Ч. 1 Нашли покой на дне океана. U-29

Владимир Врубель
Обратиться к этой теме меня побудил подарок работников библиотеки города, в котором живу. Он тронул меня тем, что они запомнили интересующую  меня тематику, и в очередной поход в библиотеку мне там вручили стопку толстых фолиантов из списанных книг, но в очень приличном состоянии.

Все издания, снабжены множеством фотографий, карт и схем, и посвящены периоду второй мировой войны, именуемому в литературе «Битвой за Атлантику».

До поступления в училище после окончания севастопольской школы №3, я был глубоко убеждён, что война началась с нападения фашистской Германии на СССР. То, что военные действия начались раньше, конечно, знал, всё же имел пятёрку по истории, но нам внушали, что они никакого существенного значения в войне не имели.

В училище мои представления стали меняться на лекциях по истории военно-морского искусства, когда преподаватели открыли нам истинный размах военных действий на море.

Потом я прочитал множество мемуаров советских и зарубежных авторов, исторических трудов, и пришёл к твёрдому убеждению, что если бы вся мощь фашистской Германии обрушилась на нашу страну, устоять против неё было бы намного тяжелее.

Достаточно вспомнить, что во время первой мировой войны всего лишь два германских военных корабля держали в напряжении весь российский императорский Черноморский флот.

Во время второй мировой войны силы фашистской Германии на Чёрном море были несоизмеримо меньше наших, но Черноморский флот, тем не менее, понёс огромные потери.

Такая же обстановка была и на Балтике, и на Севере. Вот почему замалчивание действий союзников на море против стран Оси выглядело в моих глазах не очень приглядно.

Не хочу  ничего писать о политике, о международной обстановке, обо всём, что предшествовало войне. Сейчас об этом написаны тонны книг самого разного толка, противоположных взглядов и мнений.

Каждый человек, интересующийся историей своей страны и мира, способен сам выработать собственное мнение на основе чтения и обдумывания прочитанного. С теми же, кто не читал, не знает, а все сведения черпают из телевизионных передач, и, как попки, повторяют чужие слова, обсуждать вопросы истории бесполезно.

Как, впрочем, и с теми людьми, для которых важны не мысли, высказанные автором, а место, где он живёт. Поэтому я пишу для тех, кому эта тема интересна, и у кого хватает воспитания и ума оставаться корректным, даже если он не согласен с автором.

1-го сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, а  3-го сентября 1939 года началась война между Англией, Францией и Германией.  До начала войны более трети всего мирового судооборота было сосредоточено на коммуникациях в Атлантическом океане.

Островная Британия находилась в полной зависимости от морских перевозок. Примерно 50 процентов сырья для английской промышленности и продовольствия для населения ввозились морским транспортом. За сутки через порты Англии проходили более 350  судов.

На эту ахиллесову пяту и нацелилось немецкое военно-морское командование. Как и в первую мировую войну, Германия намеревалась организовать морскую блокаду островов и вынудить англичан сдаться. Вначале немцы главную роль отводили надводным рейдерам и второстепенную – подводным лодкам.

Первый блин оказался комом. 14-го сентября подводная лодка U-39, которая патрулировала в Атлантике, к северо-западу от Ирландии, обнаружила авианосец «Арк Ройял», который тоже отправился на охоту, но за немецкими подводными лодками.

Командир подводной лодки капитан-лейтенант Герхард Глаттес с расстояния 800 метров атаковал авианосец тремя торпедами G-7 с магнитными взрывателями. Но торпеды взорвались примерно за 80 метров до корабля. Англичанам крупно повезло, чего не скажешь о немцах.

Три эсминца охранения, как гончие, резво рванулись к месту нахождения подводной лодки и принялись сбрасывать глубинные бомбы. Лодка потеряла ход, полопались магистрали, отсеки заполнились хлором. Командир лодки приказал всплыть.

Задыхающиеся моряки, кашляя, выбрались на палубу, где их взяли в плен англичане. Подводная лодка затонула. Отказы торпед происходили и с взрывателями ударного типа.

  Когда посыпались жалобы командиров подводных лодок о частых отказах торпед, арестовали и посадили в тюрьму тех руководителей, которые занимались разработкой и производством оружия для подводников.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что испытания были проведены по сокращённой программе, разработка торпед велась совместно военными и гражданскими специалистами,  военная приёмка на производстве отсутствовала.

Через полгода осуждённых конструкторов и военных выпустили из тюрьмы, поскольку все они были хорошими специалистами, провели полностью испытания по программе, а торпеды стала принимать военная приёмка. Отказы прекратились.
Кстати, похожая история произошла и в США, где проблему с торпедами решили подобным же образом.

Не обошла похожая история и нашу страну. Один из выдающихся организаторов оборонной промышленности директор артиллерийского завода  А.С. Елян в 1942 году попросил убрать с завода военную приёмку, которая, по его мнению, только мешала. Он обосновал это высокой сознательностью инженеров и рабочих.
 
Вскоре с фронтов посыпались жалобы на отказы орудий при стрельбе. За это могли и расстрелять. Пришлось Еляну чуть ли не в ногах валяться перед министром вооружений, чтобы на завод вернули военную приёмку.

Зато повезло командиру подводной лодки U-29 капитан-лейтенанту Отто Шухарту. Его три торпеды сработали вовремя. Авианосец "Корейджес", который он преследовал, после взрыва торпед перевернулся и затонул через двадцать минут, унеся с собой на дно 519 человек, включая командира корабля.

Командиру немецкой подводной лодки, действительно, повезло, случилось стечение благоприятных обстоятельств: из четырёх эсминцев охранения два ушли выполнять задание, авианосец замедлил ход и развернулся по ветру, чтобы принять самолёты, и оказался бортом против носовых торпедных аппаратов подлодки.

Эсминцы по гидролокатору обнаружили подлодку и атаковали её глубинными бомбами. Шухарт приказал опуститься на глубину, на какую лодка ещё никогда не погружалась.

Скрипели переборки и летели срезанные  крепёжные болты. Взрывы так сотрясали лодку, что лопались лампы. Как потом писал Шухарт, он не надеялся, что они останутся живыми. Но оказался везучим – на эсминцах окончились глубинные бомбы, и они ушли. Подлодка добралась до базы.

Отто Шухарта и всю команду наградили. Кстати, он, действительно, был везучим: остался в живых на войне, в 1955 году снова поступил на службу во флот, умер в возрасте 80 лет в Штутгарте.

На войне всегда так: одним - горе, другим  - радость. После этой трагедии британское адмиралтейство оттянуло из Атлантики все авианосцы. Немцы ликовали. Но рано.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/03/1315

На фотографии: капитан-лейтенант Отто Шухарт