Письмо Г. Г. Кагановского - Сати Спиваковой

Геннадий Кагановский
ПИСЬМО Г.Г.КАГАНОВСКОГО - САТИ СПИВАКОВОЙ

Глубокоуважаемая Сати Зарэевна! В этот крайний день уходящего года (остались считанные часы до свидания с Вами и с Владимиром Теодоровичем на новогоднем празднике канала «Культура») я решаюсь обратиться лично к Вам обоим – вот по какому поводу.

В течение нескольких последних недель и дней я был под сильнейшим впечатлением от целого ряда грандиозных телепрограмм (прежде всего это Большая Опера с вашим ярким участием и, конечно же, персональная Ваша Нескучная Классика, а также блестящая серия уникальных диалогов Владимира Теодоровича с Соломоном Волковым); но, к величайшей нашей общей тревоге и озабоченности, все эти и многие другие отрадные события происходят на сгущающемся фоне удручающих и угрожающих перемен в современном мире.

Страшная Сочинская авиакатастрофа 25 декабря как бы послужила неким «водоразделом» между 2016 и 2017 годами. Никто из нас не знает сейчас – что ожидает нас завтра. Все мы, я убеждён, крайне нуждаемся в какой-то особой поддержке и опоре, в той жизненной силе воздействия, которая более всего свойственна Музыке.

В этой связи мне вдруг вспомнился – почти треть века уже пролетела – бесподобный подвижнический концерт под горестным небом Вашей Родины, когда случилась совершенно невероятная по своим масштабам жесточайшая массовая трагедия. Несколько лет назад я написал об этом концерте стихотворение «НАС ВРАЧЕВАЛА СКРИПКА СПИВАКОВА (о концерте под небом потрясённой Армении)», вошедшее в мой сборник «Спичка на ветру». Сегодня я беру на себя смелость послать Вам этот текст с посвящением: Сати, Владимиру, Алле. (Буду рад, если пожелаете, подарить сборник.)

НАС ВРАЧЕВАЛА СКРИПКА СПИВАКОВА...
(о концерте под небом потрясённой Армении) [2011]

                Сати, Владимиру, Алле

Что Жизнь? — Пустяк.
Цена — пятак.
Пример — Спитак.

Малютка-девочка проснуться не успела,
а чёрное уже свершилось дело.
(Дарами длань Творца не оскудела.)

У Промысла — сокрытый код маршрута.
Одна (и та неполная) минута
всё в городке перевернула круто.

Здесь на заводе делали лифты,
но город вмиг лишился высоты.
Вдруг вместо жителей — зиянье пустоты.

Армяне вздрогнули во всех углах Планеты.
И не-армян нигде бесскорбных нету.
Весь мир воспринял состраданья эстафету.

В неутолимой горестной печали
чудесные аккорды прозвучали —
о cветлом нескончаемом Начале.

Под сенью беззащитного покрова
нас врачевала скрипка Спивакова.
С ней заодно мы пели, плакали и пели снова.

На сцене рядом со смычком читала
нетленный «Реквием» москвичка Алла
Демидова... И тишина настала.

Та тишина, когда живые звуки
из-под руин взывают ко спасенью
и — обессиленно — изломанные руки
ещё шевелятся под этой тяжкой сенью...

Я ничего подобного не видывал.
Беда во искупленье? Мир таков?
Я выкрикнул: «Виват, Демидова!
Виват, целитель Спитаков!»...


Всего Вам доброго в Новом Году!
Геннадий Кагановский, 31 декабря 2016.