4. поверхностность и вздорность

Моисей Харитонов
Проскочу, для краткости, «грех» № 7. ... Но также, как "Красный сионизм" до 1946-го года противился созданию еврейского государства, так "Красный сионизм" противился "нелегальной иммиграции". …

«Грех» № 8. Цитирую Й. Шефтеля.

… грех, связанный со Второй мировой войной. "ha-Шомер hа-цаир" отказались воевать с гитлеровской Германией из-за пакта о ненападении между СССР и Германией, приводя чисто сталинское объяснение - "в войне между сытым империализмом и голодным империализмом евреи должны держаться нейтралитета". Кампания призыва в английскую армию, проводившаяся в Ишуве сразу после начала войны, бойкотировалась движением "ha-Шомер hа-цаир". Самое страшное: за месяц до нападения Гитлера на СССР, "ha-Шомер hа-цаир" (вместе с Бундом) расклеивали листовки в Варшавском гетто, в которых призывали не предпринимать никаких насильственных действий по отношению к немецким солдатам. И почему? Все по тому же: "мы находимся в разгаре войны между сытым империализмом и голодным империализмом, поэтому евреи должны держаться нейтралитета". В Варшавском гетто "ha-Шомер hа-цаир" придерживаются нейтралитета в отношении нацистов!

Комментарий 1 по «греху» № 8.

Мне представляется более релевантной проблеме нынешнего Государства Израиль задача извлечения урока из того, что поведение смертельного врага евреев – гитлеровских немцев было проактивным, а поведение евреев покорно реактивным. Теоретически еще тогда, когда только формировалось, концентрировалось будущее нацистское нашествие, народу Книги надо было изобрести, сгенерировать упреждающие действия.

Сейчас у израильтян есть время на выработку и осуществление упреждающего жизнеспасительного маневра по отношению к нарастающему исламистскому накату. Поверхностность и вздорность самопровозглашенных «правых» - плохое подспорье в решении этой проблемы.

Что же происходило в тот период в Варшавском гетто?
Обратимся к дневникам 1939-1945 о жизни в оккупированной немцами Варшаве – книга Владислава Шпильмана «ПИАНИСТ». http://www.belousenko.com/books/memoirs/szpilman_pianist.htm. Цитирую и комментирую:

… первые немцы.
Через пару дней стены варшавских домов были обклеены обращением немецкого коменданта на двух языках, где он обещал польскому населению работу и защиту со стороны немецкого государства. Один абзац был специально посвящен евреям — им гарантировались сохранение всех прав, неприкосновенность имущества и полная безопасность.

… На первых порах всеобщее негодование по поводу членов польского правительства и армейского командования, сбежавших за границу и бросивших страну на произвол судьбы, было сильнее, чем ненависть к немцам. Хватало и таких, которые предрекали, что теперь будет даже лучше, потому что немцы наконец-то наведут в Польше порядок.

… после первого расстрела в Варшаве в декабре 1939 года ста ни в чем не повинных мужчин. Тогда за несколько часов между поляками и немцами выросла стена ненависти. Ее уже никогда не удалось преодолеть, несмотря на жесты доброй воли, которые оккупанты нередко делали в последующие годы.

Первые притеснения немцев не стоит недооценивать. Они были частью программы, направленной на то, чтобы держать нас в постоянном нервном напряжении и неуверенности в завтрашнем дне. Не проходило недели, чтобы не появлялось все новых распоряжений, на первый взгляд несущественных, но постоянно дающих нам понять, что немцы о нас помнят и забывать не собираются. Евреям запретили пользоваться железной дорогой. Нам приходилось платить в трамвае в четыре раза больше, чем арийцам. Появились первые слухи о создании гетто. Они кружили дня два, приводя людей в ужас, потом внезапно прекратились.

В соответствии с немецким принципом постепенного усиления террора были обнародованы новые распоряжения. Первое сообщало о вывозе евреев на работы в концентрационные лагеря, где мы должны были получать необходимое общественное воспитание, чтобы перестать быть «паразитами на здоровом теле арийской расы». Отправке подлежат здоровые мужчины в возрасте от 12 до 60 лет и женщины в возрасте от 14 до 45 лет. Второе касалось порядка регистрации и транспортировки. Немцы не хотели этим заниматься сами и решили поручить эту задачу еврейской общине.

Вскоре … щиты и развешенные на улицах, ведущих в гетто, извещавшие об эпидемии тифа в этом районе и необходимости обходить его стороной. После этого в единственной варшавской газете, которую издавали немцы на польском языке, был опубликован официальный комментарий: евреи — общественно вредные элементы и разносчики заразы. Их вовсе не запирали в гетто, само это слово совершенно неуместно. Ведь немцы — народ великодушный и культурный и никогда не создали бы гетто даже таких паразитов, как евреи, — ведь новый европейский порядок несовместим с таким пережитком Средневековья, как гетто. Напротив, в городе планируется выделить специальный район, где будут жить только евреи и где они будут чувствовать себя свободно, исполнять свои ритуалы и развивать свою культуру. Район окружен стеной исключительно по соображениям гигиены, чтобы тиф и другие «еврейские» болезни не перекинулись на население остальной Варшавы. Комментарий сопровождался картой города, где были точно указаны границы гетто.

