Созидание Глава 15 1974 г. Часть 1 работа Ираиды

Дудко 3
      ЭТО – Я  (ИРАИДА)


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 15  1974 год

ЧАСТЬ 1   РАБОТА ИРАИДЫ

   
  Проработала в системе ГОССНАБА СССР я с марта 1972 года по январь 1980 года, почти 8 лет. Систему ГОССНАБА СССР освоила достаточно хорошо, чтобы о ней рассказывать. Поскольку ГОССНАБ СССР входил в число основных ведущих Комитетов страны, естественно, он был увязан функционально и информационно с другими организациями этого уровня.
   
  Отправной точкой всех работ, выполняемых Госснабом СССР, являлись спускаемые ему Госпланом СССР пятилетние и текущие планы выпуска основной продукции, необходимой для функционирования предприятий и заводов страны, и потребляемой всеми регионами СССР.
   
  Официально в задачах и функциях Госсплана СССР это звучит так:
   
  Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.
   
  В этих планах указывались основные контрольные цифры оборудования и другой номенклатуры продукции, которые заводы должны были выпустить в обязательном порядке.

  При этом Совет Министров СССР и Госплан СССР утверждают планы производства, балансы и планы распределения по укрупненной номенклатуре, охватывающей до 2 тысяч наименований продукции, а Госснаб СССР - до 12 тысяч наименований.
   
  Я не хочу излагать здесь всю технологию работ, выполняемых ГОССНАБОМ ССС. Хочу лишь объяснить мою точку зрения - почему я считаю, что на данном первом этапе работа ГВЦ ГОССНАБА СССР и всех отделов внедрения вычислительной техники в Главсбытах и в Главкомплектах была бесполезной. Хотя, может быть, без этого первого этапа - "пробы пера и ошибок", запустить такую огромную информационную систему на "рельсы" ЭВМ было бы невозможно.
   
  СОЮЗГЛАВСНАБСБЫТы получали от всех предприятий страны ЗАЯВКИ, в которых указывали свои потребности в том или другом виде продукции... Объемы заявляемой продукции не должны быть ниже контрольных объемов, спускаемых ГОСПЛАНОМ. На самом деле потребность в продукции всегда была больше этих контрольных цифр, так как в ней нуждались предприятия - на такие виды работ, как ремонтные, и многие другие.

  То есть, была продукция, которая не контролировалась ГОСПЛАНом. Тогда эта функция (планирования) также ложилась на ГОССНАБ.
   
  Работа сводилась к следующему. Каждый завод должен был составить "ЗАЯВКУ" на необходимую ему продукцию и представить её в СОЮЗГЛАВСНАБСБЫТ, за которым эта продукция была закреплена. А сколько было создано таких главков и какая продукция распределялась ими, можно посмотреть в структуре ГОССНАБА СССР, приведенной нами ранее.
   
  Компьютеров тогда ещё на рабочих местах не было. Централизованно заявки не собирались. Когда начиналась "заявочная" пора, в Главки с заводов направлялись "ходоки". Это были снабженцы с заводов всей страны. И какие-то они были все похожие: заискивающе улыбающиеся, уставшие и с портфелями, набитыми бумагами с цифрами и скромными презентами.
   
  Такой человечек осторожненько приоткрывал дверь "своего" родного главка, также осторожненько просовывал голову в образовавшуюся щель, и замирал. При скрипе двери головы всех кураторов поворачивались в сторону двери. Затем все головы кроме одной, опять опускались к своим тетрадям. А та единственная не отвернувшаяся голова приветливо кивала и, поскольку рядом стоящий со столом стул был обычно занят кем-то ещё, говорила - "Здравствуйте. Посидите в коридоре, я освобожусь и вас приглашу". Поскольку номенклатура продукции, которая была нужна заводу, распределялась несколькими главками, такой "ходок" несколько дней проводил, высиживая в коридорах под дверями разных главков.
   
  А кураторы, побеседовав с представителем завода, открывала свою очередную тетрадочку, и сравнивала цифры прошлогодней заявки и новой. Чаще всего задавались одни и те же вопросы. Почему у завода увеличилась потребность, ну, скажем, на такие-то насосы? Ведь они дефицитные. И выпуск их в следующем году не увеличился. Где же на всех набраться?
  Бедный снабженец то краснел, то бледнел, то обливался потом, то вдруг расплывался в счастливой улыбке. Разговаривать приходилось шепотом, чтобы не мешать другим работающим в отделе. Комнаты в помещениях старых казарм были большими, и отделы были тоже не маленькие.
  Наконец, разговор заканчивался тем, что основная заявка принималась, ряд позиций оставался под вопросом - "Оставьте... Посмотрим... Может быть... Звоните..."...
   
