Ах это море или бюджетный курорт!

Аркадий Сумкин
Море
 
До этого я видел его только на картинках и в кино. При слове «Море» воображение рисовало  пляж из рекламы баунти с белым чистым песком, прозрачной морской водой. Рай  где  лежишь в гамаке под зонтиком, через трубочку  пьёшь  холодный сок .

Даже не представлял насколько это  далеко от  реальности сурового Российского курорта .И с этим мне предстояло столкнуться.

После окончания 3 класса мы всей семьёй отправляемся на море. Наш райский уголок  - посёлок Джубга Несмотря на  экзотическое название, это не  Турции и не  Египет. Этот курорт  находился на Российском побережье Чёрного моря.


Ночной кошмар.

Пунктом отправления была  самая типичная краснодарская станица. Поэтому ехать нам предстояло  всего одну ночь. Разрушение моих грёз началось уже в  начале пути .Когда вместо комфортабельного полутора этажного автобуса к нам  подъехал советский, ржавый Икарус.  Скрипя тормозами и испуская облака дыма он остановился и открыл двери. Мы вошли с остальными пассажирами, и  расселись по местам. Свет погас и  забитая людьми колымага тронулась.
Ну ладно, главное сейчас  заснуть,  а утром море. Но я ошибался
Уже  через 2 часа поездки я хотел посмотреть в глаза той сволочи, что проектировала этот выкидыш автопрома. Этот псих явно ненавидел людей. Сиденья были сделаны так ,что  5 точка после нескольких часов сиденья начинала принимать форму квадрата, а жёсткая спинка по своему меняла изгибы  позвоночника. В итоге боль в пояснице настойчиво избавляла от  сна и давала возможность любоваться ночным пейзажем.
Конечно был маленький плюс можно послушать  радио, но был и большой минус - оно было у водителя. И он слушали его независимо от того хотите вы этого или нет. Кто сидел впереди  смогли полностью оценить  плоды русского шансона в течении  10 часов.
 Пассажиры задних кресел к своему удовольствию были лишены этой «возможности» из- за тарахтенья колымаги, но настоит им завидовать, потому что двигатель располагался в конце этой адской машины. Он очень громко напоминал о себе всю поездку наполняя салон дымом и гарью и изо всех сил подогревал ягодицы отдыхающих. Пытаясь облегчить свою участь люди подкладывали  под себя одежду, но это  не спасало. И через время идущий от мотора жар пробирался вновь к филейным местам бедняг.
Кондиционеры в СССР были непозволительной роскошью, и этот автобус не был исключением. Конечно имелось 2 аварийных люка на крыше, их можно было открыть и спасительный ночной воздух проникал бы в салон. Но это стало темой горячих дискуссий среди пассажиров. Те кто сидел рядом с открытыми  люками моментально обдавались  потоками ледяного воздуха .Что не доставляло удовольствия, и мамочки, вспомнив о материнском инстинкте, с громкими кудахтаньем требовали закрыть люки. Так как  ребёнок может простудиться и заболеть. Но не разделяли их благородных порывов спасти детей  люди с задних сидений. Их продолжал настойчиво жарить  двигатель.
На всём пути наша передвижная чудо-печка останавливалась несколько раз  на автостанциях. И все пассажиры с радостью выбегали справить нужду и подышать ночной прохладой. Пользование туалетом стоило всего 15 рублей. Однако народ ехал на море, поэтому берёг каждую копейку. Забыв о стыде и страхе, они бегали к рядом растущим кустам.
Через 5 часов нелёгкого пути, мой молодой организм адаптировался к аномальному климату икаруса. Тело приобрело форму сиденья, и я заснул…
Утром меня разбудили – мы приехали…

Отель 0 звёзд

Сонные люди начали с энтузиазмом выбегать из злосчастного автобуса.
Выйдя ,я осмотрелся, и у меня возникли вопросы-А где море? Где отель?
Мы находились  рядом с какими-то железными воротами. Кругом были кирпичные одноэтажные сараи ,валялся мусор и невдалеке шла стройка. Не похоже на курорт. Я уже собирался задать вопрос отцу. Но тут мои наблюдения прервала загорелая  женщина сорока лет в домашнем рваном халате и розовых тапочках. Это оказалась хозяйка гостиницы, где нас должны были разместить. Ну что ж, мы взяли вещи и пошли заселяться в номера.
 Пройдя за ворота я увидел по бокам цепочку незатейливых построек. И тут я всё понял.  То что я ошибочно принял за  сараи и было нашей гостиницей. Оказывается в такие незатейливые жилища и помещали туристов. Мы остановились - нам показали наше жилище. Хозяйка открыла ненадёжную на вид деревянную дверь и передала ключ .И мы вошли. То что мы увидели дальше не поражало обилием роскоши:
Однокомнатное помещение .Источником света была одиноко свисающая на проводах лампочка на сто ват. Кирпичные стены и бетонный пол. Из мебели были три старых деревянных кровати с протёртыми матрасами. Две  тумбочки. Несколько гвоздей было вбито в кирпичную стену, заменяя вешалку. Имелись и 2 розетки для нужд отдыхающих.
Ну вам ведь главное в море купаться – успокоила нас хозяйка. Родители согласились .Им обстановка понравилась, особенно понравилась цена .А вот я их радости  не разделял .Но спорить было бесполезно и у меня осталась надежда на идеальный пляж.

Пляж.

