Коммунизм - 50 лет спустя. Глава 24

Иосиф Сёмкин
                Глава 24
                КАК ПОПАСТЬ И ПОСЕЛИТЬСЯ
                В ОДНОЭТАЖНОЙ АМЕРИКЕ

        Сразу же обратим внимание читателя на то, что это не инструкция для желающих ринуться в Америку на постоянное место жительства, тем более что способов попасть на ПМЖ в Америку много: сколько желающих туда попасть, столько и способов. И всё же не удержусь, чтобы не рассказать байку об одном бывшем «советском человеке». Он с сыном попал в Калифорнию через Мексику. Получили каким-то образом визу в эту страну, а потом, подобно мексиканцам, перешли границу, точнее, перелезли через пограничный забор с Соединёнными Штатами Америки. Затем сдались пограничной полиции. По закону их выслали обратно. Через некоторое время они снова проделали тот же маршрут и опять: «Сдаёмсу!» На этот раз их посадили в американскую тюрьму. Они отсидели полгода, потом их снова выслали в Мексику. Прошло совсем немного времени – наши герои снова предстают пред очи администрации тюрьмы, и радостные служители святого Ипполита принимают с распростёртыми объятиями своих знакомцев, ибо те пришлись тюремщикам по душе за своё благочестивое поведение. Когда пришло время их очередного освобождения, то оказалось, что они уже провели достаточное время на территории Соединённых Штатов для того, чтобы хлопотать о получении вида на жительство, учитывая к тому же, их лояльную тягу к этой стране. С помощью одной из правозащитных организаций, коих в Америке – сколько надо, вид на жительство лазутчики получили. Насколько это верно – не могу сказать, но: «В Америке возможно всё».

   Но вот есть же люди, которых никакими американскими калачами в Америку не заманишь, а попадают они туда даже вопреки своей воле. Так произошло с моим земляком и одноклассником и его семьёй. Я уже упоминал об этом в девятой главе.
Дмитрий с женой в начале нулевых годов были уже на пенсии. К этому времени семья его дочери уехала в Америку. Через некоторое время после её отъезда к ним  в дом начали наведываться некие люди и стали интересоваться стальными голосами, не хотят ли пенсионеры убраться отсюда куда подальше. Этот интерес продолжался не один раз, и каждый раз всё новыми интересующимися лицами, пока пенсионеры не поняли, что от них требуется. Они начали собираться к своим детям в Америку.
 
    Вот они, «лихие» девяностые, «непростые» нулевые. Так кто их делал такими? Увы, много лиха исходило не только от организованных преступных группировок, но и от прикрывавших их власть предержащих, когда власть, пусть даже небольшая, пьянила людей, давала им, по их мнению, неограниченную свободу действий, начисто отбивая способность спрогнозировать будущее.
 
   Короче говоря, люди не захотели бесследно исчезнуть в те «лихие» годы, и, несмотря на все те трудности, которые им чинили «братки» в местных органах власти, им всё-таки удалось выехать к детям в Штаты. В Америке иммиграционные власти признали их беженцами.
 
   Как же живёт такая категория граждан в Америке?
 
   Сначала несколько штрихов того общественно-экономического фона, на котором следует просматривать эту категорию граждан, живущих на предоставленных им правах в Америке.

   Да, Калифорния – это не вся Америка, но про неё и не скажешь: ещё не Америка. В Калифорнии наиболее ярко проявляются лучшие черты Америки, поскольку здесь собрались самые разные люди со всех уголков Земли. И всем здесь хватает места, все живут в атмосфере добросердечности и взаимоуважения.
 
    Калифорния самый большой и самый населённый штат США. Здесь зарплаты, пенсии и пособия выше, чем в других штатах, но и цены здесь на всё выше. Впрочем, если сравнивать цены здесь, в Ливерморе и в Минске, то ещё задумаешься, где они выше по многим видам товаров. На основные виды продуктов цены здесь сопоставимы с ценами в Минске. Кроме цен на хлеб. Хлеб здесь значительно дороже белорусского. Цены же на мясо равного(?) качества, пожалуй, выше в Минске.(Вопросительный знак относится к мясу, продаваемому в наших государственных магазинах. Вот на наших рынках мясо сопоставимо с калифорнийским). На мясо птицы цены одинаковые; на овощи, фрукты здесь цены ниже, к тому же ассортимент овощей и фруктов абсолютно несравним с тем, что мы видим в Минске, даже в сравнении с таким провинциальным городком, как Ливермор.

