Кришнаиты, как ролевики

Благородный Пират
Тут недавно мне довелось прочитать мнение, что кришнаитская тусовка чем-то сильно напоминает тусовку ролевиков типа толкиенистов. Все такие прям эльфы... )) Надо сказать, я и сам высказывал нечто подобное когда-то, только уже не помню где. И правда ведь... и там, и там есть некое сообщество с общими интересами, этикетом и другими заморочками... люди берут себе новое имя, одеваются по особенному, появляется характерный новояз. Похожего много.

Вспомнился даже в тему наш приснопамятный КОМКОН-3, где тоже у всех были имена из произведений Стругацких, вводились новые термины типа "массаракш", и обращались друг к другу не иначе как коллеги. Люди любят играть в игры... более серьезные или менее серьезные. Удручает несколько, что кришнаизм, как он реально существует, на поверку оказывается со стороны одной из игр, в которую играют люди в своем фан-клубе. Но ведь во времена Чайтаньи 500 лет назад это было совсем не так, хотя очень похоже.

Махапрабху у меня получается Гамлетом по астросоционике, и думаю, что так оно и есть. Этот тип еще называется "Артист" и указывает на деятельность, связанную с искусством. И правда, практика бхакти, это, по большей части, поэзия, песни, танцы, театральные постановки... насыщенная эмоциональная жизнь, замешанная на откровении самой высокой пробы.

Одно существенное уточнение. У меня есть книжка Ингоэлса "Введение в индийскую логику навья-ньяя", где-то 55 года издания, где упоминается Шри Чайтанья, как пророк любви, который поначалу был ньяиком и учился у прославленного и авторитетного ученого тех времен Васудевы Сарвабхаумы. Так вот, этот Васудева Сарвабхаума и есть тот самый Сарвабхаума Бхаттачарья, у которого Чайтанья 7 дней подряд слушал объяснения Веданты, не проронив ни слова. А на вопрос Сарвабхаумы, почему же он молчит, Чайтанья сказал, что Веданта Сутру он понимает очень хорошо, но никак не может взять в толк, что же хотел сказать Шанкара своими комментариями. Далее Чайтанья изложил свое понимание Веданты, которое Сарвабхаума признал более аутентичным, после чего стал одним из самых ярких последователей Шри Чайтаньи и представителей гаудия-вайшнавизма. Но формально Чайтанья слушал же 7 дней Веданту у Сарвабхаумы, а значит, был его учеником, что и упомянуто у Ингоэлса в книге.

Так к чему это я? А к тому, что кришнаизм во времена своего расцвета в Ориссе во времена Чайтаньи был, помимо всего прочего, самой передовой философией, которой придерживались ведущие ученые того времени. Онтология, гносеология и натурфилософия, медицина, астрология Вед считались тогда последним словом науки. Сейчас, увы, этого сказать нельзя. Наука углубилась в свои проблемы и разрослась со страшной силой в некоего мирового монстра, который влияет на что ни попадя и традиционно находится в противоречии с религиозным мировоззрением. Но этому монстру доверяют... исходя из практических эффектов его деятельности. Вот именно поэтому кришнаизм сейчас кажется иной раз не более, чем ролевкой с религиозным уклоном, основанной на, может, качественных, но архаичных моделях мира и человека.

Правда есть надежда, что нынешняя ситуация - временная. В последние десятилетия явно обозначился синтез науки и религии... в конце которого вполне вероятно, что мы придем к единому и качественному духовному мировоззрению, которое, с одной стороны, будет подлинно научной картиной мира, а с другой - очередной, теперь уже современной версией комментариев на Веданта Сутру.