  А в ГВЦ эта пора была тоже "авральной". Уже были отпечатаны в типографии для каждого главка ведомости с перечнем закрепленной за ним продукции. Причем, против каждого наименования уже был пропечатан код данной продукции. Не помню, кажется, код включал в себя больше десяти знаков. Остальная часть ЗАЯВКИ представляла собой пустографку, разбитую по кварталам года.

   Чтобы не отрывать основных работников союзглавснабсбытов от основной работы, эти ведомости передавались в отделы внедрения вычислительной техники. И вот, в частности, в нашем главке мои девочки брали заветные тетрадки у кураторов и вручную переписывали из этих тетрадей заявленные цифры в ведомости. Делать нужно было быстро, чтобы уложиться в сроки, отпущенные на заявочную компанию.

  Затем ведомости передавались в ГВЦ ГОССНАБА, где набивались на машинные носители. Потом уже на ЭВМ проводился расчет сводных ведомостей. Проще - определялась сводная заявка, равная сумме заявленной потребности по каждой единице продукции всеми заводами страны. Параллельно велась работа по уточнению и доработке классификаторов продукции и т.д.
   
  А в это время ту же работу в своих тетрадях делали, как я их назвала - кураторы.

  Результаты расчетов с ЭВМ выдавались опять в главки. И теперь мои девочки должны были сравнить эти результаты с теми, что получились в тетрадях у кураторов.

  Ну, и что можно было ожидать? Ни одна цифра, ни по одной позиции не совпадала.
   
  Задумано, может быть, было и не плохо, только, к сожалению, вся эта работа делалась впустую. Почему? Да потому что ЗАЯВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС не являлся стабильной процедурой. Это был "живой организм", который находился в постоянном "движении". Пока мы переносили первоначально заявленные цифры в ведомости, сдавали их в ВЦ, и ждали результатов, данные заявок менялись на 50 % и более. Изменения согласовывались и по телефонам, и в процессе "защиты" заявок, и, соответственно, менялись почти ежедневно. Дело в том, что заявочная компания не зря, наверное, называется "компанией". Не проходило буквально нескольких дней, как те же "ходоки" атаковали кураторов телефонными звонками, исправляя и уточняя первоначальные данные. Тетрадочки пестрели различными пометками, зачеркиваниями и добавлениями, понятными только самим хозяевам этих записей.

  И, пока огромная армия работников ГВЦ обрабатывала многотысячную номенклатуру, занесенную в отпечатанные ведомости, эти первичные данные изменялись настолько, что полученные цифры с ЭВМ уже никому были не нужны...
   
  Происходило элементарное дублирование.

Но компьютеров на столах у каждого работника тогда не стояло, а потому...

Мой и другие такие же отделы дублировали работу кураторов. Если бы они сами, даже не имея компьютеров, заполняли все заявки, используя типографские ведомости, возможно, и данные были бы актуальными для их дальнейшего использования на стадии распределения продукции по потребителям.

 А эта стадия в технологической цепочке работ по снабжению и сбыту продукции была намного интереснее, я бы сказала - более творческой, чем сбор заявок. Дело в том, что при распределении продукции заводам, в соответствии с поданными заявками, любой куратор обязательно оставлял какое-то количество этой продукции "про запас". Так называемый - резерв на случай непредвиденных потребностей, таких, как - аварии и т. п. А это что значит? Правильно. Я - хозяин. Хочу - дам тебе, или - тебе...
   
  Должна сказать, что никогда ни один работник главка не использовал таких, ставших в последние годы привычных методов, как - взятка. Но, безусловно, какие-то знаки благодарности, наверняка существовали. Это - скорее всего был бартер. Тонкостей отношений между такими системами, как завод - главки союзсбытов я не знаю, так как мой отдел выполнял другие функции, но однажды я воспользовалась такой возможностью. Я была в хороших отношениях со всеми работниками главка. Собираясь в отпуск, я обратилась к одной сотруднице с просьбой - помочь с путевками. Она позвонила на один из заводов. И он выделил, естественно, не мне, а ей - две путевки для меня, в пансионат "АДЛЕР". Я допускаю, что за эту услугу ей, вероятно, потом пришлось завод отблагодарить, выделив какой-нибудь внеочередной наряд. Но то, что путевки были дефицитом, я знаю точно. А о таком отдыхе, как в этом пансионате, мы больше и не мечтали, еще и потому, что все отпуска стали проводить на купленной машине - Волга.
   