Комментирую - Эти люди должны были оказывать сопротивление немецким солдатам? 

Выход из гетто перекрыли 15 ноября. ... Темные улицы кишели людьми с белыми повязками на рукавах. ... У стен домов на грудах промокших и забрызганных грязью перин выли женщины с детьми, которые тоже заходились от крика. Это были еврейские семьи, брошенные в гетто в последний момент и не имевшие ни малейшего шанса получить здесь хоть какую-то крышу над головой. На территории и так уже перенаселенного района, где могло разместиться от силы сто тысяч человек, теперь должно было проживать более полумиллиона.

… многие факты, относящиеся к этому и более позднему периоду, теперь общеизвестны. Один из них — охота на людей, подобная той, что устраивали немцы на жителей всей оккупированной ими территории Европы, чтобы превратить их в рабочий скот. ... Евреев грабили так же, как греков, французов, бельгийцев или голландцев, с той только разницей, что делалось это более последовательно и от имени закона. Не облеченные соответствующими полномочиями немцы не имели доступа в гетто и не имели права обирать нас по собственному желанию. Это разрешалось только немецкой полиции по распоряжению коменданта — в соответствии с законом Третьего рейха, легализовавшим грабеж.

Немцы скучали на посту и пробовали, как умели, чем-нибудь себя занять. Из всех развлечений они больше всего любили танцы. С близлежащих улочек сгоняли музыкантов — по мере роста нищеты количество уличных ансамблей постоянно увеличивалось, — потом из толпы ожидающих выбирали кого посмешнее и приказывали им танцевать вальс. Музыкантов ставили у стены дома, на проезжей части освобождали место, один из солдат брал на себя роль дирижера: когда оркестранты играли слишком медленно, он их бил. Остальные следили за тем, чтобы танцоры не халтурили. Перед запуганной толпой кружили пары: калеки, старцы, толстяки и доходяги. Коротышки или дети танцевали с людьми, выделявшимися высоким ростом. Вокруг стояли немцы и, надрываясь от смеха, покрикивали: «Быстрей! Шевелитесь! Танцуют все!» Когда комические пары были подобраны исключительно удачно, танцы продлевались. Проход открывался, закрывался и вновь открывался, а эти несчастные все дергались в ритме вальса из последних сил, сопя и плача от усталости и напрасно ожидая, что над ними сжалятся.

… трамвайными вагонами, из-за высокой стоимости проезда, пользовались только богатые, — их приводила в гетто необходимость поддерживать торговые связи. … Преодолеть расстояние от остановки до ближайшего магазина было нелегко. Минутной встречи с состоятельным человеком ожидали десятки нищих, которые, сбившись в кучу, хватали его за одежду и преграждали дорогу, плача, крича или угрожая. Но было бы безрассудно в порыве сострадания подать нищему милостыню. Крик тогда переходил в вой, со всех сторон подходили другие бедняки и брали благодетеля в плотное кольцо: исхудалые, больные туберкулезом люди, толкающие своих, покрытых гнойными наростами, детей ему под ноги; жестикулирующие культи вместо рук, слепые глаза, беззубые, распространяющие зловоние рты, молящие о жалости в последнюю минуту перед смертью, как будто лишь немедленное подаяние могло отсрочить их конец.

Комментирую. В этих условиях, и то – только теоретически, можно было предполагать ТЩАТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЕ с ПРОСЧИТАННЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ (!) сопротивление. Спонтанные протестные проявления могли только провоцировать дополнительные большие страдания.

Цитирую дальше.

Иегуда Зискинд … прирабатывал везде, где только мог, употребляя все свои силы и хитрость на то, чтобы прокормить семью, численность которой я не мог определить даже приблизительно, так она была велика. Как член тайной организации он провозил листовки в гетто и пытался заниматься здесь нелегальной деятельностью, хотя давалось ему это с большим трудом. … Попался только зимой 1942 года. С поличным: на столе лежали стопки листовок, он с женой и детьми сортировали их. Всех расстреляли на месте, не пощадив даже их маленького сынишки — трехлетнего Симхи.

Комментирую. Конечно, нельзя делать обобщающий вывод в отношении всех «правых» и всех «левых», но для какой-то части верно – «правые» это те, у кого, по сравнению с горячо изобличаемыми «левыми», недостает ума, грамотности и совести в понимании и объяснении действительных проблем.

Повторим цитату из текста Иорама Шефтеля. «Самое страшное: за месяц до нападения Гитлера на СССР, "ha-Шомер hа-цаир" (вместе с Бундом) расклеивали листовки в Варшавском гетто, в которых призывали не предпринимать никаких насильственных действий по отношению к немецким солдатам. И почему? Все по тому же: "мы находимся в разгаре войны между сытым империализмом и голодным империализмом, поэтому евреи должны держаться нейтралитета". В Варшавском гетто "ha-Шомер hа-цаир" придерживаются нейтралитета в отношении нацистов!»

Продолжаю комментарий.

