Один день в Иерусалиме. Части 1 и 2

Михаил Хесин
Предисловие

В октябре вместе с женою слетал я на 12 деньков в Турцию. Как и все. За стандартным турецким набором — солнцем; целым морем тёплой и прозрачной воды; ресторанным изобилием и абсолютной независимости от происходящих на работе событий. А как иначе-то? Ведь вот они - солнце, море, ресторан - в шаговой доступности, а до происходящих событий...
Потому, видимо, очень люблю летать самолётами. Поймите — зашёл, сел, значит. Оценил не без удовольствия  обводы кроя форменной юбки стюардессы, наддавшей плечом и коленом на дверь входа в самолёт, закрывая её напрочь. Затем последовал безальтернативному совету экипажа пристегнуться и отключить мобильный телефон... И всё — от тебя уже ни-че-го-шень-ки не зависит до следующих манипуляций грациозной стюардессы у двери. Вот этот промежуток и есть свобода!
Это отвлёкся я, простите. Продолжаю.
Тема моего рассказа вовсе и не Турция. Дело в том, что в этот раз я решил уже оттуда слетать в Иерусалим. Туристическая компания эту возможность предоставляла и сулила показать все основные достопримечательности города знакомого мне лишь по роману Булгакова.
Полетел один, без жены, которая в отличие от меня самолёты совсем не любит и именно за то, за что люблю их я. Я не про крой юбки — я про свободу, которую она считает почему-то заключением.  А главное — она доверчива с юности и избыточно  верит рассказам телевизора. А тот, зараза, ничего хорошего в те дни о перспективах Израиля не вещал, а даже и наоборот — стращал изо всех сил. И именно это мне и помогло.
- А когда же ещё, как не сейчас, если потом может быть поздно?
Против этого довода аргументы жена не сыскала...
Это была первая и пока единственная моя поездка в Израиль. И вот об этом и рассказ.

Часть первая. «На границе тучи ходят хмуро»