  В общем, из выше рассказанного понятно, что на том этапе внедрение ЭВМ в работу специалистов ГОССНАБА СССР только начиналась. Первое время это меня устраивало, так как позволяло осмотреться, ознакомиться с функциями и задачами, выполняемыми главками. Главное было - вовремя сдавать в ГВЦ эти "чертовы" заявки, заполнение которых вручную не требовало ума.
   
  Меня привлекло в этой работе то, что в вычислительном центре был создан свой Научный Совет, к работе которого привлекали всех начальников отделов, подобных моему. Поскольку мы "варились" внутри практических процессов, и знали много специфических нюансов, соответственно, могли подсказать "теоретикам" из ВЦ много полезных советов. То есть, нас как бы привлекали к процессам разработки и совершенствования постановок задач их отработки и внедрения.
   
  К стадии разработки задач по распределению продукции - "разнарядки", и её "занарядки" - когда каждый завод должен был получить документ на выделенную ему продукцию - так называемый "НАРЯД", ГВЦ ГОССНАБА приступил только теоретически.
   
  Но все тонкости ГОССНАБовской работы, я узнала гораздо позже. А пока я попала на стадию - "ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ".

  Но наше дело было маленькое. Девочки сидели и заполняли вручную заявочные ведомости... Я помогала им. Работа нудная. И вот замечаю, что периодически они переглянутся, и друг за дружкой выходят из комнаты. Сначала я недоумевала - куда это "мы с Тамарой ходим парой?". Не в туалет же они бегают так часто и одновременно.
   
  Помнится, я бросила курить, когда забеременела ещё Стэллой. Во время токсикоза мня выворачивали наизнанку запахи керосина и табака.

  Когда я работала в ЦНОТ-ХИМе, я не курила. По-моему, из нашего отдела не курил тогда никто.
   
  А вот, что случилось в Госснабе.

  Я решила проследить - куда же это мои милые девочки "ныряют" с рабочих мест. Смотрю,  оказывается  - в дверь напротив. Вдоль длинного коридора тянулись окна с видом на сквер. Вход для всех входящих в здание был только один - парадный, центральный. А двери остальных подъездов были закрыты намертво. Если зайти на эти лестничные клетки изнутри, то попадаешь совсем в другой мир. Огромные старые, не действующие лифты, вокруг которых спускалась вниз мраморная лестница. Довольно широкие площадки были заставлены старыми столами и сломанными стульями. На каком-то этаже даже стоял продавленный диван. Света не было. И только присмотревшись, в какой-то момент начинаешь различать эту пережившую себя мебель, и сидящие на ней женские силуэты. А главное, это то, что сразу же тебя сшибает с ног туманная завеса из табака. И ещё поражает не стихающий шелестящий гул. Это лестничное эхо резонировало шепоток воркующих курильщиц. Лестничные пролеты были негласно поделены между отделами, работавшими на соответствующих этажах. И, только, если не было свободных мест на площадках (в ложах), то кто-нибудь курил, спустившись на несколько ступенек лестницы, облокотившись на стертые широкие перила.
   
   В общем, эти дымные подъезды можно назвать клубом курящих женщин. В сбытах работало мало мужчин. В основном это был женский коллектив. И, как оказалось, почти вся молодежь была курящей. Сначала мои девочки застеснялись. Но, когда я попросила у них сигаретку, они смирились с моим присутствием. Так и стали мы ходить стайкой - всем отделом. На лестницах удобно было обмениваться новостями и просто сплетничать. Пришлось мне выгадывать денежку на сигареты. Дома я не курила. Поскольку Витя молчал, я помалкивала на эту тему тоже. Но однажды ко мне в гости заявилась (не помню - по какому поводу) Ёлка, и привезла с собой Олега. Когда я побежала в буфет, чтобы купить им чего-нибудь вкусненького, они от нечего делать заглянули в ящики моего стола. Смотрю, у них какие-то хитрые рожицы. По дороге домой они проговорились, что видели у меня в столе сигареты. Но папе о своей находке они не рассказали, хотя я их об этом не просила.