Дорога к счастью. Старосветские помещики

Полина Ребенина
Алис и Иван - мои ближайшие соседи. Их дом расположен рядом с моим, он возвышается на холме, в то время, как мой дом прячется в низине. Их дом и окружающий сад тщательно ухожены, во всем чувствуется заботливая рука Алис. По обоим сторонам дорожки, ведущей к дому, посажены цветочные кусты, причем время их цветения различается по времени, когда одни кусты отцветают, начинают цвести другие, и таким образом их дом с весны до поздней осени утопает в цветущей зелени.

Алис- женщина лет пятидесяти, хрупкая и, невзирая на возраст, все ещё красивая. В всем её облике разлита тихая прелесть, как у сорванного и слегка поблекшего цветка. Определенно не розы, скорее незабудки. Ей свойственна деликатность и бережность в обращении даже с мало знакомыми людьми. Меня часто удивляло благородство её внешнего и внутреннего облика, ведь не заканчивала она институтов и работа у неё довольно незамысловатая. Она работник социальной службы, ездит по домам и помогает старым немощным старикам и инвалидам: убирает, стирает, готовит еду.

Её муж Иван постарше своей жены на несколько лет, он мужественен, спокоен и сдержан, но в общении неожиданно шутлив и ироничен. При нашей первой встрече он внимательно вглядывается в меня своими умными глазами и шутит: «Я тоже, наверное, немного русский, потому что ношу самое известное русское имя!». Его имя произносят здесь в Швеции необычно для нас, с ударением на первом слоге. Иван работает механиком на фабрике в соседнем городке. 

Детей у Алис и Ивана нет, она не любит говорить об этом, очевидно это больная тема. Однако живут они на редкость счастливо. Каждый их день состоит из заведенных, милых их сердцу привычек и ритуалов. Выходные дни начинаются с совместного завтрака, потом работа в саду, а позднее пьют они свой любимый кофе с булочками. Это кофе варит Алис по старинке, не в кофеварке, а в кофейнике на плите. Кофе вскипает и и весь дом заполняется запахом кофе. Им обоим нравится, чтобы дом в середине дня благоухал запахами кофе и ванили. Ванильные булочки Алис печет заранее и хранит их в маленьких пакетиках в морозильнике. Мне как-то довелось пить кофе вместе с ними, я попробовала её сказочные булочки, они мягкие, душистые, просто тают во рту. Все что Алис делает, делает она с душой и с заботой о муже. Иногда Иван пытается ей помочь и что-то самостоятельно приготовить, но быстро бросает эти попытки: «Меня в этом доме даже не подпускают к плите!»

Алис очень ценит спокойную неизменную любовь мужа и отвечает ему тем же. Детство было у неё очень тяжелое и воспоминания о нем всю жизнь терзают эту женщину. Маленькую Алис избивала мать и истязала так тяжко, что однажды четырёхлетняя девочка оказалась в больнице и там её еле спасли. После больницы Алис поместили в приёмную шведскую семью. Ей в этой новой семье жилось неплохо, но всю последующую жизнь Алис мучилась вопросом, за что родная мать её так люто ненавидела, что в ней было не так, за что ей выпала такая несчастливая судьба.

В семье у них было пятеро детей, но почему-то мать невзлюбила именно Алис, в то время как с другими детьми обращалась вполне сносно. И возможно, что и это стало причиной того, что красивая Алис всегда была так благодарна ничем особо не примечательному Ивану за его верную любовь и так высоко ценила свое семейное счастье.

У каждого из супругов есть свои увлечения и они не мешают друг другу в свободное время им предаваться. Иван мастерит модели кораблей и автомобилей и Алис радуется его творениям и выставляет их на видные места в уютном доме. Сама же Алис любит движение, спорт, каждый вечер после работы она идет в лес и проходит в быстром темпе по пять километров. А в выходные дни садится на велосипед и проезжает по городским и проселочным дорогам 15-20 километров. По пути она делает остановки и звонит Ивану, чтобы отчитаться о том, что все с ней в порядке. Она тщательно следит за своей внешностью, не позволяет себе поправиться, всегда к лицу одета, она стремится быть красивой, потому что "это нравится Ивану".

Алис как-то мне сказала: «Мне очень повезло, что Иван у меня такой спокойный! С ним можно хорошо жить!» Она не ищет треволнений и сильных впечатлений на стороне, а старается каждый их прожитый день «поместить в золотую раму». Так она любит говорить, это означает, что каждый момент она ценит и стремится прожить красиво вместе со своим Иваном. Неверность супружескую они оба категорически осуждают, говоря: «Нельзя пачкать в своем доме!»

Как-то Алис рассказала мне историю о том, как знакомый мужчина влюбился в неё, уже замужнюю, начал искать встреч, писать письма, буквально не давал ей проходу, сходил с ума. Алис спокойно описывает это, а рядом сидит невозмутимый Иван и слушает её рассказ. Он безусловно верит своей жене и знает, что она его никогда не предаст. Алис поясняет происшедшее так: «Этот мужчина просто хотел разрушить нашу благополучную семейную жизнь!» Дороже Ивана для неё никого нет и быть не может. Однажды она мне сказала: «Если мой Иван заболеет и умрет, то я уже никогда не выйду замуж. Я ни с кем не смогу жить после него!»

Наблюдая их счастливую, ничем не омраченную, гармоничную жизнь, вспоминаю я рассказ Николая Васильевича Гоголя «Старосветские помещики». И думается мне, а может быть и действительно прав Л.Н.Толстой в том, что «все хорошие семьи похожи друг на друга». И похожи они тем, что жена и муж любят, уважают и ценят друг друга и стремятся прожить каждый день своей совместной жизни красиво и счастливо. Они заботятся о друг друге, чувствуют взаимную ответственность, берегут свои взаимоотношения и никому не позволяют вмешаться и разрушить их. Они создают себе идолов из своих взаимоотношений, любят их верно и преданно и служат им всю последующую жизнь. Подсознательно они следуют совету Флобера "не трожьте идолов, ибо их позолота останется на ваших пальцах".