Исповедь российского добровольца. Часть 30

Юрий Горошко
       "...ОСТАНЬСЯ ЖИВОЙ!"

    В предыдущей части я подробно описал, что такое Минск-2, и зачем, по-моему мнению, он был нужен. Поэтому сейчас я не буду углубляться в дебри геополитики и прочей болтологии на эту тему. Добавлю лишь и уточню один момент:
    Вторые Минские соглашения были подписаны - 12 февраля 2015 года, когда само Дебальцево не было ещё окончательно освобождено от "доблестной" украинской армии. Что сама Дебальцевская операция, вернее её активная фаза, продолжалась потом ещё неделю. И завершилась она только 18-19 февраля 2015 года полным освобождением города и его окрестностей.
    Когда-нибудь, лет эдак может через пятьдесят, нам, из архивов ФСБ достанут и покажут истинные масштабы и точную цифру наших потерь при штурме этого города. Но это будет не скоро. Я же, в свою очередь, ограничусь одним словом, которое уже упоминал ранее... потери были - ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ! Остальное - военная тайна.
    Кстати, если вам, кто-то будет рассказывать из "достоверных источников", о том что они, эти потери, были минимальны, то тут уже дело ваше, верить этому "источнику" или нет? Мозги у каждого свои.
 
    Я к чему это всё?
    Бригада "Призрак", при освобождении Дебальцево тоже ведь, как и все, понесла потери...НО!...В отличие от других подразделений, потери эти были небольшие! Небольшие несмотря на то, что наша бригада принимала САМОЕ АКТИВНОЕ участие в этом мероприятии. Причём реально принимала, а не "на камеру". Что такое "на камеру" многие наверное знают? Это когда, например, стратегические высоты, укреп-районы, сёла или города - берут одни, а в телевизоре, потом - показывают других.
    "Телевизионный планктон" ведь, в большинстве своём, особо не задумывается: кто, что, где, когда и с какими жертвами взял тот или иной населённый пункт или высоту? Ему, по тв, уже всё разжевали и положили в рот. Глотай и наслаждайся процессом. Остальное не его, планктона, забота.
    Кстати, российские каналы, у нас в "Призраке", тоже были и снимали. Например: спец-коры "России" и "НТВ. Правда были они у нас не так часто.
- Почему не часто?
- Да очень просто. Всё дело в том...
    ...что Мозговой, для наших СМИ был не очень удобной медийной фигурой, по причине того, что он со своими идеями о Новороссии, никак не вписывался в "генеральную линию партии".
     Скажу даже больше: по многим вопросам, эта линия очень сильно отличалась от официальной, потому что сам проект "Новороссия", к моменту начала Дебальцевской операции, был уже давно и плотно "заморожен", а само слово "Новороссия" перестало мелькать в наших СМИ, то есть - было удалено из медийного пространства России.
- Почему так произошло? - спросите вы меня.
- А ответ очень прост и лежит он на поверхности:
Новороссию, к тому моменту, уже давно "слили"!
Вот только, в слух нам об этом не говорили. Очень тихо, плавно и аккуратно, само понятие и слово "Новороссия" исчезло из эфиров наших российских политических ток-шоу.
     НО не путайте понятия: ЛДНР и Новороссия!
Два полукняжества - это ещё не вся Новороссия. И ты, читатель, сам это знаешь.
    Они такие же разные, эти понятия, как обычный серый кот и амурский тигр. Вроде и порода одинаковая - кошачья, но масштабы и весовые категории у них разные.
    Можно привести ещё пример, с птицами: воробей и орёл!
Воробей конечно тоже птица. Но не Орёл!
Он мало летает и много прыгает, в поисках пропитания. Ещё больше чирикает. А если и летает, то не высоко, с ветки на ветку.

     Почему Новороссию слили, а Донбасс ещё нет, я уже тоже ответил в предыдущей части. Поэтому здесь повторятся не буду.    
     Кстати, тут не надо быть видным политическим аналитиком или экспертом, коих сейчас на каждом нашем канале - по доброму десятку. Они, эти эксперты, как правило, одни и те же. Только и успевают, что переходить от одного канала к другому. Из студии в студию. Вроде бы днём, он выступал с речью на "Первом"... смотришь, а он - уже на НТВ, а ночью - на "России", у Соловьёва или ещё каком другом канале.
И когда они только все успевают анализировать и выдавать инфу в эфир? Да, что там анализировать? Когда они домой успевают, к жене и детям? Вот загадка природы.
   