«Руссо-туристо» разных национальностей со всех стран бывшего СССР, стремящихся в Иерусалим из Антальи, собралось числом на большой «Боинг». Тут, нужно сказать, что россиянам виза для кратковременного посещения Израиля не нужна. Не нужна она и гражданам стран Евросоюза. А вот негражданам Латвии — она нужна. Это просто формальность — платишь в туркомпанию сколько-то денег и они переписывают данные с твоего паспорта и вперёд... но через несколько дней необходимых бюрократам, чтобы свои зарплаты оправдывать. В этом лишь и различие. В обмен на мои личные деньги и данные  мне выдали квиточек; с ним, сказали -  и лети. В аэропорту Анталья  гиды каждой группы пробубнили подопечным ценные указания- как вести себя по прилёту в Иерусалим, чтобы пройти таки контроль службы безопасности аэропорта и ближе к полночи мы были на борту самолёта. Перелёт лишь час с небольшим.
Прилетели заполночь, или около того.
Прошли длинные коридоры аэропорта и попали в зону паспортного контроля. Там выстроились в несколько очередей по числу будочек пограничников. Я подошёл к окошку со своим паспортом и заветным «квиточком». Квиточек нисколько пограничника не заинтересовал и он мне его тут же вернул. Вместо изучения квиточка он стал листать мой фиолетовый паспорт. Через времечко поинтересовался на английском — Я негражданин Латвии?
-Да!
-А знаю ли я, что  негражданам Латвии нужна виза, для посещения Израиля?
-Да, и вот квиточек, что я платил за визу! Я должен быть в каком-то списке, мне так сказали, когда инструктировали перед посадкой в самолёт.
-Ах- да, в списке! Ответствовал пограничник и стал куда-то звонить и я услышал, как израильтянин произносит на иврите, читая в паспорте латышский вариант моего неисконно русского имени с исконно нерусской фамилией.
Время шло... Абонент пограничника молчал, копаясь в списке, где кроме неграждан Латвии и Эстонии должны были находиться и граждане Белоруссии и ещё каких-то стран СНГ. Ответа я дождался, но был он не вербальным, а вполне материальным. Ко мне подошли два его сослуживца и столь же безальтернативно, как экипаж в самолёте просит пристегнуться, предложили пройти с ними в зону администрации. Хоть от меня тоже уже ничего не зависело, но в этот раз ощущение свободы почему-то не посетило. Там меня одного и оставили на некоторое время размышлять о бестолковости туркомпании.  Чуть позже ко мне подошёл ещё один пограничник, выйдя из их офиса и строго спросил - почему у меня нет визы? Я опять стал объяснять, что вообще-то я должен быть в списках и как доказательство своих слов и добрых  намерений демонстрировал квиточек. Не помогло... А ещё чуть позже ко мне подвели ещё одного, как и я, подозрительного типа. Это был молодой совсем парень, гражданин России. Его брат  работал гидом в той самой туркомпании и он, собственно, и рекомендовал ему слетать в Иерусалим из Турции. Я с этим парнем пообщался ещё в аэропорту Анталья, потому и знаю его историю. Ну ладно я — негражданин, да и не в списке. А гражданина-то России почему сюда, в пыточную? Всё просто, дорогой читатель, гражданин России родом из Махачкалы и зовут его Магомет Исламбеков, и выглядит он соответственно. Итак, представьте, как друзья по несчастью- Хесин из Латвии и Исламбеков из Росии, вместе ждут решения своих судеб, настраиваясь на обратный полёт на ближайшем самолёте по маршруту граница Израиля — Анталья, сразу же после допросов нужной степени. Через времечко подошёл ещё один служивый и стал спрашивать у Магомета как зовут его папу, маму, дедушку и бабушку и много ещё чего, что я не успел перевести с английского своему «подельнику», так как меня в списках всё-таки нашли и пригласили ступить на Землю Обетованную совсем свободным. Там, за границей, ко мне присоединился и Магомет, тоже прошедший все испытания с честью.

Часть вторая. «Чужие здесь не ходят»

Все «Руссо туристо» поместились в четыре больших автобуса с нехитрыми наименованиями - «первый», «второй» и так далее. Мне достался «третий». Так и сформировалась наша группа, которых как догадался читатель всего было четыре. У всех групп завтрашний маршрут один и тот же с пятнадцатиминутным интервалом. Повезли нас в гостиницу. А гостиница находилась совсем и не в Иерусалиме, а в Вифлееме. А Вифлеем уже вроде как и не в Израиле, а в Палестинской автономии. Она у них автономия настолько, что по всей её границе с остальным Израилем обустроена восьмиметровая бетонная стена с колючей проволокой, пропускными пунктами и встроенными бетонными долговременными огневыми точками. Инициаторами построения стены были не жители автономии. Наш гид — премилая дама «из бывших наших» - арабов, мягко говоря, недолюбливала, что  и не скрывала. И всегда при любой возможности говорила — не обращайте внимания — это арабские кварталы, это арабская ментальность, это не евреи-это арабы, и т.д. Причём, мне показалось, что в среде «бывших наших» жителей Израиля в разговорах между собой всячески подчёркивать эту неприязнь является обязательным атрибутом общения и признаком хорошего тона. Рассказывая о построении стены вокруг автономии она не преминула заметить, что после её возведения количество угонов автомобилей в Израиле уменьшилось вдесятеро - «потому, что машины через стены не перелетают» - пояснила она нам, разъясняя кто и куда угонял машины. И строго не рекомендовала отходить куда-либо от гостиницы в Вифлееме, в которой мы переночуем.
Ехать нам нужно было около часа.
Водитель вёл автобус вслед свету фар, гид рассказывала о том, с чем мы встретимся назавтра, «руссо-туристо» частично подрёмывали. Я же прислушивался к словам гида и постоянно отвлекался на свои размышления.