Долго мы  думать  не стали. Я надел на себя надувной круг, мама взяла сумку с провизией, а отец зонтик и маску с трубкой. Выйдя за ворота  комплекса,  не успев пройти и пару шагов ,как я запутался ногами в каком-то строительном мусоре и упал, разбив коленки. Было больно. Но отступать было не куда - мы шли на пляж. Стоит сказать что до пляжа было идти 1,5 км ,а наша турбаза находилась как раз на возвышенности поэтому идти было легко. Я ещё не думал что надо будет идти обратно.
Через 20 минут мы подошли  к пляжу. В целом  он отличался от фантазий в стиле Баунти. Эта была узкая полоска суши была заполнена  людьми. Лежаков не было. Отдыхающие клали простыни и полотенца на песок и ложились сверху. Было так тесно, что те, чьи места находились дальше всех от воды, пробирались к морю по расстеленным тряпкам и переступаю лежащих людей. Идущие к морю обсыпали тебя песком из под ног. А накупавшись, возвращались обратно и холодные капли с их тел обильно орошали тебя. Ощущения не для брезгливых.
Настроение у меня начинало портиться. Особенно когда мои ноги ощутили песок пляжа. Состоящий из битого стекла, сухих веток, обгрызенных початков варёной кукурузы и прочего мусора. Запах был соответствующий .
Туалетов не было. Это по русски, кто будет платить деньги если рядом  море. От этой мысли что мне предстоит купаться в этом  стало плохо.
Раздевалок тоже не было. Поэтому многие кто уже уходил с пляжа переодевались прикрывшись полотенцами . Они отжимали свои плавки и купальники прямо на песок пляжа, который чище от  этого увы не становился.
Среди отдыхающих ходили и громко кричали местные торговцы. Они предлагали купить чучкелу ,варёных раков, чебуреки и початки кукурузы. Над товарами летали и садились жирные мухи. Свежесть и качество ассортимента вызывала подозрения. Но накупавшиеся люди, почувствовав голод , не задавали лишних вопросов и с первобытной жадностью набрасывались на еду.
Пока я смотрел на всё это ,родители  нашли свободное место. Расстелив полотенце и поставив зонтик, мы пошли купаться. Плавание с разбитыми коленками в солёной воде было не самым приятным . Тем более что через полтора часа захотелось жутко есть. А так  как пляжной гастрономии мы не доверяли, то начали собираться обратно.

Путь назад

Как я и сказал ,раздевалки отсутствовали. Поэтому ,надев верхнюю одежду поверх плавок, мы пошли. Было около часа дня. Солнце палило нещадно. Кожу жгло от не смытой морской соли. Мокрые плавки не спешили высыхать ,чем тоже не доставляли особенного удовольствия.
Подъём в гору оказался не таким и простым, как мне казалось. Я очень хотел пить и есть. Лишь это давало мне мотивацию идти вперёд. Через  20 минут  взмокшие и голодные мы достигли  ворот нашего «отеля».

Обед.

Сходив в душ, и поменяв одежду я подумал ,что не так уж всё и плохо. Единственно очень сильно хотелось кушать. Именно этим наша семья и начала заниматься.
Всё на нашей базе было социальным. Общий душ, туалеты и кухня. Два холодильника,  несколько газовых плит с пластмассовыми столиками и стульями под  деревянным навесом. Здесь готовили и ели.
Еду мы привезли всю с собой. Два пакета картошки, сосиски, овощи и упаковки ролтона. Единственной нашей покупкой на море был хлеб.
Приготовление  обеда заняла у нас пол часа. Пища была незатейливая, но папа сказал ,что это вкуснее чем в местных кафе и ресторанах. Но мне казалось ,что это скорее всего просто дешевле.
Наевшись ,мы пошли спать. Нужно восстановить силы уверили  меня родители. Это было очень здорово, в самый разгар дня сидеть в сыром помещении и спать.
Проснувшись в 4 часа дня, мы решили попить чай. Тут сыграла наша семейная смекалка. Отец взял с собой два кипятильника и термокружки. Не знаю ,что за удовольствие пить кипяток в 30 градусную жару, обливаясь потом. Но отцу это доставляло удовольствие. Обжигая язык и губы ,он продолжал наслаждаться горячим чаем. А после мы одели на себя мокрые плавки ,не успевшие высохнуть, и отправились на пляж.

Вечернее веселье.

Вернувшись с пляжа и плотно поужинав сосисками с пюрешкой.  Мы вышли погулять по вечерней Джубге .Купив по мороженому ,наша семья вышла на набережную. Из каждого кафе раздавался бессмертный  хит всего побережья про чёрные глаза.
Кругом люди радовались жизни – ели вкусную еду, развлекались и тратили деньги. Наши финансовые траты в этот вечер ограничились покупкой двух небольших ракушек – на память.
 Доев мороженое, мы пошли гулять подальше от дразнящих запахов прибрежных забегаловок. Не  найдя ничего интересного мы вернулись обратно в номер и выпив кипятка заснули.
 
Распорядок

Отец человек военный, даже на море следовал своему никому не понятному распорядку:
В 6 часов мы просыпались ,пили кипяток и шли на пляж. Приняв водные процедуры, в 10 возвращались обратно, когда нормальные люди только начали вставать. Пообедав ложились спать. Встав около  4 ели  и снова шли купаться. А когда начинало темнеть ,наша семья добиралась обратно ужинала. И шла на вечернюю прогулку по набережной, купив по мороженому.
И так шли все 14 дней нашего отпуска. Мы ездили не отдыхать и не отсыпаться, наша задача была наплаваться в море на весь год. И мы её выполнили на все 100%. Вот такой вот бюджетный отпуск обычной российской семьи.