Незабываемое... для Пушкина...

Людмила Дементьева
И всё - таки мы - счастливые люди! Есть у нас немало незабываемых имён. Но не всех можно так назвать. Почему? - Да потому, что они постоянно живут в нас, их и вспоминать не нужно! Их советы, стихи помогают нам  в жизни. Мы мечтаем о встрече с ними и даже стихи об этом пишем:

Для нас теперь уже не ново:
Творит наука чудеса,
Что из недавнего былого
Людей доносит голоса.

Но века прошлого начало
Немым останется для нас.
Как слово Пушкина звучало?
Увы! услышать хоть бы раз,

Как он, волнением объятый,
Друзьям Онегина читал.
Как он смеялся!-
Век двадцатый,наверное,
Добрее стал!

Как угадала Ольга Орлова, что мечтаем мы о встрече с Пушкиным. Помогают нам в этом П.В.Анненков, П.Раевский, И.А.Новиков, Н.Эйдельман, А.Гессен и много других писателей, составляющих нашу Пушкиниану.

Интересно, а какие моменты были незабываемыми для Пушкина? В те годы популярны были балы. Один из них в 1828 - 29г.г., когда в доме Кологривовых на Тверском бульваре Пушкин впервые встретил 16 - летнюю Наташу Гончарову. Об этом писала его мать сестре Пушкина О.С.Павлищевой:"Он очарован своей Наташей,говорит о ней, как о божестве". Ей он посвящает  "На холмах Грузии лежит ночная мгла".
Стихотворение написано поэтом на Кавказе в 1829 году.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

С конца апреля 1830г. Пушкин считается женихом Натали Гончаровой. И в его автобиографическом наброске "С французского" появляется запись:"Участь моя решена. Я женюсь... Та, которую любил я целых два года, которую везде первою отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - Боже мой, она почти моя". В разговоре с Баратынским предстоящую женитьбу Пушкин назвал
"вершиной своего счастья". Восторг и счастье незабываемы для поэта.

Сегодня нашла письмо - А.С.Пушкин - невесте Н.Н.Гончаровой. Из Москвы в Полотняный завод. Начало июня 1830г. "Итак, я в Москве,- такой печальной и скучной, когда вас там нет. У меня не хватило духу проехать по Никитской, ещё менее пойти узнать у Аграфены. Вы можете себе представить, какую тоску вызывает у меня ваше отсутствие. Я раскаиваюсь в том, что покинул Завод, - все мои страхи возобновляются, ещё более сильные и мрачные. Мне хотелось бы надеяться, что это письмо уже не застанет вас в Заводе. - Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас." В письме и любовь, и тревога, и счастье ожидания встречи.

Спустя два года ожиданий,надежд Пушкин уже сам пишет Плетнёву:"Я женат- и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь.Это состояние для меня так ново,что,кажется, я переродился." Немного позднее Пушкин уже жене пишет:"Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив."

А до свадьбы, в 1830г., после получения согласия, 6 мая состоялась помолвка. А.С.Пушкин благодарит Творца за своё счастье.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Удивительные хлопоты предстояли Пушкину, но они радовали его. Он снял квартиру из 5 комнат: зал, гостиная, кабинет, спальня, будуар. Будуар специально для хозяйки(такие бывали только в богатых домах) для неофициальных приёмов.  Ай да Пушкин! Квартиру свою он сам отделал заново. Гостиную оклеил  лиловыми обоями под бархат! И привёз сюда жену! На Арбат, 53.

18 февраля 1831г. состоялась свадьба. Три месяца после свадьбы Пушкины живут в Москве. Бывают на приёмах, балах. А 27 февраля молодые пригласили к себе гостей. Замечательный был ужин! Это для Пушкина - то, привыкшего жить по трактирам! - Незабываемо!

Фото- картина "Я помню чудное мгновенье"(1989г).
               Художник Татьяна Духанова.

Нов. ред. 16.03.2019.
Дополнено:03.09.2020.