Польские евреи были притесняемой частью Польши, которая сама в 1930-40 гг. являлась сравнительно слабым образованием между двух идущих к войне относительных гигантов. В общем соотношении это является историческим аналогом нынешней ситуации Израиля – карликового государства между двух цивилизационных гигантов «Запад» и исламизм, между которыми нарастает противоборство. Разница только в том, что пока еще «Запад» числит Израиль своим и Израиль является более-менее (держим в поле зрения антиизраильские резолюции ООН и подобные проявления «западного» мира) органичной частью «западной» цивилизации.

Но, в перспективе нарастания межцивилизационного противоборства Израилю все в большей мере придется быть форпостом «Запада», далеко выдвинутым вглубь исламистской территории. Явственно просматривается готовность членов «западного» семейства использовать Израиль «до последней капли» крови в сдерживании исламистского наката.

Подобно тому, как во время 2МВ в СССР жертвовали еврейским гражданским населением сдаваемых гитлеровцам территорий, когда утаивали от населения уже ясную по состоявшимся прецедентам перспективу зверского уничтожения. Не организовывали, а даже препятствовали эвакуации евреев перед сдачей территорий гитлеровцам.
Когда состоялось и развивалось вторжение гитлеровцев в СССР, естественно, советские евреи, которые были в Красной Армии или могли быть мобилизованы, должны были достойно воевать с гитлеровцами. Те, кто работал «в тылу», должны были достойно работать на победу. Те, кто оказался на оккупированной территории, в меру возможностей тоже должны были содействовать победе. При этом, евреям на захваченных территориях надо было бороться за выживание. Последние два варианта относятся и к евреям Польши, сдавшейся гитлеровцам.

Жителям варшавского гетто, естественно, прежде всего и сразу, пришлось приступить к борьбе за выживание. Гитлеровцы годами прорабатывали свой «проект» и готовили «исполнительские кадры» (Моисей Харитонов. Зачем Израилю нужен Лермонтов. http://www.proza.ru/2014/12/12/1691). Они эффективно контролировали процессы в среде гетто и вокруг него.  Поведение евреев было неизбежно реактивным, предопределенным немецким давлением. Отдельные частные инициативы, как-то распродажа вещей, спекуляции, подворовывание и грабеж, драматургия вымогательства милостыни – все это было реакцией на конкретику обстоятельств.

История «не знает сослагательного наклонения», но теоретически можно предположить, что за много лет до появления Варшавского гетто и других мест притеснения и уничтожения евреев, в принципе, на основе анализа и прогностической оценки признаков тенденций можно было найти и осуществлять ПРОАКТИВНУЮ стратегию. Такая стратегия упреждающим образом позволяла бы предотвращать гитлеровские планы «окончательного решения еврейского вопроса». Возможно, народ Книги, «еврейский гений» (если такое, действительно, существует), даже, нашел бы ГЕНЕРАТИВНУЮ  стратегию – ИЗОБРЕЛ бы использование неожиданных ресурсов (психологических, идеологических, …) в неочевидной стратегии и радикально поменял бы содержание и ход событий. Но, для этого нужна была соответствующая настроенность на генерирование жизнеспасительной стратегии – этого не случилось.

И представляется, что главным уроком из трагедии Холокоста для ситуации нынешнего Государства Израиль, вокруг которого нарастает межцивилизационное противоборство, является необходимость направить усилия на национальную выработку и осуществление генеративной стратегии выживания.

В 1939-41 гг. варшавские евреи, как и евреи из других мест, были обречены историческими упущениями предыдущих 1920-30 гг. Бессмысленно и цинично упрекать кого-то за ставшую неизбежной стратегию реактивного приспособления к жестокой конкретике 39-41 гг. в варшавском гетто. В сложившейся ситуации были оправданы попытки удерживать от естественных протестных побуждений, которые неизбежно вели к трагическим последствиям.

Оценка Йорама Шефтеля «В Варшавском гетто "ha-Шомер hа-цаир" придерживаются нейтралитета в отношении нацистов!» представляется алогичной и нравственно сомнительной. Это смыкается с ехидством антисемитов – вот, евреи покорно шли на убой, слабый и недостойный народ, не способный к сопротивлению.

Продолжим цитату из текста Иорама Шефтеля. «член "ha-Шомер hа-цаир" - Мордехай Анилевич считается, как это ни смешно, командиром восстания в варшавском гетто. Это ужасное искажение действительных событий, но мы сейчас не будем этого касаться. Отметим лишь, что группа "Эяль", во главе которого стоял Анилевич, была создана - совершенно неслучайно - только летом 1941 года, когда для "ha-Шомер hа-цаир" уже "стало можно" воевать с нацистами, потому что с нацистами стал воевать сам Сталин.

Мой вывод.

Только добротный социологический анализ может показать, в какой степени создание группы Анилевича было обусловлено тем фактом, что, наконец-то крупная держава вступила в войну с нацистами (в 1939 и 1940 гг. ждали, что это будут американцы, побуждаемые, в частности, американскими евреями), и в какой степени – тем, что это был именно СССР во главе с «самим» Сталиным.
Без опоры на такой анализ акцентирование на том, что «сам Сталин», является надуманным, тенденциозным.