Во времена СССР крупные города с миллионным населением сияли утром свежестью и чистотой. Летом до восьми часов утра целая армия дворников убирала мусор и мыла из шлангов тротуары, поливала цветники. Зимой дворники лопатами сгребали снег и заботливо посыпали песком образовавшийся гололёд. Следили за сосульками и очищали крыши. Профессия дворника была уважаема и желанна для многих, несмотря на физический труд и ненормированный рабочий день.
А почему?
Да потому что именно дворникам сразу предоставлялось служебное жильё. После десяти лет ударной работы дворником, это жильё отходило работнику в коммунальную собственность.
Янис Лаускас работал дворником уже восемь лет. Не известно, по какой причине он покинул свою родину, Латвию. Но работал он добросовестно, и начальство его ценило: подкидывало премию, давало возможность дополнительного заработка. Янис был художником - самоучкой. Но это не мешало ему прекрасно рисовать плакаты и лозунги для всяких мероприятий и иметь от этого доход.
Но для души, он рисовал: пейзажи, натюрморты, портреты. Все свои скромные доходы он тратил на холсты и краски, кисти.
В Самаре часто проходили выставки художников-вернисажи. В отличие от столиц, где обязательным условием участия в выставке было членство художника в Союзе художников, Самара позволяла художникам некоторые вольности.
Поэтому выставки - вернисажи были яркими, разнообразными и не забитыми идейным официозом.
Янис выставлял свои творения и был счастлив, что два пейзажа были приобретены местным краеведческим музеем. А ещё две работы были куплены в частную коллекцию одного любителя живописи. На этих выставках Янис и познакомился с Ленкой-Луной.
Его очаровала яркая и необычная красота девушки, её интерес к художественному творчеству. Завязалась дружба.
Может, Янис и мечтал перевести эту дружбу в нечто более близкое. Но Елена сразу пресекала все его поползновения .
Только дружба!
Янис охотно рассказывал Лене историю искусств, знакомил её со многими репродукциями. У него была неплохая подборка книг о жизни художников. Елена с жадностью впитывала эти знания и иногда озадачивала художника странными вопросами. Она не знала многих библейских сюжетов, по которым были написаны картины и Янис дал ей почитать библию. Через месяц Лена вернула её со своим резюме: интересная мифология .Но, в основном, враньё.
И вот в этот тёплый вечер Лена везла своих подруг Ирину и Светлану в гости к художнику.
Вишнёвый «жигулёнок» свернув в арку дома сталинской постройки встал у обочины тротуара .
Увидев в окне первого этажа свет, Ленка вздохнула: он дома.
Янис был высоким и очень худым. Неухоженная седая шевелюра и серая щетина на щеках старили тридцатилетнего мужчину. Длинный нос, впалые щёки и настороженно-холодные глаза дополняли портрет прибалтийского «рембранта».
Старые потрёпанные брюки и свалявшийся свитер непонятного цвета: всё говорило о том, что человеку было всё равно, как он выглядит.
Увидев Елену, он просиял, а вот появление её подружек его не обрадовало.
Елена скептически улыбнулась и заметила:
-Не переживай Яни. У меня всё с собой. Даже посуда. Я же знаю, что кроме железной миски и кружки у тебя нет ничего. А мы проголодались и сейчас сообразим ужин .Чайник ставь, чего ты на нас вылупился?
Художник взмахнул своими тощими руками и, бормоча, что то на своём языке, пошёл на кухню.
Девчонки прошли в квартиру. Бедность, граничащая с нищетой, кричала из каждого угла. Проваленный топчан, застеленный серым сиротским одеялом, сверху лежала засаленная подушка. Колченогий стол, покрытый дырявой клеёнкой. Два расшатанных стула рядом. В углу стоял ободранный шифоньер с треснувшим мутным зеркалом.
Вот и всё убранство комнаты. Девчонки удивлённо смотрели на Ленку, не зная куда можно сесть .
А Ленка чувствовала в этой холостяцкой берлоге как у себя дома. Она открыла кладовку и вытащила оттуда две крепких зелёных табуретки. Слегка смахнув с них тряпкой пыль, сказала девчатам:
-Садитесь, дамы. Сейчас принесу еду и посуду. Из багажника машины.
