Советская мораль как разновидность культурного...

Максим Гуреев
Советская мораль как разновидность культурного капитала и фактор идентификации жителей Новгорода и Новгородской области.



          Несмотря на то, что советская держава изжила себя под давлением необратимых социальных трансформаций, влияние её культурно-символических, в частности, моральных кодов на последующее развитие России продолжает оставаться достаточно актуальным по своим смысловым основаниям и сильным по степени насыщенности информационных потоков. Ностальгия по прежнему политическому режиму неизменно связывается, помимо популярного анализа мощных экономических стимулов, психической привязанности пассивного большинства к «твёрдой руке», в том числе, и с критикой динамического обновления морали.

          Консерватизм в восприятии моральных норм, транслировавшихся советским обществом, достаточно наглядно реализовывался и реализуется до сих пор, помимо прочих субъектов РФ, и в Новгороде, Новгородской области. Несмотря на условно-серединное положение города между двумя инновационными мегалополисами Москвой и Санкт-Петербургом, своеобразная «провинциальная» начинка также накладывает свой специфический отпечаток на культурный имидж «Родины Русской государственности». Не стоит сбрасывать со счетов и исторический фактор, поскольку Великий Новгород является, по существу, древнейшим городом России.

          Мораль достаточно жёсткого по своим климатическим и геополитическим параметрам региона тяготеет больше к практическим, нежели теоретическим, основаниям культуры. Эффективность советских идеалов справедливости, дисциплинированности и порядочности, стремление к высокому уровню самоорганизации вполне органично вытекают из естественных условий бытования новгородцев. Культурно-символические коды, прописанные в «Моральном кодексе строителя коммунизма», в некоторых своих пунктах представляют собою интерпретацию и рекомбинацию традиционных православных кодов, только с иным идеологическим наполнением, что также является любопытным основанием для исследования, поскольку Новгород одним из первых принял христианство на Руси.

          Кроме того, советская мораль является немаловажным фактором идентификации новгородских граждан. Вопреки социально-политическому доминированию общероссийской «партии власти» до сих пор сохраняются достаточно влиятельные по своим смыслообразующим культурным основаниям предпочтения социалистического или близкого к таковому характера, становящиеся всё более популярными по мере того, как ошибки современного правительства не убывают, а множатся изо дня в день.

          Системный анализ всех перечисленных аспектов советской новгородской морали, несомненно, представляет принципиальный научно-практический интерес в контексте эффективных стратегических решений России.




Ноябрь 2010