     Надо также иметь в виду, что цены на одинаковые по качеству продукты и товары могут сильно отличаться в зависимости от того, в каком магазине города или в каком городе они продаются. Разброс цен за один и тот же товар одинакового качества очень велик, до полутора раз, так что выбирать есть из чего, особенно пенсионерам. При этом если кто-то в состоянии купить товар в 1,5 раз дороже, чем такой же – в магазине рядом, он и будет его покупать, но это ни в коей мере не отражается на взаимоотношениях людей с разной покупательской способностью: покупатели и первого и второго магазинов одинаково уважительно относятся друг к другу. Это характерно для всей Америки – сегодня неприлично кичиться своими возможностями. Любой покупатель может заходить в самый фешенебельный магазин и купить то, что он хотел бы либо просто поглазеть на товары этого магазина. Последнее испытано на себе. Да, в фешенебельных магазинах много товаров всемирно известных фирм, но также их много и в менее престижных магазинах, однако факт покупки товара в престижном магазине поднимает самооценку покупателя. Всего лишь.
   
     Ещё раз подчёркиваю, что не каждый штат Америки имеет такие экономические возможности, как Калифорния, но в каждом штате своё соотношение зарплат и цен, пособий и льгот, что, в конечном счёте, приводит к уровню жизни, находящемуся в приемлемых пределах в целом по США.

     А где и как работают калифорнийцы? Об этом я уже немножко говорил в главе «Как живёшь, Ливермор?». И о том, что работу находят в других штатах не только калифорнийцы, лишь бы найти приемлемую работу – будем летать на работу еженедельно самолётом. Сугубо физическая работа сегодня уступила место интеллектуальному труду в силу мощного развития технологий. «Выжимания пота» на конвейерах сегодня уже не увидите в Америке. Пришла в соответствие и оплата труда по способностям, что привело к развитию технологий, то есть круг интересов замкнулся. Поэтому сегодня ценится способность проявить себя в работе – это главное условие успешного поиска работы. Конечно, есть и такие работы, которые приходится выполнять иммигрантам, что порождает у многих из них неприятие «американского образа жизни», но никто не мешает применить свои способности на совершенствование применяемых технологий на таких работах – и вам воздастся. Пишу со слов Ивана, он это уже проходил.

   Имея даже такое общее представление о том, как работают люди в Америке, я задавал сам себе вопрос: а можем ли мы достичь производительности труда, пусть не такой как американцы, но хотя бы приблизиться к ней? И отвечал: нет. Мы выросли из шинели социализма и продолжаем жить теми же, социалистическими, представлениями: мы не зарабатываем деньги – мы получаем зарплату. Наличие у нас огромных заводов, заведомо не отвечающих сегодняшнему мировому уровню производства, то есть технически и технологически отсталых на многие годы, и на которых сохраняется экономически необоснованное чрезмерное количество работников – уж одно это никогда не приведёт к повышению производительности труда. Лозунг – «любой ценой сохраняйте рабочие места» призывает вести не вперёд, а назад, в непривлекательное прошлое. И сейчас ещё раз повторяю: тот социализм, который мы построили, убил в человеке желание сделать что-то большее, лучшее во благо себе и, в конечном счёте, всем, но породил желание спрятаться за спины других и, не надрываясь, получать, как все.
 
   Увиденное и услышанное в Америке порождало вопросы и ответы на них. Думается, чем раньше мы будем задавать себе подобные вопросы, тем меньше ошибок и неверных выводов сделаем, оказавшись перед необходимостью выбора.
Можно вспомнить много других вопросов, возникавших во время пребывания в Америке – всех и не перечислишь. Ну, вот, например, почему в Америке отсутствует проблема жилья. Это очень важный вопрос, я немного уже ответил на него. Отсутствие такой проблемы порождает свободу передвижения рабочей силы и это сделало Америку такой, какая она есть.
 
   Или вот тоже интересный вопрос частной собственности. Мы её боимся, как чёрт ладана. Владельцы частной собственности чувствуют себя у нас очень неуверенно. Да, у нас законы принимаются как бы «для всех форм собственности». Все вроде бы равны перед законом, но государственная форма собственности – любимица закона. К ней закон на практике более снисходителен, как снисходительны бывают родители к шалостям любимого дитяти. Ну, разве что, когда в особо крупном размере «шалость».
Наше представление о частной собственности в Америке сегодня нуждается в корректировке. Сегодня в Америке чаще можно встретить стремление к избавлению от частной собственности, чем к её приобретению. Во всяком случае, к качественному состоянию частной собственности интерес гораздо выше, чем к количественному. Много собственности передаётся в дар муниципалитетам, обществам, учебным заведениям, благотворительным организациям.
 