И вот уже стол накрыт: порезанные колбаска и сыр, хлебушек лежит вместе с солонкой. Ленка не забыла и про вкуснейшую буженину. Шпроты, любимые художником, пахли на всю комнату.
Деловито Елена открутила пробку у дорогого коньяка. Затем разлила его по хрустальным стопкам, которые тоже принесла с собой. Весело подмигнув Янису, она скомандовала:
-Ну, за знакомство выпьем? Девочки не смущайтесь внешним видом маэстро и бедностью обстановки.
Он - счастливый человек, потому что живёт, как хочет. Когда вы увидите его картины, вы про всё забудете. Он и вправду-талант. Пьём дружно.
Повисла пауза. Проголодавшиеся девчонки бодро поглощали аппетитную еду. Янис ел аккуратно, явно стесняясь присутствующих девушек. Видно было, что он давно не ел таких разносолов.
Молчание прервала Елена:
-Ну, уважаемый маэстро. Просим вас показать свои шедевры.
И необычайно ласково попросила художника:
-Пожалуйста, Янис. Девчонки никогда не видели прибалтийского колорита.
Дожёвывая шпротину, мужчина пошёл в свою подсобку. В каждой квартире дворника такая подсобка имелась: для хранения мётл,скребков,шланга,песка и прочей немудрёной утвари дворника. Янис приспособил это маленькое помещение для хранения своих работ,красок и станков.
Девчонки оторвались от еды и с любопытством стали рассматривать творения мастера.
Повисла тишина.
Картины были небольшие. Это были пейзажи, два портрета и несколько натюрмортов. Ирине очень понравился один. Она с охотой поделилась своими впечатлениями о нём:
-Это не просто натюрморт. Это просто издёвка над властями. Смотрите девочки: луковица, кусок чёрного хлеба, банка с кильками и бутылка водки, на чём стоят эти предметы? А?
На расстеленной смятой газете «Литературная Газета». В бутылке ещё прилично осталось. Да уж, замечательный "портрет" действительности. Я бы назвала это так: завтрак студента – стоматолога.
Девчонки засмеялись. Они знали, что стоматологи были первыми выпивохами среди студентов медицинского института. А у художника от такой необычной оценки зарделись щёки под грязной щетиной.
Картины были выписаны тщательно с деталями.Имели своеобразный колорит. Пейзажи изображали море. Но не тёплое и солнечное. А море его родины Прибалтики: холодное, серо-голубое, с золотисто-белым песчаным берегом и чахлыми соснами. Неяркое солнце и ветер ,низкие тучи-всё в картинах было пронизано тоской. Ностальгия кричала из каждого мазка и вызывала грусть.
Светка спросила художника:
-Вы очень скучаете по своему холодному морю? Это видно по пейзажам. А почему не поедете туда? Хотя бы в отпуск.
Художник опустил глаза и молчал. Он не знал что ответить.
Ленка решила прервать эту ностальгическую паузу:
-Итак, дамы! Я не забыла о нашем пари .Помните, что я сказала о том, что видела Ирину раньше? Так вот пришла минута истины.
Янис тащи папку с эскизами.
Ирина с удивлением увидела как художник с шифоньера достаёт знакомую коричневую папку. Она вспомнила её. Это была папка её бывшего любовника-художника Игоря. Он часто убирал её далеко и не давал смотреть своё творчество. Откуда же она здесь?
В папке были листы с эскизами обнажённой девушки.
Вот она лежит, мечтательно закрыв глаза.
Вот обнимает свои коленки и шутливо показывает язык.
А это её обнажённая спина, попа, рука, поправляющая волосы.
В этом празднике женского тела Ирина узнала себя.
С такой любовью и старанием её тело,взгляд, улыбка были нарисованы коричневым карандашом, что все в комнатке любовались мастерством художника.
Светка от удивления и восхищения присвистнула:
-Ирка, так это ты? Такая голая и красивая..
Продолжение следует
http://www.proza.ru/2017/01/04/699