Кронштадские одуванчики

Андрей Шеркунов
   Недавно, рассказывая о соседях галереи «Палитра», я вспомнил один очень интересный случай, который показал мне, каким правильным и приятным делом я занимаюсь. Не смейтесь, я серьёзен как никогда… Приятно, чёрт побери, доставлять людям удовольствие и радость!

   Дело было в середине 90-х, опять жаркое лето, июль… Как обычно, в пятницу, мы открыли очередную выставку – на этот раз это была совместная выставка Александра Сигова и Александра Колчина. Красота неописуемая – сиговские картинки витиевато закручены и мастерски написаны, колчинский янтарь вообще уникален! Там была, например, икона, полностью сделанная из янтаря и хранящаяся сейчас в загорском патриаршем музее. На открытии было много приятных людей и событий, кое-что было продано, так что настроение на следующий день было прекрасное и безоблачное. Ну так же не бывает, правда? Вот и тут появилась своя ложка дёгтя – в субботу, без объявления войны, отключился свет. Причём авария оказалась серьёзной и к нам во дворик приехали бравые мужички на маленьком экскаваторе, тут же начавшие копать траншею. Я подошёл к этим кладоискателям, чтобы выяснить что они тут ищут – оказалось какого-то кабеля… Ну это мне было совсем не интересно, да и времени эти поиски явно займут немало, поэтому я отпустил всех сотрудников и остался с недавно подошедшим Сашкой Колчиным. Он, по случаю жары и вчерашнего открытия, принёс с собой пару бутылок холодненького пива и какие-то причиндалы к нему. Вечер обещал быть томным…

   И только мы расположились в предбаннике, омываемые с одной стороны теплом улицы, а с другой прохладой галереи, как в дверном проёме появилась совершенно уникальная парочка. Освещаемые сзади солнцем к нам двигались два одуванчика, воркуя между собой. Когда эта парочка приблизилась оказалось, что это два очень пожилых человечка, явно муж и жена, далеко за семьдесят… Оба абсолютно седые, с палочками, заботливо поддерживающие друг друга.

   - Молодые люди, а вы не подскажете, когда дадут свет?

   - Вы из этого дома? Не знаем, наверное когда кабеля найдут. Не скоро…

   - Как жаль… Нет, мы на выставку приехали…

   Оказалось, что эта парочка каждые три недели, в любую погоду, приезжала в Петербург из Кронштадта специально посмотреть новую выставку в «Палитре». Старичков было очень жалко, было видно, что для них это просто подвиг – передвигались они с трудом. Но что делать, ведь я ещё не совсем Господь, чтобы просто сказать: «Да будет свет!»… И тут меня посетила гениальная, по своей простоте, идея – свечи! Ведь год назад, на открытии выставки Андрея Макаревича и Андрея Белле, мы выдавали всем гостям, при входе по свечке и всё прошло просто прекрасно. Мы с Сашкой предложили им такой авангардный вариант и они с радостью согласились. И вот представьте себе картинку – по тёмному-тёмному залу передвигается группа людей со свечками, останавливаясь и рассказывая всевозможные байки… Просто мистика! Но дело стоило свеч – через час парочка кронштадских одуванчиков удалилась в состоянии эйфории, оставив нам в награду два куска домашнего пирога, припасённых для перекуса по дороге. Как мы ни отказывались…

   Настроение было отличное, погода великолепная, а жизнь – вообще прекрасна! Эти одуванчики показали мне, что я не просто продаю картинки и устраиваю довольно симпатичные выставки, а ещё и занимаюсь делом, нужным людям. Оказывается, красота нужна людям просто так, посмотреть, окунуться в этот мир, обычно закрытый для них. У этих людей, к сожалению, никогда не будет денег купить для себя полюбившуюся картину, но они её хотя бы видели вживую, они смогли пообщаться с художником, почувствовать и свою нужность - искусство без зрителя мертво… Да, приятно, чёрт побери, доставлять людям удовольствие и радость!

   Кстати, я тут походя упомянул выставку Макаревича и Белле… Тоже, между прочим, очень интересное открытие было! Но об этом в следующий раз. Ждите…