Рассказики по истории. Диоген и Ксениад

Николай Руденко
 

       Однажды шёл Диоген  по Коринфу, по обыкновению ломая голову над тем, как привить соотечественникам презрение к материальным благам, и недалеко от храма Афродиты встретил Ксениада.
       -Здорово, Диоген, - приветствовал его Ксениад.
       -Здоровей видали, - ответил Диоген. – По-прежнему считаешь, что всё сущее ложно?
       -Я свои убеждения, как перчатки, не меняю.
       -Философ, который не становится глубже, всегда остается на поверхности, - саркастически заметил Диоген.
       -Лучше быть на поверхности, чем на дне глиняной бочки, как ты, - едко возразил Ксениад.
       -Не называй моё обиталище бочкой. Ты же знаешь, что это пифос. И дно его уже давно не дно, а стенка. 
       -Стенка?.. Хорошо... И всё же, почему ты не живёшь в доме, как все нормальные люди?
       -Зачем мне то, без чего можно обойтись?..
       -Ты доводишь всё до абсурда.
       -Да. Для доходчивости. Алчность заразна, она разъедает душу... Человек обязан жить просто. Только тогда он будет счастлив.
       -Странное представление о счастье... Знаешь, про тебя говорят, что ты притворяешься дураком.
       -Прекрасно! – смеясь, воскликнул Диоген. – Я чувствую себя осыпанным цветами триумфа.
       -О чём ты?               
       -Ну как же… всё предельно ясно. Если я притворяюсь дураком, значит, в действительности я – умён. А тем, кто обо мне так отзывается, передай, что они притворяются умными. Будь здоров и не кашляй, Ксениад!

                * * *

       Вывод из этой давней, но весьма актуальной истории не столь очевиден, как кажется. На мой взгляд, сформулировать его можно так. Разуму людей доверяйтесь смело, не задумываясь. Ведь многого они понять не в состоянии.