сделка с дьяволом

Андрей Парис
АЛИМЕНТЫ ФОЛЬКЛЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА А.С.
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»

Учитель мой ,
Товарищ мой.
К тебе взываю я с мольбой
- прости же дерзость мне мою.
Басенки я твои люблю!!!


      С первых строк Александр Сергеевич погружает, своего читателя в Мир не познанного чуда сказочных образов, почерпнутых из копилки  «времен минувших», подаренных ему наставницей – его и няней Ариной Родионовной .
      Дорогой Читатель!
Я могу заблуждаться, но на мой взгляд, в своей сказке Александр Сергеевич повествует о фольклорном элементе жизнедеятельности человека известного в европейских источниках под наименованием – «сделка с Дьяволом».
И так перейдем к нашей Сказке.
  Во первых о действующих героях произведения. И первым кого упоминает автор это – «поп», как говорит автор в первой же строке: - «Жил-был поп, толоконный лоб.». Другие герои :
1.Балда
2.Поподья
3.Бес
4.бесенок
  Обращаю Ваше внимание, Дорогой Читатель, на то что автор не дает описаний своих героев, за двумя исключениями это:
1.поп - толоконный лоб
2.бесенок имеет – «мордку»
( ….Вот . море кругом обежавши,
  Высунув язык, мордку поднявши,
  Прибежал бесенок ,задыхаясь …..)

Александр Сергеевич, не дает прямых наименований, но заставляет читателя задуматься, говоря иносказательно. Итак о чем же речь? Речь идет о том, что между попом и Балдой, говоря современным языком, был заключен «трудовой договор» с оговоренным сроком действия – 1 год и оплатой в размере – «три щелка», на условиях обеспечения питания и места проживания .
    Согласно условий «трудового договора», к периоду расчета, не желая оплачивать, выше названый договор, поп делится с поподьей отсутствием желания расплачиваться по счету и получает бесовский совет – «… заказать Балде службу…» (предполагаемую как не выполнимую) и оставить его(Балду) без оплаты труда.
    Получив бесовский совет, поп заведомо ложно (хотя вопрос спорный имел ли место договор между чертями и попом – автор не говорит) уведомляет Балду, и тут всплывает элемент народного фольклора «черти», обязались платить оброк, т.е. поп подтверждает или желает, из текста не ясно, попустительствовать т.н. «нечистой силе», борьба с которой входит в его прямые служебные обязанности, на условиях материального вознаграждения до его (попа) смерти и отправляет Балду получить недоимку за три года.
     Балда же, пользуясь познаниями в оккультизме, идет к берегу моря и что бы вызвать Черта крутит веревку моча конец в воде (прошу заметить, что автор дав знание не дает ключа – он не поясняет из чего следует вить веревку для вызова названой сущности.
     Повинуясь высшим силам к Балде является Бес - «…Зачем ты, Балда, к нам залез …» и выслушав поднятый вопрос о платежной задолженности попу, удаляется. Балда же с первых минут беседы понимает что облапошит чертей, т.к. Бес даже не интересуется кому он должен платить дань.
     Однако Бес, а он не дурак, лишь оттянул время что бы подбить свою «чертову бухгалтерию» и высылает бесенка (в последствии автор говорит нам, что он внучок Беса) и первым его вопросом является ни кому, а сколько и как вернуть оброк обратно в Сине Море . Надеясь остаться при своих сбережениях, именуемая в фольклоре  «нечистая сила», в  лице чертенка предлагает  устроить соревнование с беговым забегом вкруг моря( любопытно по часовой стрелке или вспять).
    «Языческие корни» Балды  и хваткий ум подсказывают способ облапошить "нечесть" – что он с успехом и делает в выше названых соревнованиях и соглашается на второе испытание, побеждая в нем ничего не делая, в настоящее время такой способ называется использую с Вашего позволения современное фольклорное выражение – «разводка по базару», и побеждает пообещав закинуть  предмет принесенный "нечистой силой"  в лице «бесенка» за «ту тучку». Одновременно Балда мутит воду у чертей, не позволяя вести т.н. «Чертову СЛУЖБУ». И бесенок  решает, посоветовавшись с дедом назначить третье испытание, на что получает без условный отпор. Балда переходит в Атаку и заявляет, что настал его черед назначать испытание и назначает испытание земной физической Силы и побеждает крестьянским Умом.
     Нечистая Сила признает победу Балды, вручая мешок оброка и крестьянин вручает его попу .
     Таким образом крестьянин Балда провел комбинацию в целях установления имел ли место факт т.н. «Договора с Дьяволом» (фольклорное выражение используемое в Западной Европе) между попом и «нечистой Силой», проведя названую комбинацию он установил что факт сделки имел место и получил материальное подтверждение – «мешок оброка».
     Кроме того, Балда показал окружающим, наглядно, неизбежность наказания за подобные действия – «вышибло ум у старика», т.е. поп сошел с ума.
    Свою же плату Балда получил , подведя итог вышеназванного трудового договора – «…не гонялся бы ты , поп , за дешевизной.»
     Таким образом в своем произведении автор наглядно подтверждает ,что элемент народной молвы «Договор с Дьяволом»  присутствует, однако расплата неизбежна, скажу словами ПУШКИНА А.С.:
- «Сказка ложь, да в ней намек . Добрым молодцам урок.»

И отступив от данного произведения, заметим большой интерес автора к обсуждаемой теме и массовое отражение оккультных знаний в работах Александра Сергеевича.
   

Материал подготовлен на основании личного опыта ПАРИС.А.П. ,
а так же Книги 
«А.С.Пушкин - Избранные Сочинения»
изданной в г.Москва
издательство «Художественная литература»
в 1980 году, том первый.

10 декабря 2014 года