Иноземцы страшились первого русского царя, им великая самодержавная и крепкая центральной властью объединённая Россия была не нужна ни тогда, ни сейчас. И в этом отношении геополитика ничуть не изменилась. Очень многое осталось преднамеренно покрыто мраком забвения об эпохе Ивана Грозного. Не любят таких выдающихся деятелей, как и первого императора России Петра Великого. Первых вообще не любят те, кому история и фортуна отвели вторые роли.
Так один из ценнейших источников эпохи Ивана Грозного, «Стоглав», долгое время был недоступен историкам. В 1667 году он был запрещён патриархом Никоном как еретическое произведение. Почти двести лет этот документ был засекречен! Признаюсь, и я его в руках не держал, а кто держал, пусть первым бросит в меня камнем. Разве до всего дотянешься при нашей текучке! Но обещаю, как славный царь Салтан, изыскать время: "коль жив я буду, славный остров навещу, у Гвидона погощу!".
А взять, к примеру, Джером Горсей, чего он только не насочинял в своих "Записках о Московiи XVI в;ка". Наряду с достойными внимания зарисовками быта на Руси того времени сочинение полно всяких небылиц. Сначала служащий и агент компании английских купцов, торгующих в России, затем посол английской королевы при русском дворе, приехал в Москву в 1572 г. и после восемнадцатилетнего почти беспрерывного пребывания в России окончательно вернулся на родину в 1591 г.
Так этот "свидетель" уверял европейскую общественность, что кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек, притом, что населения в том Новгороде было едва 30 тысяч... И собачьи головы и мётлы у сёдел опричников – выдумка. Опричники носили на поясе символ метлы, выметающей измену, шерстяную кисть.
Лживой была и выдумка, что Иван Грозный убил собственного сына, здорового наследника престола. Смерть сына Ивана явилась величайшей трагедией для династии Рюриковичей и России в целом, следствием чего и явилось Смутное время. Илья Ефимович Репин поддался на лживую пропаганду, написав картину: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".
Обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущён её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намёка на сыноубийство. Но это зловредное искажение истории получило широкое распространение и попало в школьные учебники.
Факты же, свидетельствующие о смерти царевича Иоанна от отравления, вполне обоснованны. В.В. Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определённо – это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма».
Экспертизу не проведёшь. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, – пишет Манягин, – были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Фёодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. Учёные обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырёх скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.
После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году). Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей (см.: Коробов П. «Царская усыпальница». – «Независимая газета», 2000, 26 апреля). http://ru-an.info/
«С «лёгкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской, – писал митрополит Иоанн. – Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи»
Все клеветнические измышления исходили от западных посланников. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции и преследованиями протестантов, что в России порядки не лучше.
«Начиная с Карамзина, – писал митрополит Иоанн, – русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского Народа…».
А. Гулевич в книге «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами».
А историчский ларчик просто открывался. Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королём Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли.
Ход войны оказался неудачным для царя. Но в начале всё шло хорошо. В конце декабря 1572 года царское войско выступило из Новгорода и осадило крепость Пайду. Цели похода были самыми амбициозными – полностью очистить от шведов территорию, захватив Ревель (Таллин) и Пернов (Пярну). Пробить выход России к Балтике.
Дело Ивана Грозного продолжил Пётр Первый. И на это ему потребовалось 21 год изнурительной Северной войны с могущественной тогда Швецией. Вся Прибалтика была "взята на шпагу" и при заключении мира со Швецией была ещё и выкуплена Первым Императором России у шведской королевы. Всё это достояние русского народа было спущено в унитаз истории недостойными России предателями Горбачёвым и Ельциным со своими сторонниками в 1991 году.
Ободренный недавним полным разгромом крымского хана Давлет-Гирея вместе с турками под Молодями и начавшимся со смертью Сигизмунда Второго периодом "бескоролевья" в Польско-Литовском государстве, Грозный смог отмобилизовать для похода едва ли не все наличные воинские контингенты своей страны. Он сам прибыл в зону боевых действий, намереваясь управлять войсками лично.
Но случилось несчастье. Погиб при взятии крепости Пайду (Вассенштайн, ныне – эстонская Пайде) от огнестрельной раны его верный слуга и глава Розыскного приказа Малюта Скуратов ( выехавший из Литвы мелкопоместный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, который при всём благоволении к нему царя так и не стал ни боярином, ни даже окольничим, довольствуясь предпоследним думным чином – думного дворянина).
Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу... Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Русскую Церковь открыто, путём крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.
«Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви». – Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлёкся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
(Флорентийская уния, иными словами, соглашение об объединении православной и католической церквей, была подписана в 1439 году во Флоренции. Эта уния явилась очередной попыткой Рима распространить католичество силой. В ответ на нее в 1448 году собор епископов в Москве объявил Русскую Церковь автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха).
Сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшедшего. В беседе с иезуитским посланником Рима Иоанн Васильевич ответил: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская – одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера».
Миссия потерпела полный провал, и взбешённый Поссевин, по злобе своей, сочинил миф о том, что Иоанн Грозный в порыве гнева убил своего сына и наследника престола царевича Иоанна Иоанновича. Он сочинил байку насчёт простоволосой невестки царя, а потом подкрепил байку якобы заговором наследника с боярами против отца.
На картине Репина по истории Карамзина царевич умирает на руках у царя от рокового удара острым посохом в висок. В реальности согласно летописям Иван Иванович умирал от тяжелейшей простуды, как считали современники, четыре дня, в Александровской слободе. Впоследствии стало ясно, почему царевич угасал четыре дня – это было вызвано отравлением сулемой.
Подхватил и развил версию о «сыноубийстве» и ещё один проходимец – немец Генрих Штаден, прибывший в Москву с задачами разведывательного характера. Штаден написал клеветнические записки, которые Карамзин посчитал за правдивые и которые были разоблачены советскими историками.
Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, разгромить и упразднить православную веру, а затем превратить русских людей в рабов. Вот чьими данными пользовались многие русские историки, описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна Грозного.
Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, что «в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно Православной России, тем более императорской и не расчленённой России". http://ru-an.info/
Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага (И.Ильин)
(Продолжение следует)