    Но я отвлёкся. Вернёмся в Дебальцево.
    Пожалуй единственным ТВ-каналом, который был с нами тогда, практически каждый день, это был "Лайф-Ньюс", в лице съёмочной группы Сергея Давыденко. В том числе в Ломоватке и Алчевске. В интернете вы можете легко найти его репортажи с передовой и интервью с самим Мозговым, сделанное в разное время.

- Так почему же "Призрак", при штурме этого города, понёс наименьшие потери, спросишь ты меня, дорогой читатель? В чём тут дело?
    А дело всё в том, что наш комбриг, в первую очередь думал о своих бойцах, а не о том, что: "Дебальцево надо взять любой ценой и кровью!"
    Да, он мог себе позволить такую "роскошь", как независимость!
Мозговой, многие свои решения принимал самостоятельно. Дело в том, что у него такие понятия, как: честь, достоинство и совесть, были в крови. Так же, как и здравый смысл, что в период боевых действий, имеет бОльшее значение, чем просто исполнение приказа: "Вперёд, за Родину!"
    У Борисыча, как у комбрига, была ещё одна важная черта - у него всегда было своё мнение на то или иное действие или противодействие. И это мнение, он не боялся высказывать в слух, в противовес директивам и инструкциям из "Луганского обкома". За что, собственно, не однократно подвергался резкой критике,оскорблениям и даже угрозам.
    Как покажет время, угрозы эти, к сожалению, были не просто угрозами. Через три месяца, после описываемых здесь мной событий, они будут приведены в исполнение. Но сейчас не об этом.

- 18-20 февраля 2015 года. Дебальцево - Алчевск.

    После того, как был освобождён последний дом в Дебальцево, встал острый вопрос с беженцами. Что с ними делать?
    Напомню, кто если не в курсе, что Дебальцево в те дни напоминало - Сталинград! Со всеми вытекающими гуманитарными последствиями. Люди неделями сидели в подвалах под бомбёжками. Сидели в своих разбитых домах и квартирах без элементарных бытовых условий: отопление, газ, водопровод, канализация, электричество. Тогда цель была у всех одна - просто выжить!
    Всё было разбито и разрушено. Помню сияющие дыры в стенах от снарядов и пуль, в мёртвых домах, в которых как-то жили люди. Помню эти чёрные, пустые окна, с выбитыми стёклами, смотрящих на меня, как-то холодно и тихо. Было ощущение, что я нахожусь среди каких-то жутких декораций к фильму о Великой Отечественной войне. Что это всё кино. Что вот сейчас я переключу канал на другой фильм... и всё исчезнет с нажатием кнопки...
   Но оно не исчезало. Не исчезало, потому что это всё было в реальности. Так же, как запах гари, крови и пороха витавший в воздухе в те дни в Дебальцево. В городе - призраке!