А теперь вернёмся к той категории граждан, которая нуждается в социальной помощи, и рассмотрим, как они живут.
 
   Иммигранты, откуда бы они ни приехали в «одноэтажную» Америку, как правило, снимают апартаменты в частном жилом комплексе, состоящем из нескольких двухэтажных (других я не видел)  многоквартирных, с общими коридорами, домов, крытых стоянок, бассейна, подсобных помещений, например, прачечных, душевых – этакий замкнутый крошечный городок со всеми удобствами для жизни.  И весь этот городок утопает в роскошной субтропической зелени и цветах, поэтому увидеть его в целом не удаётся. Хорош такой комплекс тем, что всё под рукой: захотелось искупаться – пожалуйста, бассейн к вашим услугам. Посидеть в тени такого великолепного двора-сквера – и то большое удовольствие. Надо куда-то поехать – здесь же открытая гараж-стоянка на тот случай, если вы вознамеритесь купить автомобиль.
 
    Кругом чистота и порядок, потому что дворовые рабочие, именуемые у нас дворниками, здесь люди большей частью образованные и культурные, обязанности свои исполняют очень добросовестно. (Да, они большей частью иммигранты, но это их осознанный выбор, возможно, стартовая позиция в стремлении найти в этой стране своё место, равнозначное их способностям).
 
    Вот в этом и заключается притягательность жизни в таких «одноэтажных» городах.
    Теперь перейдём к тому, во что же обходится такая жизнь людям, живущим на пособие правительства Штата Калифорния.

    Начнём с затрат, которые у нас именуются коммунальными платежами, а также с постоянно необходимых расходов.

    Итак, квартирная рента, как здесь называют квартплату, 412 долларов в месяц за две небольшие спальни (что соответствует нашему понятию трёхкомнатной квартиры) при полной стоимости $1200. Льгота, как видите, приличная. Недостающие деньги собственнику жилья доплачивает, разумеется, казна штата.
Расходы на электроэнергию и газовое отопление составляют в среднем 75 долларов. (Отопление включают сами жильцы, они же и задают необходимую температуру. Продолжается оно, в среднем, три месяца в году).
Абонемент в физкультурно-оздоровительный центр с бассейном стоит 15 долларов на человека. 

   Стационарный телефон с интернет-модемом обходится в 30 долларов. При этом интернет-трафик не тарифицируется, как у нас, – можешь сидеть в сети хоть круглые сутки.

    Холодная вода для этой категории граждан подаётся бесплатно, а горячую они получают через электронагреватель.
 
    Итак, расходы на поддержание жилищного сервиса и оздоровительных мероприятий составляют порядка 600 долларов в месяц. (Напомню, что медицинское обслуживание этой категории полностью оплачивается правительством Штата Калифорния).

  Пособие, выплачиваемое таким сеньорам, составляет 703 доллара на человека в месяц или в сумме на двоих $1406. Легко догадаться, что на всё остальное, что необходимо человеку для жизни, остаётся порядка 800 долларов на двоих. При этом, цены на основные продукты питания, как вы уже запомнили, сопоставимы с ценами в Минске, а на овощи и фрукты заметно ниже. Одежда, обувь, товары первой необходимости в большие затраты вас не вгонят. Но если вас потянет в магазины типа «от Версаче» или «от Гуччи», то туда вам и дорога, но только не рассказывайте потом сказки, что в Америке всё очень дорого.
 
    Разумеется, это частный случай, наблюдаемый мною в Калифорнии, но из частных случаев складывается общая картина. Услышанные мной рассказы от других людей, побывавших в те же первые годы второго десятилетия нашего века в других штатах Америки, так или иначе, подтверждают мои наблюдения и выводы. Конечно, не исключаются и другие наблюдения. Америка, так же, как и любая другая страна, не идеальна, как не идеально и человечество.

    Но – вот такая она, Америка, дающая приют сотням тысяч людей со всего света, оказавшимся в Америке своей ли волей, часто без приглашения, или по чьей-то  воле, ища защиты у Америки, и получая её.


                Продолжение следует http://www.proza.ru/2017/01/04/1327