Непрошеный помощник

Мишаня Дундило
Дело было в районе Большого Кавказа, в ту пору, когда я
 
а) только что женился, 
б) по инерции, не имея сил остановиться, все еще занимался горным туризмом, и
в) закончил так называемый "инструкторско-методический поход"  по перевалам Центрального Кавказа. 

Каждому участнику этого похода следовало принять после его завершения группу и учинить с нею простейший спортивный поход в том же районе.  Но для меня, как для свежеиспеченного женатика, было сделано исключение: у тебя, мол, медовый месяц, ступай к жене, а зачетным походом потом отруководишь.

Пока я шастал по горам, жена моя отдыхала в Сочи у моего армейского приятеля (так вот оригинально начался наш с нею медовый месяц - я в горах, она на побережье).  Страшно не хотелось покидать горы, но что поделаешь - судьба велит впрягаться в лямку семейной жизни.  И я двинулся на черноморское побережье из Баксанской долины кратчайшим путем через перевал Донгуз-Орун.

Перевал этот не представляет из себя никаких трудностей, доступен для прохождения в одиночку, но путь слегка осложняется после сильных дождей, когда набирают мощь боковые притоки речки Накра, текущей по юго-западную сторону от перевала.

И вот перешел я под диким дождем перевал, иду по ущелью Накры.  А слева течет ручей Квиш, который по случаю дождя превратился в полномасштабную горную речку.  И переправа через эту речку - только прыжками с одного скользкого камня на другой.  Или по пояс в воде, а что это такое, лучше на себе не испытывать, когда нет страховки.

Покуда я стоял на берегу Квиша в позе Наполеона и обдумывал стратегический план переправы, гляжу - бежит прямо на меня ужасная лохматая тварь.  Типа волк.  Но соображаю, что волков-то в округе нет, все отстреляны местными охотниками во имя спасения пасущихся повсюду невинных овечек.  Тварь, эйфорически визжа, тычет меня лапами в плечи и сажает больно-пребольно пятой точкой на острые камни, утыкаясь слюнявой мордой мне в лицо.  И визжит, гадина, от необъяснимого наукой восторга. Едва удалось отбиться, и пёс (как выяснилось потом у знатоков, это была кавказская овчарка) куда-то убежал.  Думаю - слава Богу.  Да не тут-то было.

Рюкзак был тяжел - в час прощания мужики нагрузили меня излишками снаряжения и продуктов.  Прыгать с камня на камень с тяжелым мешком - занятие для самоубийц.  И потому, резонно распотрошив рюкзак и оставив большую часть барахла на расстеленном спальнике, я понес минимум - рассчитывая, что перенесу на тот берег весь груз за несколько рейсов небольшими порциями.

Едва выложил из мешка часть доставленного барахла на берег, вижу: пес, прыгая подобно мне с камня на камень, тащит мой спальник.  Тащит, совершенно не заботясь о его сухости и сохранности - по воде, рассыпав предварительно все то, что было на нем сложено.  Бросает передо мной мокрый спальник и сломя башку бросается обратно.  Черт с ними, с консервными банками, с тряпьем, с примусом в конце концов - но там же чужое снаряжение, за которое я отвечаю, там два фотоаппарата и кинокамера Кварц-2 Красногорского оптико-механического завода, не приспособленные к жизни под водой и к ударам о мокрые камни.  И все это — на шнурках, вцепиться в которые и проволочь по воде и камням собаке как два пальца.

Господь велик - он дал мне возможность пресечь медвежьи услуги пса на корню.  Все остальное не пострадало - я перетащил груз на другой берег самостоятельно в несколько приемов, как и планировалось.  А пес, слава Всевышнему, снова куда-то исчез.

Намокший спальник набрал пару-другую килограммов лишнего веса и идти стало заметно труднее.  Выглянуло солнышко.  Я распялил спальник на ветках с целью просушки, а сам решил перекусить и отдохнуть.  Вскрыл банку свиной тушенки, съел часть, оставив вторую часть на ужин, завалился прямо на травку и заснул.

Просыпаюсь от ощущения, что кто-то грубо и бесцеремонно бьет меня непонятным предметом по голове.  Гляжу - это мой чертов "помощник".  Лапа у него тяжелая и жесткая.  Пока я размышлял, чем бы это отоварить зверя по башке в качестве ответной акции, он (зверь) посмотрел на меня каким-то просящим, почти человеческим, взглядом, жалобно вякнул и совершенно по-людски ткнул своей тяжелой и грозной лапой в сторону  открытой банки с тушенкой.  До меня дошло: зверь ведь мог все сожрать, меня не спрашивая, но предпочел меня разбудить, чтобы попросить разрешения.  Я умилился.  Я подвинул банку поближе к морде пса и потрепал его по башке.  Пес, визжа, расправился с угощением и бешено завилял хвостом.  А потом снова куда-то удрал.

Спальник почти просох.  Я запихал его в мешок, собрал разбросанные по траве шмутки и двинулся лальше.  Всего десяток километров оставался до ущелья реки Ингури, вдоль которой идет цивильная асфальтовая дорога.  Но до Ингури, чувствую, не доберусь.  Сильно утомил тяжелый рюкзак и приключения прошедшего дня.  Слава Богу, назойливый пёс куда-то отвалил.  Иду, а тут уже попадаются первые следы человеческой деятельности - в виде стогов сена, в частности.  Черт с ней, с палаткой - ставить не буду, заберусь под сено и переночую.

Будит меня рык.  Тяжелый такой, угрожающий рык.  Высовываю глаз из спальника и вижу следующую сцену: рядом со мной сидит, вздыбив шерсть, мой "помощник" и на кого-то (или на что-то) там рычит.  Гляжу - на заднем плане, на фоне светлеющего горизонта, чернеет контур свана, местного жителя.  Да - пес охранял мой сон от непрошеного пришельца.

Добрался я до Ингури, лезу в кузов попутки.  И тут снова нарисовывается пес.  Жалобно скуля и взвизгивая, он бежит следом за машиной километр, второй, третий....  Несколько раз пытался запрыгнуть в кузов - понятно, без успеха.  Потом отстал и скрылся в придорожных зарослях.

Именно в этот период я задумался над словами "собачья привязанность".  У меня не было собачьей привязанности к жене, которая ждала меня в Сочи.  Ни к кому я никаких привязанностей не испытывал, а любая внешняя привязанность меня тяготила, ибо была подобна якорю, ограничивала свободу, столь мною любимую и возносимую выше всех жизненных ценностей.  Случай с этим псом заставил меня задуматься, прав ли я со своими ценностями и установками...

**************************

P.S.  О заголовке

Непрошен(н)ый в качестве прилагательного, например, "непрошен(н)ый гость".

В орфографическом словаре на Грамоте.ру: непрошеный.
В толково-словообразовательном, там же: непрошенный.
У Розенталя: непрошеный.
В словаре Ушакова: непрошенный.

Кстати, "незваный" везде с одним "н".

Кому верить? :) И откуда расхождения? Может, раньше было принято с двумя "н", а теперь - с одним?
https://pishu-pravilno.livejournal.com/2095894.html

Больше всего я верю Дитмару Эльяшевичу Розенталю, мир праху его.