    Первая помощь, после освобождения, многим беженцам была оказана конечно же на месте, в самом городе. Людям предоставляли медицину и горячие питание по мере возможности. Но в полном объёме, в разрушенном войной городе, это было делать очень затруднительно. Поэтому Мозговым было принято решение:
Силами бригады "Призрак", часть беженцев перевести на автобусах в Алчевск и там, временно, расселить их по общежитиям.
    Это были обычные, заводские общаги, которых на бескрайних просторах бывшего Союза тысячи - коридор, по краям которого расположены комнаты. Общая кухня, общий туалет. Ничего особенного для простого, мирного человека. Особенность была лишь одна: здесь они были в безопасности.
    Я помню этих людей. И буду помнить всегда!
Грязные, голодные, вонючие (уж простите за подробности), уставшие, обессиленные, с глазами кротов, которых только что вытащили на свет божий. Они смотрели на нас и не верили своему счастью. Не верили, что уже всё закончилось. Что есть: свет, вода...что вокруг никто не стреляет и никто не умирает.
    Комбриг тогда лично обходил каждую комнату и у всех спрашивал: кто, как устроился, нужно ли ещё, что-то?
    Передвигался он по этим комнатам, как всегда стремительно. Мы, естественно, с ним. Мы - это Я, Албанец и Рок. Метла, Лесник и Макс остались тогда в Ломоватке. С нами ещё "Зазик" (Серёга Тюрин) со своей камерой, как настоящий военкор. Я потом видел эти кадры. Камера конечно не может передать в полной мере то, что было в реальности. Например - запахи.
     Помню, заходим в одну комнату. Мозговой впереди, я за ним, Рок и Албанец в коридоре. Рядом "Зазик" со своей камерой. Я стою молча, стараюсь не дышать. В этой комнате собрали лежачих больных. Тех, кто почти не передвигался самостоятельно. Вонь в комнате такая, что глаза режет. Борисыч же, как будто не замечая этого запаха, спрашивает у беженцев:
- Ну, как устроились?
- Да, спасибо. Всё хорошо.
- Вас покормили?
- Да, спасибо.
- Может есть ещё какие-то просьбы?
- Да, есть, - чуть не плачет одна бабуля.- Собаку я там свою оставила, в Дебальцево. Помрёт она без меня.
- Бабушка, я всё понимаю, животных тоже люблю, но нам сейчас в первую очередь надо о людях позаботится, вы уж извините. И главное сами выздоравливайте, - отвечает ей Мозговой.
После чего прощается и идёт в следующую комнату.
     В другой комнате картина примерно та же самая. Только воздух уже не так режет глаза. Там уставшие люди просто сидят на кроватях.
Мозговой останавливается в середине комнаты. Там две пожилые женщины. Одна инвалид, без ноги. (рядом с ней стоит инвалидная коляска) и пожилой мужчина
- Здравствуйте! Ну рассказывайте как вы тут, - обращается он к ним.
- А что вам котЫки расказуваты? СпасЫбо, шо приняли, накормили, - говорит одна из бубушек с украинским говором.
- Ты садись, - говорит Борисычу пожилой мужчина лежачий на другой кровати.
- Да, спасибо, я постою, ничего страшного, - отвечает он ему.
- Да ты же на ногах весь день, садись.
Но Борисыч не садится.
- Вы уж извините, что поместили вас в такие скромные условия, чем богаты, - продолжает он разговор.
- Да ничего страшного. Главное что свет над головой и тепло, - хором отвечают ему люди, - Мы там вообще сидели в подвалах без еды и воды.
- Вас покормили, всё хорошо? - интересуется Мозговой.
- Всё хорошо, покормили. И даже на руках занесли сюда. Спасибо хлопчикам вашим, - отвечает ему женщина без ноги.
Всё это "Зазик" снимает на свою камеру. Я стою рядом с ним, тут же в комнате. В кадр на попадаю, но наблюдаю эту всю картину своими глазами.
- Скоро всё будет хорошо. Скоро мы вас отправим по домам, - продолжает Борисыч.
- Так, а по каким домам? Дома-то наши все разбиты, - сокрушается мужчина.
- Отстроим, восстановим. Наши ведь отцы и деды, после той войны отстроили всё. Вот и мы отстроим.
- А возьмыть мэни до сэбэ. Я - военная. Я з вами пийду, з Богом. И дорогу покажу вам. Як ангел буду захищать вас, - говорит бабушка с украинским говором.
- Да у меня каждый боец: ангел, - улыбается Мозговой.
- От отож я вам и желаю з Богом, з ангелами. Шоб Господь нэчисту силу бил. Колы вони если нэхочуть жить з Богом, нэхай тогда живуть з сатаной.
- Ну, спасибо Вам за это. Пойдём мы дальше если позволите, - говорит ей комбриг.
И тут пожилая женщина встаёт с кровати, берёт Мозгового за руку, потом за лицо и говорит:
- Мояж ты ридна, моя ж ты дитЫна. ЖивИй останься! Прошу я тэбэ! - говорит она ему.
   Комбриг улыбается ей ещё шире и отвечает:
- Конечно. Непременно останусь. А пока позвольте я пойду служить дальше.
- Иди, служи.
Женщина крестит его, потом всех нас. После чего мы продолжаем свой обход по общежитию.

   Тогда, в феврале 2015 года, эта пожилая женщина, как и мы все, ещё не знала:
   Что командиру бригады "Призрак" - Алексею Мозговому, судьба отведет остаться в живых, всего три месяца.
   Что на него будет покушение - 7 марта того же года, когда он чудом останется жив.
   Что будет парад Победы - 9 мая в Алчевске, вопреки всему.
   Что на его похороны - 27 мая, в том же Алчевске, соберётся полгорода.
   И что через год - 23 мая 2016 года, в этом городе, ему установят памятник.
   Всего этого тогда, мы ещё не знали...

   Но об этом, уже в следующих частях моей исповеди.

          Продолжение следует...