-Мы обязательно посетим Храм Гроба Господня — со слов гида обещали нам динамики акустической системы автобуса. А я же смотрю - мы подъезжаем к пропускному пункту и останавливаемся. На КПП солдаты с автоматами. В автобус никто из вооружённых людей не заходит и мы проезжаем мимо приветливо машущих нам бойцов вооружённых сил Израиля.

-Завтрак у вас в гостинице будет в семь утра и пожалуйста не опаздывайте. - Продолжает гид. А через окно я вижу освещённую фонарями трассу. Там за границей света фонарей из темени на меня смотрит уже Палестинская автономия, которая хочет стать  Палестиной. А я на неё.

-Сначала мы подъедем в туристический магазин и лишь только там вы сможете купить настоящие и качественные сувениры и ни в коем случае не покупайте их у торговцев рядом — предостерегали динамики и гид. Динамикам-то на самом деле было всё-равно, а гиду — нет. Торговцы рядом — сплошь прохиндеи и догадайтесь какой национальности?
Тем временем мы въехали уже в Вифлеем и автономия изменилась. До этого она состояла из  темени пустырей и одно - двухэтажных построек приспособленных  под автошроты и «шиномонтаж» а-ля наши девяностые. Теперь же это был город.

-Иерусалим, который мы посетим завтра, - с чувством рассказывала гид, - Издревле был местом паломничества христиан и православные паломники пешком, сбивая ноги в кровь, в холоде и голоде годами проходили этот нелёгкий и опасный путь, чтобы поклониться святым местам, и лишь они, побывав тут, могли носить Иерусалимский крест, который и вы вправе теперь надеть на себя, и носится он поверх одежды, как знак особого...Так вот откуда традиция пошла награждать за подвиги крестами, - смекнул я. А гид продолжала — Купить такие кресты вы сможете уже завтра в том же туристическом магазине и не делайте это у продавцов у входа, так как лишь кресты в магазине освящены в Храме Гроба Господня... А я размышлял, что так ли важны религиозные атрибуты Богу, ведь спасутся верующие в него, а не кресты носящие.

-Мы едем по центральной улице, и проезжаем мимо дворца, который служил резиденцией  Арафату, - язвила гид, - После его смерти эта улица стала называться проспектом Ясира Арафата, а спустя некоторое время власти автономии захотели увековечить и имя Путина, а вот второй приличной улицы не нашли и поэтому одну сторону этой же улицы они назвали проспектом Владимира Путина. Поэтому израильтяне её называют либо улицей Ясира Путина, либо улицей Владимира Арафата. - Разбудила всех дремавших «Руссо-туристо» наш весёлый гид. Я же стал размышлять о том, что все бывшие «наши», независимо от национальности имеют одно общее свойство — приличное чувство юмора. А развилось оно благодаря жизни в Советском Союзе. В этом странном и нескучном обществе умели сказать значительно больше, чем позволял использованный набор слов и услышать больше, чем было этим набором озвучено. Для этого был необходим острый ум. Он и ценился в обществе, более всего. Острый ум — обязательный признак остроумия. Это не тавтология, размышлял я, это два близких, но разных качества ума.

-Напоминаю вам, что вы не должны опаздывать к завтраку, потому, что в восемь утра мы должны быть у туристического магазина религиозных атрибутов, в котором мы купим необходимые паломникам предметы. А раз наш тур — паломнический... Какой, какой у нас тур - навострил я ушки и отвлёкся от воспоминаний о жизни в СССР?А гид продолжала — И как настоящие паломники мы будем иметь возможность освятить купленные предметы в тех святых и для христиан и для мусульман местах, которые мы посетим завтра.

Так я стал паломником.
Я обвёл ищущим взглядом остальных... теперь тоже паломников, чтобы оказать посильную помощь сбившим в кровь ноги и оголодавшим. В автобусе было темно и я таких не разглядел.

Продолжение следует...