первое знакомство с наркоманом

Станислав Дышловой
Первое знакомство с наркоманом

От посёлка Ния, что на Байкало – Амурской магистрали, и до посёлка Звёздный, шла грунтовая автодорога по крутым и высоким горам. И подъёмы, и спуски были, что называется, серпантином. И когда заедешь на автомобиле по дороге на высокую гору, то далеко внизу увидишь извилистую автодорогу, которая заканчивалась деревянным временным мостом через быструю и холодную горную речку.Она была мелкая, каменистая. Берега высокие, обрывистые, крутые. И когда едешь по мосту, то видно, как далеко внизу журчит безобидно эта речушка по огромным камням да по скальным обломкам.
В посёлке Звёздный у меня была семья.  А я работал на  трассе БАМа на тепловозе с укладчиками пути, как тогда говорили - в голове укладки. Жили мы, тепловозники, в строительных вагончиках. Нас было 8-10 человек. На выходные нас иногда отпускали домой, к семьям, когда спадала напряжённость в работе. Добирались мы домой обычно попутками. Это надо долго стоять на дороге и голосовать. Другого транспорта тогда на БАМе не было. По дорогам в основном шёл грузовой транспорт. Легковушек не было, кроме начальственных служебных машин. Водители нас, голосовавших на дорогах, всегда подбирали и денег никогда не брали. А возили, что называется, за «спасибо». В те времена на БАМе работали, в основном, трудяги. Порядочные и добросовестные люди. Торгашей и авантюристов тогда почти что не было. Попробовал  бы какой – нибудь водитель взять деньги с пассажира, то его преследовало  бы на долгое время всеобщее презрение.
Да водителю и ехать будет с попутчиком веселее. Будет хоть с кем поговорить. А то, бывало, едет в дальний рейс, один – одинёшенек. Тоскливо.
Стоял я вот так однажды на автодороге возле посёлка Ния и голосовал, ждал попутку. Останавливается грузовая машина ЗИЛ-131. Дело было осенью.
Водитель был кавказец, приветливым и разговорчивым. По русски, правда, говорил с большим акцентом. Сказал, что он грузин. И вот едем мы с ним, разговариваем. Но я заметил его какое-то непонятное поведение. Едем по дороге, а он крутит руль влево – вправо, влево – вправо, машина юлит от обочины до обочины. Встречных машин встречалось мало, ну, а если и встречались, то у меня было полное ощущение, что мы сейчас врежемся в лоб. Но каким-то чудом он выворачивал и в последний момент  уходил от столкновения. Я видел округлённые глаза испуганных встречных водителей. Да и речь моего шофёра стала какой-то бессвязной, глаза круглые, чёрные.  И я не мог ничего понять: что с ним случилось? Вроде не пьяный.
И вот далеко внизу показался деревянный, недавно построенный, со свежевыструганными перилами, временный мост.  Но до моста ещё был длинный, крутой и извилистый спуск. И скажу я вам откровенно: страху натерпелся я с этим водителем неимоверного!
Но впереди меня ожидал ещё больший страх.
Проехали мы этот серпантин и стали приближаться к берегу речки. Поворот вправо, и вот он - деревянный мост. Мой водитель не прекращает крутить руль влево – вправо. И на подъезде к мосту я понял: мы сейчас пролетим мимо моста и угодим прямо в речку с крутого берега и грохнемся на камни.
И я закрыл от страха глаза. Слышу, как затрещали деревянные перила, открываю глаза: летим по мосту, что есть мочи, и с обломками перил на капоте. Фу! Слава богу, пронесло!
Проехали мост, поворот налево, и дорога пошла наверх, по жидкой, чавкающей глине. И тут мы уже поползли потихоньку, потому что по такой дороге не разгонишься.
Проехав ещё немного, мы остановились возле АРМЯНБАМСТРОЯ. И остаток пути, а это 2-3километра, я протопал по этой чавкающей глине пешком. И вскоре был дома. Рассказал об этом случае друзьям. Они поудивлялись моему рассказу и сказали, что это был наркоман. И  что мне ещё повезло, и хорошо, что так обошлось, а могло  быть и хуже.
Вот так я впервые увидел живого наркомана. Сколько лет уже прошло, а я до сих пор удивляюсь: как это мы тогда на мост попали?