Ч. 2 Нашли покой на дне океана. Ad. Gr. Spee

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/02/1419

В 1930  году ведущие морские державы подписали Лондонский морской договор, ограничивающий морские вооружения и в определённой степени регламентирующий ведение военных действий на море. В 1936 году в расширенном составе был подписан второй договор в развитие договора 1930 года. Советский Союз в договорах не участвовал.

В мирное время договор худо-бедно соблюдался, но, когда началась война, его нарушили. Первой это сделала фашистская Германия. Капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп 3-го сентября 1939 года атаковал двумя торпедами пассажирский лайнер  «Athenia», из которых взорвалась только одна, но её оказалось достаточно, чтобы отправить лайнер на дно. На борту «Athenia», не было военных, только гражданские лица, 1103 человека.

Из них 300 американцев, которые торопились домой, чтобы не остаться в воюющей Европе. Погибли 112 пассажиров, среди которых были женщины и дети. Остальных спасли норвежское судно «Knut Nelson», два британских торговых судна,  «City of Flint» и «Southern Cross». Подоспели и три британских эсминца – «Electra», «Escort» и «Fame».

Геббельсовская пропаганда нагло отрицала, что потопление безоружного лайнера с гражданскими людьми – дело рук немецких подводников. Фашисты обвиняли англичан в том, что те сами потопили лайнер, чтобы втянуть в войну США. Лемпу и его экипажу приказали молчать, были подделаны все документы, даже дневник Деница, причём, тот сделал это довольно неуклюже.

Гросс-адмиралу пришлось выкручиваться и оправдываться во время Нюрнбергского процесса, что Лемп потопил лайнер по ошибке. Пришлось признаться и в том, что командир подлодки не понёс никакого наказания.

В том походе Лемп потопил торпедами и артиллерийским огнём ещё два грузовых британских парохода – «Blairlogie» с грузом железа и стального лома  и «Fanad Head» с грузом пшеницы. Видимо, под впечатлением потопления «Athenia», он дал возможность экипажам спастись без потерь.

Советский Союз дружил тогда с фашистской Германией, поэтому его суда, так же, как и суда Италии, Японии, Испании, немецким подводникам запрещалось топить даже в зоне военных действий.

На Нюрнбергском процессе выяснилось, что Дениц приказал командирам подводных лодок, расстреливать из пулеметов спасающиеся команды торпедированных судов. Но не все командиры подлодок выполняли этот подлый приказ, руководствовались соображениями гуманизма и морской солидарности.

Англичане пришли к выводу, что плавание отдельных судов более рискованно, чем в конвоях, когда суда следуют совместно, охраняемые боевыми кораблями  эскорта.

Следует заметить, что к этому выводу их подталкивали и немцы атаками подводных лодок. Германское военно-морское командование считало, что в открытом море надводные рейдеры - тяжёлые крейсера и линкоры, не должны гоняться за отдельными судами, им проще уничтожить группу судов.

Исходя из этого, перед началом войны Германия направила в Атлантику однотипные тяжёлые крейсера «Deutschland» и «Admiral Graf Spee».

«Deutschland» потопил британский пароход  «Stone Gate» и норвежское судно   «Lorentz W. Hansen», после чего вернулся для ремонта в Германию. Там крейсер переименовали в «L;tzow».

Сделали это по двум причинам: первая – если потопят, то не «Германию», иначе население неправильно поймёт, а противник будет насмехаться. Вторая -  замаскировать продажу однотипного крейсера под названием «L;tzow» Советскому Союзу, который, когда Англия и Франция воевали с Гитлером, отправлял в Германию стратегическое сырьё и продовольствие.

В Советском Союзе купленный немецкий тяжёлый крейсер переименовали в  «Петропавловск». Крейсер не был до конца достроен, поэтому с ним прибыла большая группа немецких специалистов, чтобы помогать ввести корабль в строй. Но к началу войны с Германией полностью сдать корабль не успели.

«Admiral Graf Spee» оказался удачливее «L;tzow». Крейсер потопил девять британских грузовых судов. При этом, следует отметить, что командир крейсера гуманно обращался с захваченными английскими моряками. Но скоро удача окончилась.

Утром 13 декабря 1939 года   немецкий крейсер обнаружила английская эскадра, посланная на его поиски. У немцев была более мощная артиллерия, но командир крейсера капитан цур зее (капитан 1 ранга) Ганс Вильгельм Лангсдорф переоценил свои возможности и недооценил мужество английских моряков.

Один из английских крейсеров получил серьёзные повреждения и был вынужден выйти из боя. Но удачное попадание англичан также  причинило тяжёлые повреждения немецкому крейсеру.

Командующий английской эскадрой коммодор Генри Харвуд прервал бой, чем воспользовался Лангсдорф. Под прикрытием дымовой завесы он направился в нейтральные воды Монтевидео, чтобы там попытаться исправить повреждения.

Несмотря на полученные повреждения, два английских лёгких крейсера вцепились в немецкий корабль, как собаки в медведя. Англичане перекрыли выходы из Ла-Платы. Им на помощь спешил тяжёлый крейсер «Cumberland».

Хорошо сработала английская агентура, распустив слухи, дошедшие до немецкого посольства, что «Admiral Graf Spee» поджидает мощная английская эскадра. Получив такую информацию от посольства и указания из Берлина,

капитан 1 ранга Лангсдорф приказал экипажу перейти на немецкое торговое судно, стоявшее в порту, а сам с командой из сорока человек вывел корабль в нейтральные воды, где подорвал крейсер, затопив его на небольшой глубине. После этого на буксире вернулся в порт.

Из Уругвая Лангсдорф перебрался в Аргентину, где в Морском отеле Буэнос-Айреса написал письма домой и командованию, после чего завернулся во флаг, взятый с крейсера, и застрелился.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/05/1456

На фотографии: конец «Admiral Graf Spee»